Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- логических,

- временных,

- пространственных.

Логические, или причинные связи образуют сюжет произведения. Эти связи очень важны для выявления значения текстовой структуры художественного произведения в процессе формирования вторичного смысла, а вместе с тем и коннотативной связи смысловых состояний. Однако необходимо детализировать понятие причинности. Ц. Тодоров, ссылаясь на Ролана Барта, различает такие виды причинности:

- "причина-функция" и

- "причина-показатель".

"Причинами-функциями являются такие элементы, которые каузируют подобные себе единицы или каузируются таковыми... Существует другой тип единиц текста, называемых показателями, которые отсылают не к какому-то дополнительному по отношению к последующему событию, находящемуся в той же причинной цепи, а к более или менее размытому понятию, которое, однако, необходимо по смыслу излагаемой фабулы; таковы сведения о характерах персонажей, об их тождестве/различии, об атмосфере" (10. сс. 81- 82).

С точки зрения задач данного исследования причины-показатели представляют особый интерес, потому что именно они, на наш взгляд, конституируют вторичный смысл и коннатативный тип связи смысловых состояний.

Существенное значение в процессе формирования коннотативной связи состояний имеет имплицитный (Ц. Тодоров), скрытый тип причинности. Поскольку читатель всегда стремится вскрыть причину тех или иных событий, поступков или мыслей персонажей, постольку он активизируется, становясь соавтором, и как правило, получая от этого значительно больше удовлетворение, нежели от произведений с эксплицитной причинностью.

Таким образом, первым элементом текстовой структуры на уровне вторичного смысла, или системой детерминации коннотативной связи смысловых состояний является:

1. Культурно-историческая обусловленность конкретного смысла, проявляющаяся и преломляющаяся через точку зрения как творца художественного произведения (писателя), так и его сотворца (читателя, зрителя, слушателя);

2. Далее, мы считаем возможным утверждать, что системообразующим основанием всей совокупности коннотативной связи смысловых состояний выступает "Идея" художественного произведения, разворачивающаяся по законам определенного жанра, в соответствующее содержательное и тематическое пространство. Иначе говоря, как бы ни варьировались смысловые состояния художественного произведения (а вместе с тем и коннотативная связь смысловых состояний), от читателя к читателю, от эпохи к эпохе, по сути дела, пределом вариаций является "Идея" данного произведения.

3. Следующим элементом текстовой структуры художественного произведения можно назвать код; он есть не что иное, как совокупность относительно устойчивых правил и ограничений, необходимых для коммуникации. Его значение на уровне вторичного смысла более существенно, чем на первичносмысловом. Совпадение в главном или же противоположное толкование этого главного (то есть взаимопонимание и непонимание между автором и читателем) обусловлено сходством или противоположностью их кодов.

Временные отношения - это повествовательная ткань произведения, последовательность элементов его фабулы.

Пространственные связи, присущие прежде всего поэзии, представляют такой способ организации текста, который основан на определенном, более или менее правильном размещении единиц текста. Р. Якобсон (один из первых обративший теоретическое внимание на исследование этого типа связи), рассмотрел, в частности, роль пространственных свойств в развитии поэтической функции художественного произведения. Он показал, "...что все пласты высказывания, от фонемы и ее дифференциальных признаков и дограмматических категорий и тропов, образуют сложнейшую конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях, противопоставлениях и параллелизмах" (10.с. 83).

Проблема специфики художественного текста существенно связана с проблемой поэтической функции, поэтому необходимо сказать об этом несколько пространнее, не ограничиваясь пространственно-поэтическими признаками текста. Под поэтической функцией текста Р. Якобсон понимает: "Направленность на сообщение, как таковое, сосредоточение внимания на сообщении ради него самого" (11.с. 202). Как известно, системе естественного языка, наряду с такими функциями, как-то:

1. Коммуникативная. 2. Апеллятивная. 3. Эмотивная. 4. Фатическая. 5. Метаязыковая, - присуща и 6. Поэтическая функция. Благодаря чему это, так сказать, рядовое свойство превращается в определяющее на уровне художественного произведения?

Роман Якобсон утверждает, что это скачкообразное изменение статуса поэтического в тексте происходит из специфического сочетания таких операций речевого поведения, как "селекция" и "комбинация".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 8 состояний
Низкой современности
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 12 состояний
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 9 характера
Философии искусства

сайт копирайтеров Евгений