Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (< лат. toleranfia терпение) — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип Т. начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп.

В политической сфере Т. выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.

ТОЛПА — значительное число людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

ТОРИ (англ. Tory) — политическая группировка, возникшая в Англии в 70-х гг. XVII в. В 60-х гг. XIX в. на ее базе сформировалась Консервативная партия Великобритании. За консерваторами до сих пор в неофициальном обиходе сохраняется название тори.

ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — политический ре-

жим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима. В 1929 газета «Тайме» употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма».

Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.

Т. — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20— 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма («марксизм-ленинизм», «национал-социализм»).

Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов.

Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах.

ТОФФЛЕР (Toffler) Алвин (1928) - американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель.

В своих работах Т. анализирует основные тенденции информационного общества. В центр теоретического внимания Т. ставит растущий рынок знания, информации во всех сферах жизни общества: экономике, образовании, здравоохранении, финансах и бизнесе, сферах массовой информации, досуг т.д. Знание становится важным ресурсом передовой экономики, поскольку оно сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале. На мировом уровне, где происходит борьба за экономическое господство в XXI в. вступает в действие «стратегическое оружие, базирующееся на знании», делает достаточно радикальное заключение: знание является наиболее эффективным источником и инструментом! власти, поскольку оно дает власть высшего качества. Знание часто распределено еще более неравномерно, чем богатство и вооружение, поэтому перераспределение знания, интеллектуальных ресурсов является важной задачей современной цивилизации.

Основные работы: «Футурология» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиги власти. Знания, богатство и насилие на пороге XXI века» (1990).

ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, прав вила поведения в политической жизни. Т.п. являются одним из важнейших факторов формирования политической культуры общества. Т.п. существуют ] форме обычаев, доминирующих норм j принципов поведения, обрядов и ритуалов (см. Ритуал политический) и Способы их передачи могут быть устными, письменными, зрительными и институциональными.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (< лат. traditii передача, повествование) — тип консервативного политического сознания, выступающего в защиту сильной власти и государства, как средстве обеспечения законности и порядка, сохранения традиций и национального начала. Т. предполагает примат общества

над личностью, неизменного над изменчивым, социального над индивидуальным и является средством закрепления определенных социальных отношений. Характерными чертами Т. являются антирационализм и антииндивидуализм. В целом, Т. направлен не в идеализированное будущее, чтобы его мерками оценивать настоящее, а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов — это не утопия, а ностальгия. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Поборники Т. любят взывать к «славному прошлому», «добрым старым временам», к «великим теням», легендарно-мифологические представления, о которых отложились в общественном сознании. Т. придает первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине, рассматривая власть в качестве предпосылки всех свобод.

ТРАЙБАЛИЗМ (< лат. tribal племенной) — принцип политики социокультурной, экономической, этнической и религиозной обособленности, присущий родоплеменным, клановым структурам. Т. в некоторых странах Африки является способом формирования политической элиты. В этих странах он рассматривается как тормоз общественного развития, препятствующий национальной консолидации. Т. фактически сводит на нет принципа равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (напр., в Руанде и Сомали).

ТРАНЗИТОЛОГИЯ (< лат. transitus переход, прохождение + гр. logos учение) — раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии. В 70—90-е гг. XX в. резко воз-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Государство трактуется как большая семья
Объединения государств более универсального характера
МодернизациЯ политиЧескаЯизменение политической системы процессе перехода от традиционного
Суть правового государства
Способной объять любовью все человечество

сайт копирайтеров Евгений