<<< ΛΛΛ >>>
- возможное состояние,
- действительное состояние.
Автор "Поэтики" имплицитно указывает на наличие важной в теоретическом и методологическом аспектах группы диалектически взаимосвязанных понятий: "система-становление-состояние".
3. Во втором параграфе мы, опираясь на результаты анализа понятия состояния по материалам "Поэтики", в которых Ц. Тодоров непосредственно не использует термин "состояние", предприняли попытку рассмотреть "Литературу" как специфическое состояние связного текста, стремясь доказать, что Ц. Тодоров продолжает, хотя^и опосредованно, исследование формальной и содержательной сторон понятия состояния, выявляя его познавательную функцию.
Настаивая, вслед за Ф. де Соссюром, на определяющей роли отношений (формы, структуры) в исследованиях любого текста и объясняя его существенные особенности спецификой этих отношений, Ц.Тодоров понимает литературно-художественный текст как продукт особых отношений между свойствами естественного языка.
На теоретическом уровне он игнорирует значение сторон этих отношений, которые, будучи элементами системы, не только определяются отношениями между собой и отношениями с системой, но и самоопределяются, выходя на отношения друг с другом "из себя", соответственно своим имманеннтным свойствам. А это означает, что носители отношений и сами эти отношения находятся в сложном и развивающемся единстве:
- в изначальном, досистемном состоянии стороны взаимно обусловливают свои отношения;
- в системном состоянии - сторона, став элементом целого, определяется этим целым (системообразующим отношением); и в то же время каждая сторона-элемент, в единстве с определяемыми ею отношениями между сторонами-элементами, обусловливает это целое. Более того, художественное произведение, как целое, есть единство содержания и внутренней формы (А. Потебня), то есть соотносящихся сторон, определяющих свои отношения изнутри.
Следует заметить, что на уровне анализа конкретного художественного произведения Ц. Тодоров покидает позицию "чистых отношений" (Кассирер) и рассматривает стороны и их отношения в действительном единстве. Иначе говоря, если на уровне теории состояние является для него лишь состоянием отношений, структур, то на уровне интерпретации произведения под состоянием он понимает конкретное единство содержания и формы.
4. В третьем параграфе в ходе анализа концепции Ц. Тодорова, предметом которой являются:
- природа первичного смысла;
- сущность вторичного смысла;
- соотношение первичного и вторичного смыслов, - мы предприняли попытку рассмотреть три вида связи семантических состояний:
- на уровне первичного смысла;
- на уровне вторичного смысла и
- на уровне единства первичносмысловой и вторичносмысловой связей состояний текста.
На первичносмысловом уровне мы различаем:
- синтагматические связи состояний;
- парадигматические связи состояний. Синтагматические связи состояний классифицируются нами на: - свободные;
<<< ΛΛΛ >>>
Даже на уровне созидания автором своего произведения присутствует данный вид деятельности Каково исходное состояние Тут внутреннее есть внешнее Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 8 моментов Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 5 единицы
|