Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

24 Русский язык, русская литература, русская языковая картина мира - этот смысл невозможно выразить с точностью словом российский, не вызвав подмены понятий. Между словами русский и российский отсутствует отношение взаимозаменяемости. Русский - этнично, российский имеет административно-территориальный^статус (может быть и нерусский россиянин). Понятия «русское» и «российское» не совпадают. См.: О. Н. Трубачев. Русский-российский: История, динамика, идеология двух атрибутов нации // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.

107

рун - бог войны, Хоре - бог солнца, Стрибог - бог ветра и др.). Такая сращенность русского человека с природой делала особенной его жизнь. Природа для него не пейзаж, не обстановка бытия, а тем более не объект завоевания. Он погружен в нее, ощущает всем своим существом, без нее не может жить. Для верующего русского человека земля - святая. Однако еще со времен язычества утверждалось отношение к земле как к явлению сакральному. Отзвуки древней связи с землей выражено в тютчевских строках: «Нет, моего к тебе при-страстья//Я скрыть не силах, Мать-земля!»

Земля почиталась как всеобщая матерь. Грехом было оскорбить священную землю. И сегодня обращение к Родине-матери, отчизне, к матери сырой земле, к России как носительнице высших ценностей (Святой Руси) предстает устойчивой доминантой национального сознания. Поэтому спор о разрешении на продажу земли идет на уровне концептов, нередко скрытых в глубине бессознательного. У противников частной собственности на землю есть, конечно, и логические доводы, экономические, политические и юридические контраргументы. Однако спор этот неразрешим. Задеты сразу два глубинных концепта: соборность (земля - «общая», наша, от Бога) и концепт «Мать-земля». Кощунственными представляются намеки на «продажу». Полемика в Думе выводит эти концепты из сферы бессознательного.

Другой особенностью русского мира предстает безграничность просторов, незащищенность естественных границ. Это повлияло на уклад жизни; постройки в таких условиях приняли временный характер, жилища не могли обрести вид законченности, при всяком нападении их оставляли почти без сожаления. Отсутствие резко обозначенных естественных границ, бескрайность просторов придавали кочевой характер жителям. Всегда можно было перейти на другое место в поисках лучшей доли, не устраивая свой дом навечно на одном месте.

«Природа России в гораздо большей степени подсказывала людям необходимость политического, экономического и культурного объединения, чем мы наблюдаем то в пределах Европы и Азии. Евразийское местоположение по основным свойствам своим приучает к общему делу» 25 . На Русской равнине выработались община, «мир».

Природные климатические условия жизни России обусловливали соотношение личных и общественных интересов. Соборность как

25 П. Н. Савицкий // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992, с. 70. 108

способ коллективного бытия, как выражение общей судьбы народа является не только имманентным, внутренним психологическим или духовным качеством русских, но и суровой необходимостью, продиктованной крайне неблагоприятными условиями 26 .

Бесконечно трудной задачей, стоящей перед русским человеком, была задача организации, оформления своей необъятной земли. «У нас от мысли до мысли - пятьсот верст», - иронизировал П. А. Вяземский. Андрей Белый патетически восклицал: «Исчезни в пространстве, исчезни // Россия, Россия моя». Несоответствие «шага пространства и шага времени» 27 сказывается в складе мышления народа, пословицах, поговорках, литературе: «Русский мужик задним умом крепок», «Умом Россию не понять» (Ф. Тютчев). России свойствен феномен «рассеянного» пространства. «...Как точки, как значки торчат неприютные твои города средь безбрежного пространства», - писал Н. В. Гоголь. В этом пространстве сочетаются, соседствуют центры жизни и пустоты. Пространность земли, на которой формировалось государство, обусловила и неравномерность развития отдельных ее частей. Жизни Петербурга и Москвы и провинциальной глубинки всегда принадлежали разным историческим эпохам. «В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война, а там, во глубине России - там вековая тишина» (Н. А. Некрасов).

Модель русского космоса - это путь-дорога. Русь - тройка, мчащаяся в бесконечную даль. Одна из форм русской логики - многоточие, незавершенность. Особенность русской культуры - открытость. Об этом писали многие философы и художники. И заветная мечта русской души - начать все сначала. Отсюда - неудовлетворенность реальным, тоска по идеальному миру, жажда светлого будущего, искание лучшего места, «нового царства», постоянное стремление куда-то «за тридевять земель». В прошлом здесь лежали истоки странничества.

Особенности русской равнины - лес, степь, реки, «каждая из них в отдельности приняла живое своеобразное участие в строении жизни и понятии русского человека» (В. О. Ключевский). Степь - воплощение широты, удали, воли. «Степь раздольная», «степь привольная», «далеко вокруг ковылой-травой расстилается» (Кольцов).

26 Ю. В. Олейников. Природный фактор российской ментальное™ // Философские исследования... с. 127.

27 Г . Д. Гачев. Национальные образы мира. М- 1988, с. 180.

109

Но одновременно степь - знак бездомности, бесприютности, бро-шенности человека на произвол судьбы. Степь была подвержена набегам азиатских кочевников. Правило степной жизни заключалось в словах: либо пан, либо пропал. Степная жизнь требовала простора действий, вызывала на удаль, на удачу, развивала в человеке беззаветную отвагу.

Лес и степь как жизненное и смысловое пространство восточных славян находились во взаимном противоречии друг другу. Русский лес давал разнообразные материалы, кормил, одевал восточных славян. Лес определял весь уклад жизни. Из греческой мифологии от Гесиода пришло представление о золотом, бронзовом и железном веках человечества. Однако традиционное хозяйство русского народа дает полное право говорить и о «деревянном веке». В славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек. Дерево и деревня - родственные слова. Кроме того, лес давал дичь, ягоды, грибы. В лесу выделялись особые, «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины: дуб, береза, сосна. Историки пишут, что голод вовсе не был постоянной приметой древней жизни. Еще при Иване Грозном армия иногда отправлялась в поход вовсе без продовольствия, потому что путь ее лежал через лес.

Но кроме благ, даруемых человеку, лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Лес грозил русскому человеку медведями, волками, в лесах скрывались разбойники. В произведениях русского фольклора лес населяют зловещие существа - Баба Яга, Леший, «нечистая сила». «Леший» буквально значит «лесной». В лесу требовалась осмотрительность, лес, по самой своей природе, не допускал деятельности слишком вспыльчивой, отважной. Он требовал ежеминутного размышления, точного взвешивания всех встречных обстоятельств. Правило лесной жизни: семь раз отмерь и один раз отрежь. Уместно вспомнить роман Л. Леонова «Русский лес», в котором сквозь идеологический слой советской эпохи просматривается один из глубинных русских концептов.

Граница между лесной и степной полосами шла с юго-запада на северо-восток, от устья Десны до устья Оки по линии Киев - Нижний Новгород. Географической основой русской истории, по Г. Вернадскому, является соотношение лесной и степной зон, борьба леса и степи, границы между которыми были размыты - и в ландшафтном, и в хозяйственном отношениях. Земледелие вбивало клин меж-

110

ду лесом и степью. Русский народ выступал носителем земледельческой культуры, однако наряду с земледелием он был посредником между лесными промыслами и степным скотоводством. Называя русский народ не только народом-пахарем, но и лесопромышленником, Г. Вернадский в то же время утверждал, что это еще и народ -посредник между разными хозяйственными природными областями, различными этносами и народностями, жившими по соседству. И еще народ-торговец, для которого большое значение имели торговые пути, объединяющие лес и степь, т. е. великие реки 28 .

В русском мире роль дороги выполняет река, что подметил еще Геродот, писавший, что «в Скифии нет ничего примечательнее рек, ее орошающих: они велики и многочисленны». Река для русского человека была кормилицей, воспринималась как глава семьи: Волга-матушка, Амур-батюшка. По рекам расселялись русские племена, по ним велась торговля, возникали города. Река приучала прибрежных обитателей к общению с «чужими людьми», с соседними народами, воспитывала навыки артельной жизни, способствовала формированию предпринимательства. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на географию русского купечества: Великий Новгород и Псков, Владимир, Москва, города Поволжья, Ярославль, Тверь, Нижний Новгород.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мог быть причислен к джентльменам
Межкультурная коммуникация. Учебное пособие лингвистики 12 концепт
Межкультурная коммуникация. Учебное пособие лингвистики 10 диалекты
Межкультурная коммуникация. Учебное пособие лингвистики 9 австрия
Концепт в прецедентном тексте

сайт копирайтеров Евгений