Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нынешний преподавательский кризис не является продуктом исследований по другой школе, или по преодолению школы как таковой. Передача знания от поколения к поколению сводится к педагогическому размышлению, или к требованию «средств» (чем больше, тем лучше). Если книги, которые можно было бы сравнить со Свободными детьми Саммерхилла или с работами Ильича и появлялись в последнее время, они остались неизвестными.

Работники спектакля также не углубляют анализ культуры, как отчуждённого момента человеческой деятельности. Эта критика не нова: по-своему, уже Ницше выступал против искусства, лишённого чувств и эмоций. Сегодня нет ничего, что напоминало бы обличительную силу дадаистов, сюрреалистов, леттристов, не говоря уже о ситуационистах. Анархистствующий писатель конца XIX века хотел быть вне общества, художник XXI хочет быть твёрдо внутри: будучи далёким от критики культуры, она хочет дать её всем, превратить её в бесплатный товар. Если раньше меньшинство разжигало скандал, отказываясь от статуса художника, сегодня нет ни одного несогласного голоса, выступающего против всеобщего согласия, утверждающего социальную роль искусства и его ответственность (= его финансирование) перед обществом. Художник не мыслит уже против общества, но обязательно для общества, точно так же как профессор или санитар, и поэтому зависит от общественного демократического меценатства. Уличный артист дополняет уличного учителя. Выбор делают против Star Academy, символа телевизора с первого этажа, а не против распространения культуры, рекомендованного Телерамой.

Весной и летом 2003-го, группы настолько разные (и прежде в целом равнодушные друг к другу) как учителя, работники спектакля и территориальные функционеры сблизились. Сегодня, прекаризованный (т.е. на временном контракте, прим. пер.) артист ведёт себя и точно так же как прекаризованный рабочий, плохо оплачиваемый своим патороном, и как артист, получающий выгоду от лестного имиджа, а профессор, несмотря на свои неоспоримые преимущества, реагирует на содержание своего труда и деградированное социальное положение как рабочий с фабрики. То, что Маркс назвал реальным господством капитала (6) распространяется на растущее количество наёмных работников и вызывает соответствующие конфликты. Конфронтация между трудом и капиталом, обобщаясь, распространяется на всё общество. Но от этого оно не становится взрывным. Наёмный работник неизбежно чаще выдвигает требования, не критикуя при этом свою работу, и тем более труд, как таковой. Быть эксплуатируемым и реагировать в качестве эксплуатируемого не достаточно для того, чтобы поставить под вопрос наёмный труд.

Пролетаризация натыкается на собственные ограничения. Если преподаватель истории и оператор одинаково повышают собственную стоимость, выполняя свою работу (получая от этого доход выше среднего), это остаётся практически недоступным для уборщицы. Это пролетарии (всё ещё?) не практикуют саботаж, как персонал Collatex. Их отношение к инвентарю и содержанию работы сильно отличается от отношения работников исполнительного аппарата.

Весной 2003-го, во время переговоров о децентрализации работников Национального Образования (и утраты соответствующего статуса), произошёл чёткий раскол между «ручным трудом» (ATOS), на которых быстро перестали обращать внимание, и «интеллектуалами» (советниками по карьере, работниками социальной помощи, школьными санитарами), предметом всеобщей озабоченности и получателями намного более крупных уступок.

Из прошлого делают чистый лист

Парадоксальным образом, если альтерглобализм ни коим образом не выступает за коммунистическую революцию, он, по всей видимости, принимает некоторые из её целей или, по крайней мере, методов, которые прежде пролетарское движение считало одними из наиболее радикальных. Остатки левачества предаются забвению, даже не будучи отвергнутыми. Складывается впечатление, что большая часть всего того, что раньше анархистские, конселистские (т.н. ратекоммунистические, прим. пер.), ситуационистские и ультралевые меньшинства с таким трудом пытались донести до других тридцать лет назад сегодня является общепризнанным достоянием миллионов участников движений. В частности, некоторые цели кажутся настолько дискредитированными, что никто их уже не собирается ни защищать, ни атаковать.

В 1967-м, нам приходилось бороться, чтобы доказать всем видам ленинистов и маоистов, что все т.н. социалистические страны, от Кубы до Северного Вьетнама, были на деле капиталистическими. Кого сегодня волнует «социальная природа СССР»? В 2003-м, кто будет защищать Кастро или Хо Ши Мина?

Что же до Октябрьской революции, то лишь несколько университетских марксистов продолжают спорить о том, когда власть рабочих уступила власти бюрократов.

Большая часть леваков защищала рабочую бюрократию, хотя и критически, во имя её «классового» происхождения. Сегодня, никто не будет зубами и когтями защищать рабочие партии, компартию и профсоюзы, как основные завоевания рабочих. Более того, говорят, что их можно использовать, если они участвуют в «социальном движении».

Не будем говорить о ленинизме: партостроители отказались от своих идей. Леваки 68-го хотели навязать свою волю социальному движению сверху. Их наследники стремятся сделать это снизу.

Рабочая этика? Никто в ассамблее не будет досаждать вам под тем предлогом, что у вас белые руки.

Критика товара, которая была маргинальной в 1970-м, сегодня звучит из уст миллионов антиглобалистов, и книжка Мир не товар стала бестселлером.

Через тридцать лет, отрицание индустриальной цивилизации и технологии считает абсурдом, даже неприличием, когда крайне левые описывают современное сельское хозяйство как средство против голода и нищеты. Но разве хоть один левацкий журнал опубликовал хоть одну статью против ядерной энергии в 1965-м? Очевидное изменило смысл: отрицание массовой индустриализации стало общепризнанным и весь мир требует менее вредных технологий.

В 1970-м, идея «праздничного» восстания считалась мелкобуржуазной. Будь серьёзнее, товарищ, революция это не приём с ужином! Тридцать лет спустя ни одна манифестация не проходит без танцев. Активизм, высшая стадия отчуждения: эта формула, название одной брошюры начала 70-х (7), сегодня никого не шокирует. Дисциплинированный активист состарился. «Крупные лидеры» уже не обращаются к пассивной толпе, которая должна лишь аплодировать, это неприемлемо. Традиционная политика вышла из моды, также как месса на латинском и лекции. Уважение к власти исчезло, а вместе с ним и вера в смысл истории, поддерживаемая лицами, управляющими её теорией.

Иными словами, большая часть того, над чем так билась революционная волна 60-70-х кажется уже общепринятой.

Проблема в том, что все эти пункты, которые мы резюмируем, жизненно важные для критики этого мира, сегодня признаются только при условии их отделения друг от друга и от общего целого, придающего им смысл. Каким бы правдивым и сильным ни был каждый из них, он утрачивает свои просветительские качества и подрывной потенциал, если отделяется от целого. Будучи изолированным, каждый фрагмент головоломки становится безопасным.

Раньше, сталинисты, а также мелкие левацкие партии, на своём скромном уровне, давили радикальную критику своей доктринальной жёсткостью. Мэтры современной мысли управляют неясностью. Новояз Оруэлла переплавился в langmol: с того момента, когда становится более-менее ясным, кто враг, определяющая его концепция значит мало.

В отношении бывшего СССР, к примеру, для современных борцов безразлично был ли он «госкапиталистическим» или чисто «капиталистическим», управлялся ли он «классом» или «паразитической кастой», значение имеет лишь его тоталитарная и угнетательская природа.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Политическое движение
Капитализм это всего лишь один противник из многих
Наёмный работник неизбежно чаще выдвигает требования

сайт копирайтеров Евгений