Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Разумеется, что и другие функции, названные нами выше, претерпевают на уровне художественного текста изменения сообразно его специфической природе, его эстетической сущности.

Для раскрытия особенностей текстовой структуры художественного произведения определенный теоретический интерес представляет рассмотрение еще одного бинарного признака словесного связного текста, а именно: "мифологического/идеологического" (как способа связи текста). К этому бинарному признаку Ц. Тодоров обращается при анализе логической организации художественного произведения, или организации его по законам причинности, который, по его мнению, играет в этой организации решающую роль. "...в самой причинности, - пишет он, - можно выделить различные типы... наиболее важно выявить следующее противопоставление:

- соотносятся ли минимальные единицы каузальной организации друг с другом непосредственно или через посредство общего закона, иллюстрациями которого они являются. Повествование, в котором преобладает первый из указанных двух видов причинности, мы назовем "мифологическим", а то, где преобладает второй из них "идеологическим"... В идеологическом повествовании составляющие его единицы не вступают в прямые причинные связи друг с другом; они вступают как проявление некоторой постоянной идеи, некоторого единого закона" (10. сс. 81-82).

Ранее мы уже отмечали, что средством качественного превращения первичного смыслового связного текста в текст вторичного смысла является метафора. Однако теперь следует сделать существенную поправку. Такой смысловой скачок способна причинить лишь та метафора, которая сама претерпела качественное превращение, явив собой более развитый вид - "идеологическую метафору". К этому виду метафоры относится сложный спектр определений;

- тут и оценочный аспект коннотации,

- эмотивный,

- понятийный,

- этический и эстетический,

- социально-политический,

- социально-экономический,

- религиозный,

- философский и дp.

Теперь, когда достаточно определенно, на наш взгляд, выявлены структура м первичносимслового и вторичносмыслового текстов, можно обратиться к рассмотрению их соотношения.

Мы твердо уверены в том, что вполне адекватно и по существу соотношение (структура) первичного и вторичного смыслов выражена в формуле, предложенной Роланом Бартом в "Основах семиологии":

" (ЕRS)RS, где "Е" - это план выражения, "S" - план содержания, а "R " - отношение между ними.

Формула, заключенная в скобках, - это система первичного смысла, которая выполняет функцию" означающего" в системе вторичного смысла, представленной формулой в целом; "RS", стоящие за скобкой в этой формуле, - это план содержания системы вторичного смысла, или ее "означаемое".

"Полученную семиотику, - пишет Ролан Барт, - Ельмслев назвал " коннотативной семиотикой; первая (в скобках - Б.С.) система представляет денотативный план, а вторая (формула в целом Б.С.) - коннотативный... коннотативная система, - продолжает Барт, - есть система, план выражения которой сам является знаковой системой... (такова, например, - делает он вывод, очень важный для нашего исследования), - литература" (1. с.157). - 152

Выводы:

1. Мы надеемся, что нам в известной мере удалось показать и доказать неслучайность обращения Цветана Тодорова к термину "состояние". Более того, автор "Поэтики" оперирует "состоянием" на понятийном уровне, выражая в нем существенные определения тех ситуаций или положений вещей, в которые попадают персонажи вымышленного мира. Разумеется, эта существенность имеет как реальный, так и субъективно-оценочный критерии.

Иначе говоря, состояние есть мысленная модель основных характеристик пространственно-временного среза бытия некоторого объекта, взятого в известной системе связей и отношений.

2. Ц. Тодоров различает ряд типов состояний в зависимости от вида изменений и модальности:

- устойчивое состояние,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Качество это такая характеристика объекта
Добиться нового философского состояния языковой материи
Знает 1становящегося 0человека становления личности
Система становление состояние
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 9 произведения

сайт копирайтеров Евгений