Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

время христиан в его провинции было много.* Из Понта вышел один из крупнейших христианских деятелей середины II в., «штурман Эвксинского моря» Маркион. К началу IV в. Нико-медия была наполовину христианским городом. Когда в 305 г. Диоклетиан и Галерий издали указ против христиан, некий знатный христианин в Никомедии, резиденции Диоклетиана, сорвал указ со столба и уничтожил его. В те же дни возник пожар в императорском дворце, и в поджоге заподозрили христиан — возможно, не без основания, так как вскоре дворец был подожжен вторично.,

В замечательном произведении Лукиана «Александр, или лжепророк», рассказывается, что когда этот шарлатан и лжепророк в Абонутейхе, небольшом городке Понта, приступал к своим мистериям, которыми успешно морочил людей, он возглашал: «христиан — вон», а толпа отвечала: «вон эпикурейцев». Отсюда мы узнаем, что в небольшом городе Абонутейхе были и эпикурейцы; можно думать, что греческая культура проникла и в далекие углы провинции. Из Вифинии вышли философ и оратор Дион Хризостом, софист Квирин, историки Арриан и Дион Кассий.

В течение III в. провинция сильно потерпела от военных действий, происходивших на ее территории. Уже в конце II в. ряд городов, примкнувших к Песценнию Нигеру, были сурово наказаны Септимием Севером. Крупные земельные владения были конфискованы, и таким образом возросли императорские имения. На города были наложены тяжелые контрибуции; отдельные лица и целые города должны были внести вчетверо против того, что они дали Нигеру (Dio Gass. LXXV, 8, 4; SHA, Sev., 9, 7). Византии был разграблен и разрушен. Никея, открыто примкнувшая к Нигеру, также пострадала, хотя вскоре оправилась. Зато Никомедия, не признавшая Нигера, пользовалась милостями Северов.

В середине III в. нашествия скифов и готов обрушиваются на Понт и Вифинию. В 257 г. готы опустошили Понт, в 258 г. они взяли, сожгли и разорили Халкедон, Никомедию, Никею, Прусиаду морскую, Апамею, Прусу (Zos. I, 31—35). Римская власть оказалась уже неспособной оказать реальную защиту городам, которые начинают вновь возводить стены (Никея IGRR IV, 39, 40). Возрастающая угроза со стороны новопер-

* Конец письма от слов «зараза этого суеверия» представляется мне явно христианской интерполяцией. Преувеличение численности христиан (прекращение жертвоприношений богам, запустение храмов) вполне в духе христианской пропаганды того времени, но совершенно немыслимо и неуместно в официальном письме к императору такого осторожного политика, как Плиний.

с адского царства, хотя не затрагивавшая непосредственно Ви-финию и Понт, отражалась на тяготах, какие несла провинция от военных постоев и поборов.

Для этого периода кризиса, охватившего всю империю, источники, освещающие историю провинции, иссякают. Отсюда было бы неосторожно делать какие-либо выводы. Такие источники, как надписи, могут быть еще обнаружены в ходе дальнейших археологических исследований. Все же симптоматично, что, по имеющимся материалам, исчезают надписи, восхваляющие щедроты магистратов; повидимому, закрепощаемое сословие декурионов не видит больше интереса в тратах на муниципальные нужды, да и строительство замирает. С середины III в., как видно по описаниям монет у Head'a, все большее количество городов, выпускавших ранее свою монету, не представлено в имеющихся собраниях; надо полагать, сокращение торговых оборотов, все возрастающая натурализация хозяйства делали чеканку монеты ненужной.

Первые три века существования империи произвели в провинции Понт и Вифиния существенные перемены. Исчезли пережитки общинного строя и формы древневосточных аграрных отношений; этому содействовал рост крупных императорских имений, где, надо полагать, утверждались колонат-ные отношения. Благоприятное положение приморских городов в системе империи дало возможность некоторым из них (Никомедия, Никея) укрепиться и сохранить кое-какую торговлю, о чем свидетельствует тариф Диоклетиана. Римское владычество, приводившее все к одному уровню, и здесь сыграло свою историческую роль, подготовив почву для ликвидации рабовладельческого строя общества. Те три рычага, которые, по выражению Энгельса, действовали с огромной силой,— военная власть, налоговый пресс, судебный аппарат — действовали и здесь, и общественные отношения в провинции приближались к типу отношений, существовавших в других частях империи. Но провинция сохранила в неприкосновенности свои богатые естественные ресурсы, и в период наступившей к концу империи разрухи это дало ей некоторое преимущество перед областями бедными, нуждавшимися в привозе жизненно необходимых товаров извне.

ЛИКИЯ И ПАМФИЛИЯ

Провинция Ликия и Памфилия была создана не сразу. Заняв в Митридатовой войне лойяльную позицию по отношению к Риму, Ликия сохранила свободу и благоволение римского правительства. Антоний и Август подтвердили свободу Ликии. Лишь в 43 г. Клавдий из-за каких-то внутренних раздоров в этой стране лишил ее автономии и создал из нее императорскую провинцию, присоединив к ней соседнюю Памфилию. Границы области Памфилии были довольно неопределенны. До 36 г. до н. э. Памфилия, полуварварская Писидия и Ликао-ния составляли одну провинцию, которую триумвир Антоний включил вместе с Галатией в эфемерное «царство» Аминты. В состав Памфилии входили в разные времена также части соседней Киликии. Еще в 50 г. она имела отдельного прокуратора. Окончательно провинция конституировалась в 74 г. при Веспасиане (Suet., Vesp. 8). В 135 г. император Адриан сделал провинцию сенатской, управляемой проконсулом. Однако и в 139—141 и в 149—155 гг. мы встречаем здесь в качестве управителя legatus Augusti pro praetore; очевидно, и здесь императоры не считались с конституцией, посылая в сенатские провинции своих уполномоченных. Мало того, одна надпись, относящаяся ко времени Адриана, называет некоего Карпа, вольноотпущенника императора, прокуратором провинции Ликии (IGRR III, 675; GlL III, 14179). Во многих надписях упоминается императорский фиск, куда должрш поступать штрафы за нарушения покоя могилы. Территория провинции Ликия и Памфилия занимала около 12 000 кв. км с населением (по довольно проблематическим исчислениям) в 1 млн. (Ликия— 200 000, Памфилия— 800 000).

О жизни этой провинции имеются очень скудные литературные данные. Ликия сохранила довольно много надписей — надгробные и посвятительные надписи в честь императоров, римских чиновников и местных деятелей. Памфилия даже таких надписей сохранила очень немного.

¦¦55

Ликия создала некогда свою самобытную культуру; до периода эллинизма (IV в. до н. э.) она не подвергалась греческой колонизации, сохранила свой язык и независимость. После Александра Македонского Ликия эллинизуется, ее города получают греческие имена (древняя Арна — Ксанф, Габес — Антифелл и др.); сам народ стал себя называть ликийцами, забыв свое прежнее имя — термилы.

К началу н. э. Ликия представляла, по Страбону, объединение 23 городов, из которых главные (метрополии) — Ксанф, Па тары, Пинары, Тлос, Миры, Олимп. В период империи выдвинулись и другие города, пользовавшиеся правом чеканки монеты (Термесс, Балбура и др.). Воспоминание о былой свободе и единстве городов Ликии выразилось между прочим в том, что на своих монетах города отмечали не только свое имя, но указывали на свою принадлежность к Ликии (ATKIQN). Когда Клавдий лишил Ликию свободы, ликийское объединение (xoivov) посылало делегацию в Рим ходатайствовать о сохранении свободы и автономии ([GRR III, 563), а город Са-галасс (в Писидии) еще при Антонинах продолжает называть себя «другом и союзником» Рима ([GRR III, 348, 350—353). В некоторых надписях говорится о каком-то судилище (ibid. 680, 736; ср. Str. XIV, 3, 3), во главе которого стоит местное выборное должностное лицо (ibid. 563: тсроотаута Щс, ScocnSt.-%'ia.q). Повидимому, римляне предоставляли ликийцам самим разбирать свои дела чести или передоверяли местным благонадежным магистратам маловажные судебные дела.

Как и в других провинциях, римские власти проводили политику усиления городов путем приписки к ним сельских территорий. Мелкие поселения включались в более крупные полисы (симполития, IGRR III, 640). В надписи из Поглы восхваляется Публий Целий Лукиан, который «в годы общинного строя (xoivwvfa^) судил местные судебные дела» и «давал раздачи в годы гражданственности» (IGRR III, 409). Очевидно, сельская территория Поглы незадолго до этого была организована вокруг полиса, ликвидировав сельскую общинную организацию. Ликия имела свою верховную организацию, которая обозначается в надписях (как это было и в других провинциях) xoivov (община, «коммуна»), 1Ьчос, (народ), xoivov то'О e&vou? (община народа). Эта вселикийская община делилась на две группы (auvTeAsiai).

Во главе ликийского xoivov и его совета (xoivoPouAwv, ibid. 556) стоял ликиарх, «архонт народа», при нем состоял секретарь объединения. В отличие от азиарха, вифиниарха и т. п. ликиарх не был только руководителем культа императора; должность архиерея, в . частности верховного жреца Августа, существовала отдельно от ликиархии и считалась 86

столь же почетной; в одной надписи из Эноанды (IGRR III, 1506) верховный жрец культа императора назван «вождем народа» (riyxxtap tmv eyvatiuv). Ликиарх председательствовал на ежегодном выборном народном собрании (apyoapeaiaxY) ix-xX-rjcria, IGRR III, 474, 649 и др.), в котором участвовали, помимо магистратов, депутаты от членов ликийского объединения — архостаты (ibid. Ill, 473). Выборы должностных лиц, присуждение тех или иных почестей заслуженным гражданам, посылка делегаций к императорам с поздравлениями, выражением верноподданнических чувств или прошением — таковы основные функции народного собрания.

По образцу ликийского xoivov были организованы органы самоуправления в отдельных городах, где были свои советы (буле) и те же должностные лица. В отдельных крупных городах (метрополиях) существовали также герусии, которые представляли нечто вроде клуба и не имели ни судебных, ни административных функций; упоминаются в надписях казначей, секретарь, гимнасиарх герусии.

По существу все многочисленные выборные должности представляли лишь почетные звания, обязывавшие их носителей тратить свои средства на общественные нужды; незаметно они переходили в повинность, так как римские власти использовали честолюбие и тщеславие местной знати и богачей, чтобы иметь даровых агентов, выполняющих полицейские функции, за свой счет обеспечивающих благоустройство городов, устраивающих игры и зрелища, отвечающих своим имуществом за регулярное поступление податей и налогов. Архифилак не только был почетным лицом, он также вносил авансом причитающийся с народа налог и потом уже взыскивал его по раскладке с населения (IGRR III, 488, 738); в этом ему помогали парафилаки и гипофилаки, выполнявшие также полицейские функции. Так как от кандидата на должность требовалось (во всяком случае с точки зрения римских властей) только богатство, то часто различные должности занимали женщины. Мы встречаем в надписях женщин гимнасиархов, декапротов, демиургов, пританов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ведшие обширную торговлю
В этом отношении интерес представляет большая надпись из пиза
Очевидно


сайт копирайтеров Евгений