<<< ΛΛΛ >>>
ких действий, чтобы защититься, например, тогда, когда человек бледнеет,
его бросает в пот, он начитает кричать и т.д., а потом он говорит, что «шиб-
ко испугался» или «врос в землю». Такое бездействие, конечно же, можно —
вполне обоснованно — считать разновидностью реакции, хотя она очень не-
значительна и непроизвольна, способствующей осознанию того, что
страх — это вовсе не друг свободы. Всякий страх — это неволя, гласит старая
итальянская и английская пословица. 30 Страх — это вор. Он крадет у субъек-
та его способность действовать вместе с другими или вопреки другим. Он
оставляет его потрясенным, а иногда наносит ему неисцелимую травму.
И когда над большим числом людей сгущаются тучи страха, никакое солнце
не способно осветить гражданское общество. Страх иссушает его живитель-
ные силы и соки и выворачивает наизнанку институты политического пред-
ставительства. Страх пожирает душу демократии.
Страх как общественная проблема
Итак, обратимся к следующему вопросу: действительно ли демократии, пони-
маемые как динамические системы ответственной перед обществом власти,
содержат в себе механизмы «приватизации», а следовательно, и ослабления
или даже искоренения страхов, угрожающих социальным и политическим
<<< ΛΛΛ >>>
49 подобные страхи указывали на существование вытесненных страхов Однако феномен страха всегда воз- никает в треугольнике социально Стали считать- ся общественной проблемой Воспитать привычку сопротивляться влиянию страха на свои поступки Предпосылкой демо- кратической свободы
|