Пиши и продавай! |
В пределах чистого философствования Сократ особенно близок для Софокла, который подверг сомнению как несвязанный с личностью фатализм, так и софистическую вседозволенность. И если принимаем на веру выраженную Ницше формулу, будто благородный человек не согрешает, значит, мы втискиваем драму обратно в миф. О событиях начинаем говорить только в тоне констатации, ссылаясь на неодолимый рок. Софоклу вменяется, что он исповедовал “покорность велениям богов”.2/ В русле таких представлений нам остается считать, что “ложный выбор” имеет своим источником “неведение” и проф. Тронский дальше настаивает: “Отсюда ошибки, заблуждения, самообман, неизбежность и оправданность страдания; но именно в страдании обнаруживаются лучшие качества человека”. Однако при такой интерпретации судьба оказывается неодолимо трагичной. Ведь всезнайство невозможно и мы не можем рассчитывать на окончательное ведение. Зато если сделать ставку на невежество, суть трагической вины может быть раскрыта. И эту категорию обнаруживаем как раз в мысли Маркса, на которую будто бы ссылался И. Тронский, но употребляя другое (будто бы похожее, но столь разное!) слово - неведение. Вот какое предупреждение со ссылкой на античную драму отправлял Маркс: “Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что она послужит причиной еще многих трагедий”.3/ И вопреки абсолютной идеологической неприкосновенности этого автора, Тронский позволил себе щадящую Эдипа подмену. Потом при переиздании учебника в 80-ые годы был “пожертвован“ Маркс... Нам же следует вернуться к образной стихии и поискать, что за невежественные поступки замыкают будто бы “предначертанный круг” зла. О некоторых из них уже упоминалось вскользь, когда надо было мотивировать потребность в пересмотре распространенных и поныне толкований. Тут следует причислить пассивность Тиресия, который не мог не догадываться каков будет удел для города при тираническом управлении. А разве сам Эдип не был предупрежден оракулом, что убьет отца и женится на матери, а при этом ему не подтвердили кто его родители. Ведь тут сплелось невежество с двух сторон. С одной - Эдип слишком ревностно разыскивает людей, которым в сущности ничего не стоило послать его на смерть с проколотыми лодыжками. Можно возразить, что он этого не знал, но ведь он и так пренебрегает чувствами тех, которые его вырастили и воспитали, хотя и они в свою очередь не решились сказать правду. Мы могли бы взыскивать и от тех реальных лиц, которые промышляли гаданием. Ведь если к ним относились скептически даже в древние времена, то почему бы нам хранить священнодейственное молчание? Конечно, в нетрадиционном прочтении содержится немало неожиданных провокаций и нужно предвидеть множество вопросов. Один из них - как понимать ответ Эдипа на загадку Сфинги. Мы можем признать тираном Эдипа, но он же получил власть от признательных граждан, которые терпели огромные беды. Никто не знал ответа, а Эдип высказал его без малейшей запинки. Человек - это существо, о котором расспрашивает безжалостная вещунья. Пока люди покланялись одним внешним стихиям, пока не осознали, что “человек есть мера всех вещей” - это было пагубное невежество. Ведь и софисты, и в первую очередь прославившийся этой сентенцией Протагор, очень ловко следуют своей максиме и вмешиваются в жизнь современных Софоклу Афин. Они получают власть, влияние, богатеют. Но если эгоистические интересы возьмут верх, а предписания морали отбрасываются свободной манипуляцией в угоду “сильного” мнения, то и узурпация власти не составит особого труда. Примером может послужить тот факт, что в Афинах предводителем олигархического правления “тридцати тиранов” был софист Критий. Вот и судьба Эдипа раскрывает невежество атеизма, если он воздвигнут в новую веру самоуверенности. Однако же физическая сила - это нечто отнюдь не постоянное и с увеличением точек опоры тело человеческое ослабевает. И об этом было предупреждение в загадке, Эдип же сначала не размыслил об этом. До прозрения из “Эдипа в Колоне” где он готов довольствоваться немногим и говорить о поучительной роли страдания еще очень далеко. Теперь он в расцвете своей молодости, вышел победителем из схватки с целой свитой, а когда предстал перед фиванцами и Иокастой, то все (исключая только убежавшего телохранителя) наверное, оценили его мужество, покорились его харизматическому внушению. Да и этот молодой человек имел нешуточные основания гордиться тем, что предпочел расстаться со сладкой жизнью коринфского принца, избегая греха кровосмешения и преступления отцеубийства. Быть может, его чрезмерное честолюбие вскормлено комплексом неполноценности из-за проколотых ног: Увы! что вспоминать о старом горе? (1008) Иными словами, у него есть основание казаться героем в собственных глазах. Метафорический подвиг со Сфинксом тоже свидетельствует о решимости Эдипа. Он не принимает фаталистическое бездействие перед внешними силами, а хочет уповать на себя как человека. Его власть наводит надлежащий порядок и дальше не приходится жертвовать людей неразгаданным силам. Вот за что может быть признателен Хор старейшин. В его несогласии с Тиресием есть не только стремление быть лояльным к владетелю, но и некоторая доля уверенность в правоте Эдипа. Победитель в противостоянии природным стихиям, однако, сделался тираном, так как невежественно продолжал делать ставку на силу. А его отказ от этой преходящей ценности приходит только после самоубийства Иокасты, которым она высветила всю скверну, в которой затонула царствующая чета. Наконец-то он понимает, сколь неравен был их брак, и что по общечеловеческим законам овдовевшая царица была ему как мать. По возрасту и Лай уже приходился ему отец. Таково, впрочем, только и могло быть предвидение оракула при виде молодого честолюбца. Ведь чрезмерное внимание к телесному началу всегда приводит к насилию. И это не может не сознавать любой гадатель. Поэтому столь уверенно он может накликать достоверные же беды и дожидаться очередных подношений от тех, кто пострадал в сутолоке жизни. Вот и возникает очередной вопрос: о совпадении пророчеств с реальным ходом событий. Отчего мы столь гипнотически внимаем буквально подтвердившимся пророчествам. Разве не случаются и события, о которых не было ни пророчеств, ни проклятий? Ведь первоначально кровосмешение Иокасты вообще не упоминалось, а шла речь только об отцеубийстве. Никто не предсказывал всеобщее бедствие и для Фив, а в полученных Креонтом напутствиях говорится достаточно расплывчатым словом: “скверна”, “град отягощен убийством”(101). Трагическая ирония состоит в том, что интуитивно предвиденные несчастья совпадают не только в предполагаемом общем смысле, но и в самой конкретной биологической или юридически единичной форме. К сожалению, только этим преступлениям придают значение невежественные герои и за это потом расплачиваются горьким раскаянием. Иокасте пришлось сблизиться с внебрачным братом своего супруга. Поэтому слуга, который специально подчеркивает, что он - родившийся в доме Лабдака, а не купленный раб, отнесся столь жалостливо к посланному на смерть детенышу... Да и вообще при размышлении можно задаться еще многими неожиданными вопросами. Случайностей во всей истории очень и очень много, но из них сплетается цепь тревожных событий. Мог бы Эдип не встретить повозку Лая. Или многими годами раньше Пастух мог бы передать младенца с проколотыми лодыжками другому человеку, а не тому, кто теперь является как Вестник из Коринфа. А почему это точно к Фивам направил свои стопы Эдип? Вряд ли его водили какие-то подсознательные комплексы, которые в наше изощренное время названы его именем. Случилось так, потому что так вышло!.. В духе этой взыскательности можем поразмыслить и о действиях усыновителей. В своем похмелье праздный гуляка сказал правду. Тут он не на шутку попался, но ведь верно говорили как раз древние, что правдив у вина язык. Однако истину тут же объявили обидой. Утаивая правду от Эдипа, всячески отговаривая его, они на деле оставили сына на власть оракулов, теряя его для себя. Почему бы ни обсудить действия пастуха когда-то он |
|
|
|