Пиши и продавай! |
Система (супружеская чета) представлена во времени тремя своими элементами: а) устойчивым состоянием, б) переходным и в) "якобы-устойчивым" состоянием. Причиной движения системы от одного своего состояния к другому является внутреннее системное противоречие, порождающее процесс своего разрешения; и этот процесс есть явление внутрисистемное. Однако по отношению к каждому системному состоянию этот процесс есть в то же время нечто внешнее, их соединяющее. Строго говоря, содержанием и исходного, и переходного, и якобы-исходного состояний является совокупность изменений. Но если для первого и третьего состояний характерны изменения, воспроизводящие систему в ее качестве, что мы определяем как "функционирование", то содержанием второго, переходного состояния выступают изменения, развитие системы. Таким образом, понятие системы снимает в себе противоположность понятий "состояние" и "становление", или "процесс". Разумеется, это единство системы и способов ее бытия (становления и состояния) может быть описано и более, чем пятью предложениями, поскольку каждый из пяти элементов эпизода также может быть выражен не в одном предложении; это зависит от степени сложности состояния. Кроме того, эпизод, во-первых, может быть прерван на третьем или четвертом (в принципе, на любом) предложении); а во-вторых, - вместо любого предложения может быть включен целый эпизод. В художественных произведениях чаще всего встречаются два основных типа соединения эпизодов: а) обрамление и б) сцепление. Обрамление - это как раз тот случай, когда относительно самостоятельный эпизод, выpажаемый в элементе-пpедложении, заменяется дpугим "эпизодом-пpедложением". Сцепление представляет собой следование одного эпизода за другим, которое бывает либо семантическим, либо синтаксическим. Возникает существенный вопрос: "Может ли сам эпизод, являющийся системой некоторых элементов-состояний, рассматриваться как состояние?" Мы склонны дать утвердительный ответ. Ведь существенные определения эпизода, а также связи между ними, взятые в синхроническом срезе, являются, по сути, ничем иным, как совокупностью соответствующих характеристик того элемента-состояния, которым завершился этот эпизод. Поэтому он может быть: а) устойчивым состоянием, б) переходным состоянием. Разумеется, и то и другое состояния могут находиться на определенной стадии (возникновения, становления, зрелости или упадка и распада). Поскольку литературно-художественный текст, как правило, состоит из ряда эпизодов, каждый из которых имеет известное состояние, то можно предположить, что их сцепление (связь эпизодов-состояний) основывается на том же принципе, что и состояние-предложение в эпизоде. Следовательно, если придерживаться идеальной, пятиэлементной схемы, то можно утверждать, что и художественное произведение в целом имеет то состояние, которое присуще последнему эпизоду. Конечно, реальные литературные произведения могут начинаться и не с устойчивого состояния и заканчиваться либо переходным состоянием, либо якобы-устойчивым состоянием. И это имеет место для того, чтобы побуждать воображение и мысль читателя, привлечь его к сотворчеству. И все-таки мы не видим логико-методологические препятствия рассматривать артефакт с точки зрения его семантического или грамматического состояний. Таким образом, в пределах бытия литературного объекта-системы "Непосредственные причинные связи (как разновидность связи состояний - Б.С.) не обязательно сводятся к связям между событиями, действиями... вполне возможны случаи, когда действие влечет за собой какое-то состояние (разрядка наша Б.С.) или, наоборот, вызывается каким-то состоянием" (10. с. 81). И вновь Тодоров отмечает диалектическую связь становления (процесса) и состояния, носителем которого (единства) является система понятий; "система-становление-состояние". В заключение рассмотрения существенных признаков состояния, как универсальной формы бытия и познания по материалам Поэтики Цветана Тодорова, можно утверждать следующее: 1. Содержанием состояния являются, по Тодорову, существенные свойства предмета, связанные между собой устойчивым, необходимым образом в определенную систему, взятую в некотором пространственно-временном срезе своего бытия. 2. Формальными его характеристиками выступают: а) единство устойчивости и изменчивости, 6) прерывности и непрерывности, в) конечности и бесконечности. Реальные состояния (наличное бытие Гегель) обладают фактически бесконечным числом модификаций, из которых Тодоров выделяет ряд разновидностей: - устойчивое состояние; Как целостная часть социального целого искусство как целостная часть духовного целого |
|
|
|