Пиши и продавай! |
Согласно Р., человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой, но рост населения и географические причины приводят к развитию способностей людей, которое, в свою очередь, стимулирует новые потребности, и возникновению в человеческом сообществе сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство порождает неравенство в собственности, являющееся источником постоянной tie-стабильности в обществе. Отсюда возникает необходимость в гражданском мире, который гарантируется общественным договором. Стержнем политической теории Р. является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Мыслитель подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. Общая воля, в свою очередь, выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. В отличие от большинства мыслителей Р. считал суверенитет народа неотъемлемым и неделимым. Народ не может никому отдать свое право на самоуправление и решение своей судьбы. Правительство — лишь временный агент суверенного народа(как у Дж.Локка). Но у Локка народ вручает органам управления власть исполнительную, законодательную и судебную, а Р. против передачи парламенту или кому бы то ни было законодательной власти. Причем исполнительную и судебную власть, передав правительству, все же полностью подчиняет народу — суверену. Суверенность должна отдаваться общей воле народа и не нуждается в представительных учреждениях. Трактуя свободу как подчинение закону, он высказывал идею о возможности принуждения к свободе. Политический идеал Р. — небольшие по размеру государства-республики, где можно прямое, непосредственное волеизъявление народа и контроль за самостоятельностью его представителей. Своим учением о законе как выравнивании общей воли и о законодательной власти как прерогативе не отчуждал народного суверенитета, общественного договора) принципов организации государства оказал огромное воздействие на по дующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политическ4 практики. Его доктрина стала одним I основных идейных источников в процессе подготовки и проведения Французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Идеи 1 являются основанием идеологических построений радикализма. Основные работы: «Рассуждение происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Причины политического права» (1762). РУТИНА(фр. routine) — следование заведенному шаблону, отжившим правилам и навыкам, косность, отсутствия чувства нового. САБОТАЖ (фр. sabotage < saboter стучать башмаками) — 1) намеренный срыв работы путем открытого отказа от нее или умышленно небрежного ее выполнения; 2) скрытое, замаскированное противодействие осуществлению чего-л. САВИЦКИЙ Петр Николаевич (1895— 1968) — географ и экономист, идеолог евразийства. В 1921 вместе с Н.С.Трубецким С. возглавил евразийское движение. На протяжении десяти лет его истории был редактором евразийских изданий, в которых ему принадлежат исследования по вопросам экономики и геополитики. Одним из главных факторов исторического процесса, по мнению С., является тесная связь жизни народа с его географической основой — его «месторазвитием» (термин, введенный в научный оборот С.). «Сущность взглядов Савицкого самым сжатым образом можно выразить так: Россия не Европа и не Азия, а особый культурный мир, лежащий между Азией и Европой, исторически развивающийся то во взаимодействии, то в борьбе и с Европой, и с Азией» (Г.В.Вернадский). Основные работы: «Географические особенности России. Часть 1 -я. Растительность и почва» (1927), «Россия — особый географический мир» (1927). САМОСОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ — уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом. САМОУПРАВЛЕНИЕ — 1) форма народовластия, отрицающая политическое господство; 2) деятельность местных органов власти, осуществляющих процесс управления на данной территории. С. как форма народовластия представляет собой способ управления, основанный на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности и исключающий необходимость применения специального аппарата принуждения. Характерными чертами С. являются: принадлежность власти всему коллективу, причем власть осуществляется либо членами сообщества непосредственно, либо через выборные органы; совпадение в «одном лице» субъекта и объекта управления: саморегулирование общности через посредство согласованных и совместно принятых социальных норм; совместное ведение общих дел, отстаивание и защита общественных интересов на основе самодеятельности. На принципах С. были основаны догосударственные самоуправляющиеся сообщества — общины, племенные собрания, военная демократия и др. Многие исторические формы С. строятся на тех же принципах, что и демократия: подчинение меньшинства большинству; формальное равенство; свободное выражение интересов; общепринятые права и обязанности ;сочетание элементов представительства и прямого волеизъявления. В отличие от демократии С. может иметь как политический, так и неполитический характер. Кроме того, С. может иметь более локальный характер, объединяя территориальные и профессиональные общности. Другой вид С.— местное. Органы местного С. могут входить, а могут и не входить в систему государственной власти (напр., в РФ). По Конституции РФ они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с Конституцией РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля 1996 г. и 28 ноября 1996 г.) определяет роль местного С. в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного С. и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного С. В соответствии с данным Законом практически на всей территории страны организованы органы местного С. (муниципальные органы), новая задача которых — решение вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических иных местных традиций. САНКЦИЯ (< лат. sanctio строжайший постановление) — 1) одобрение и поощрение либо неодобрение и наказание, направленные на поддержание национальных норм; 2) правовая норма, которой указываются последствия рушения данного закона; 3) утверждение высшей инстанцией какого-л. аи придающее ему правовую силу; 4) международном праве — меры воздействия( экономические, финансовые, военные) против государств, нарушивши международные договоры. САРТОРИ (Sartori) Джованни (1921 — итальянский политолог. Начиная с 60-х гг. приобрел прочную репутация! одного из крупнейших специалистов с теоретическим проблемам политология и, в частности, по теории демократии С. — автор ряда сравнительных исследований политических систем Италии i др. стран Запада, политических институтов, политического поведения в демократических странах. Регулирующих взаимоотношения между человеком |
|
|
|