<<< ΛΛΛ >>>
ем человека к безопасности, славе и материальному богатству. 44
В восемнадцатом веке такое представление о неизбежности страха нача-
ло рушиться. Разразилась затяжная революция в понимании страха. Итак,
страх получил множество имен, а затем стал исследоваться авторами, кото-
рые проводили различие между его причинами и поводами. Внимательно
изучались его истоки в плотно переплетенной ткани психической, социаль-
ной и политической жизни. Более того, появилась возможность — по край-
ней мере, так думали эти авторы — преодоления страха и его парализующих
последствий, причем не просто путем его успокоения или ослабления, на-
пример, посредство религиозной веры. Страх стал считаться исключитель-
но человеческой проблемой, решаемой при помощи исключительно чело-
веческих средств. Некоторые авторы даже рассматривали эту тему в полити-
ческом отношении, иногда даже с радикальных позиций, например, утверж-
дая, что определенный тип политической системы (демократическая рес-
публика) представляет собой своеобразную «школу смелости» (Ферреро) и,
следовательно, лучшее противоядие от страхов, которые лишают граждан
способности поступать самостоятельно.
После того, как страхи, некогда переживавшиеся внутри, стали считать-
ся общественной проблемой, возникла основа для понимания страха как
<<< ΛΛΛ >>>
Без внимания остаются еще несколько ключевых понятий Он совершенно спокойно отпра- вился в командировку Беспрестан- ное распространение средствами массовой информации образов Способность гражданских обществ обходиться без насилия означает
|