Пиши и продавай! |
ТИХОМИРОВ Лев Александрович (1852—1923) — общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель. Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в «общество чайковцев». Арестован в 1873, провел 4 года в ожидании суда в Петропавловской крепости. Судился по «процессу 193-х», выслан под административный надзор. В 1877 Т. перешел па нелегальное положение. С 1878 — член центра организации «Земля и воля» (главный редактор одноименного издания организации). В 1879 становится одним из создателей террористического крыла организации «Народная воля». В 1882 эмигрировал и издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли». Духовный и нравственный кризис завершается у Т. к 1888 «выработкой нового миросозерцания» (он выпускает брошюру «Почему я перестал быть революционером»). В 1889 испросил помилования у Александра III и возвратился в Россию, где стал сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». «Духовный поворот загадочного Льва Тихомирова от революционности к монархизму, от атеизма к православию и от позитивизма к мистицизму — явление по-своему уникальное в русской духовной истории» (Г. П. Федотов). В своей теории монархической государственности Т. творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др. Анализируя три типологически самостоятельные формы власти — демократию, аристократию и монархию, Т. при- ходит к выводу об исторической спективности именно 'монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой| силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Т. связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Т. полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Т. видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала. По своей природе, полагает Т., русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача «помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал». По мнению Т., только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество — в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей. Творчество Т. — попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества. Основные работы: «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Монархическая государственность» (1905), «К реформе обновленной России» (1912), «Государство, свобода и христианство» (1912), ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844—1886) — политический мыслитель, публицист, издатель журнала «Набат», представитель бланкистской ветви народничества. Как и анархисты, Т. считал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, поскольку для этого есть все условия: общинный уклад, отсутствие социально-экономических корней у государства и наличие «коммунистического инстинкта» у русского народа. Но, в отличие от М. А. Бакунина, он не верил в революционную силу крестьянских масс, считал их пассивной, консервативной социальной силой. Полемизируя с анархистами, Т. доказывает, что власть — не причина существующего социального зла, а лишь его необходимый результат. Он отрицает укорененность политической власти в экономической жизни русского народа, считает, что она «не воплощает в себе интересов какого-либо сословия» и «только издали кажется силой». Отсюда вытекает вывод о легкости, с которой можно сломить этот колосс на глиняных ногах, «ничтожную кучку автократов». Лозунгом русского бланкизма был призыв к революции во имя народа, но без него. Идея насильственного уничтожения существующего государственного устройства аргументировалась им наличием особого права революционеров на осознание народного идеала и его осуществление. В концепции Т. власть представлялась исключительно как средство осуществления воли небольшой группы людей («революционной партии») с помощью установления своей диктатуры. В отличие от анархистов, он особо подчеркивал роль политической власти (диктатуры класса, пришедшего к власти) в период построения социалистического общества, полагая, что она не только реформирует экономические и социальные основы народного бытия, но и переделает самую природу человека, перевоспитает его. В концепции Т. логически связаны между собой революция, осуществленная заговорщицкой организацией и соединенная со стихийным бунтом народа, диктатура революционеров-заговорщиков после переворота, а также абсолютизация государственной власти при сведенной до минимума роли народа в деле социального реформирования. Т. совершил прорыв в народнической доктрине, провозгласив необходимость политических преобразований как самостоятельных и первоочередных. Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Т. выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства». Т. первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и к представителям власти. П. Л. Лавров определил историческое место Т. в развитии русского революционного процесса как подготовителя, идейного вдохновителя «Народной воли». Оценивая значение идей Т. для русской, политической мысли и революционно-освободительного движения, Н. А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и -Энгельс». Основные работы: «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Революция и государство» (1876), «Народи революция» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Революция и принцип национальности» (1878). ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805—1859) — французский юрист-, политический мыслитель, государственный деятель (заместитель председателя Законодательной ассамблеи Второй Республики и министр иностранных дел), лидер консервативной Партии порядка. Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность — эти вопросы Т. рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией называет представительную систему, основанную на широком избирательно праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общество в котором основной социальной ценностью является равенство. Результат том влияния равенства на социальные отношения, по мнению Т., становится индивидуализм. Политическим с движением демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Т., состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, что мешает установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержании такого баланса. Ни равенство, ни своя бода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлини человеческого бытия. Только будут вместе, в единстве, они обретают такое качество. Кто правит мировым островом |
|
|
|