Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не будем сейчас вдаваться в подробности, по какому кодексу правит Эдип в Фивах. Он все время выпячивает разгадыванием Сфинксового вопроса, но Софокл тонко сопоставляет эти разглагольствования с полной неспособностью справиться возникшей бедой. Или посмотрите его позерские слова умиления, когда встречает Иокасту на площади. Эта женщина, родившая пятеро детей и достаточно пожилая, названа нежнейшими словами в момент, когда все шатается в государстве и свирепствует мор:

О, милая супруга, Иокаста,

Зачем меня ты вызвала из дома? (925,926)

А это не более как рисовка “на публику“. При взыскательном подходе к событиям и к риторике персонажей, не можем не заметить, с какой хвастливой легкостью он говорит о своих вспышках гнева. Он ни на миг не сомневается, а был ли его гнев праведным? В собственные глаза Эдипа любое его чувство может быть только священным.

В своей студии “К истолкованию символики мифа об Эдипе” С. Аверинцев выявляет по какой логике:

“Преступление общечеловеческих табу есть тоже нарушение границ между божеским и человеческим, а значит - акт самообожествления, метафизического самозванства”. 4/

Кровосмесительная связь интерпретирована как предпосылка экстраординарного знания, которое гарантирует прагматические успехи. Однако же, такого типа знанием:

“Можно одолеть грозящее извне чудовище, оно не гарантирует от того, что победитель сам обернется чудовищем”. 5/

Автор недвусмысленно расшифровывает такое состояние как тиранию, как узурпацию власти. И с этим нельзя не согласиться,  становится понятным и преклонение Ницше перед уничтожающим любой закон “благородным человеком”. Только тут стоит уточнить, что никакое это не странное, магическое знание. Скорее это замкнутое в пределах единичной телесности рассудочное сознание, что “человек есть мера всех вещей” - с соответствующей субъективной вседозволенностью, полностью игнорирующей нравственность. А в одно и то же время с софистами жил и великий Сократ. Философ, чья интеллектуальная скромность, как в области ”знания”, так и в обучении и в плате за уроки и - конечно же - по части собственности, а, в конечном счете, и в смерти - все это приобрело нарицательный смысл.

Так вот, у Сократа имелся корректив к максиме Протагора, и она приняла следующий вид: “Человек как мыслящий - мера всех вещей”. Из этого следует, что каждый раз надо выделять некоторую конкретную меру и ее же соотносить и проверять с всеобщими, общественно значимыми потребностями.

Сила слепца Эдипа состоит в том, что он своим нравственным видением прозрел истину о своем былом тиранстве. Таким его видим в “Эдипе в Колоне” и там опыт его горькой судьбы воспринимается Тесеем, а отбрасывается невежественным Креонтом. Этот сделавший ставку на насилии правитель понесет свои разочарования в “Антигоне”. Общий вывод из всей трилогии состоит в том, что необходимо принимать на себя ответственность за несовершенства нашей жизни. Не стоит списывать все искушения на неумолимую судьбу. Эдип уразумел эту спасающую от невежества истину после самоубийства Иокасты. Наконец то он переродился, бросает меч, которым хотел мстить и, смиряясь, выкалывает свои глаза. Мать приняла свою долю за невежественность нравов и вдохнула ему силы для новой жизни обыкновенного, хотя и немощного, но подлинно свободного человека!

Символично и нежелание Эдипа оставить потомкам свою могилу, где его тленные останки имели бы слишком много опорные точки. Ведь и загадка Сфинкса предупреждает: силы все равно не будет никакой. Когда страдалец удаляется умереть, он берет у Тесея слово, чтоб тот не оставлял никакого вещественного следа. Это ему важно, чтобы его человеческая судьба стала действенным примером. Только тогда сохраняется сила предупреждения к каждому, кто рискнул бы нарушить границы человеческого, домогаясь неосуществимого, невежественного и трагического по своим последствиям обожествления...

ПРИМЕЧАНИЯ:

1/ Н. Чистякова, Н. Вулих. История античной литературы. М., ”Высшая школа”, 1971, с. 128.

2/ И. Тронский. История античной литературы. Л., УЧПЕДГИЗ, 1957, с.129.

3/ К. Маркс и Фр. Энгельс. Сочинения. T.I., с.112.

4/ В сб.: Античность и современность. М., Наука, 1972, с.99

5/ Там же, с.98.

Для корреспонденции:

София 1164, ул. ”Кораб планина” 73,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Невежество - это демоническая сила

сайт копирайтеров Евгений