Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. Римские граждане, причем особо выделяются лица, получившие гражданство за военную службу, после honesta missio.

2. Эллины;* сюда относятся, надо полагать, граждане греческих полисов — Навкратиды, Птолемаиды и Антиноополя — и «эллины», т. е. эллинизировавшиеся и смешавшиеся с греками богатые слои населения метрополий, вроде группы «6475» (xwv ev ¦л] 'AptuvoiTY] avSpwv 'EXXvjvuw ?uos'),a также владельцы клеров, принадлежавших ранее птолемеевским поселенцам (катэкова земля). 3. Александрийцы, имевшие свои особые привилегии, хотя и не имевшие самоуправления по типу греческого полиса. У нас нет данных о том, чтобы прошедшие эфебию (ещ^их.6хг$), как и oL (Ьго yu[xva(j'.ou в египетских метрополиях — Оксиринхе, Мемфисе, Гермополе и др., пользовались какими-либо реаль ными привилегиями, официально установленными; но они занимали почетное положение, и недаром александрийские иудеи домогались права участвовать в играх, устраиваемых гимнаси-архами, как ото видно из письма Клавдия к александрийцам от 41 г.** 4. Неясна категория aaioi, часто встречающаяся в «Гно-

* Поразительно категорическое утверждение Бикермана (Arch. Рар. IX, 1928), будто эллины в «Гномоне» не упоминаются. Он, очевидно, упустил § 18.

** Так называемая EpistulaClaudiana вызвала обширную литературу, главным образом в связи с предполагаемым здесь намеком на христианство. См. Н. Idris Bell, Jews and Christians in Egypt, L. a. O. 1924; S. Reinach, RA XX (1924), стр. 228—231; Th. R e i n а с h, REJ XXXIX (1924), стр. 113—114; RHR, XC (1924), стр. 108—122; G. de S a n с t i s, Riv. di Fil. II (1924), стр. 473—513; St. L б s с h, Epistula Claudiana, 1930; Ch. Guig neber t, RHR 1932, стр. 199 ел.; Н. Stuart Jones, Claudius and the Jewish question at Alexandria, JRS XVI (1926), стр. 17 ел.; V. M. S с г a m u z z a, The Emperor Claudius, Cambr. 1940, стр. 71—78.

172

моне». 'Aotoi ниже римлян (§39), но выше египтян (§ 46, 47); они имеют гражданские права (александрийские?), как видно из § 47; в отличие от граждан Антиноополя они не имеют соп-nubium с египтянками.* Естественно было бы отождествить их с александрийцами, так как именно Александрия называется «сети, если бы в § 49—50 они явно не различались как разные категории. Бикерман ** высказал предположение, что асто? обозначает александрийцев, не приписанных еще к определенному дему и потому именуемых пока по локальному признаку. Действительно, П. Мейер указывает (к § 40) на существование в III в. до н. э. категории александрийцев twv ойясв luYiYjiivtov e'.<; Sy-jwv. Однако в Рар. Hal. 1 они имеют специальное обозначение —¦кгко'кпоура.щ^г^о^.*** Кроме того, асгт<н занимают в «Гномоне» слишком много места, чтобы можно было их считать случайной переходной категорией. Гораздо вероятнее, что понятие асто? включает граждан греческих полисов и, может быть, неопределенную категорию эллинов oi duo'AXs-^avSpeiai;. 5. Египтяне. Внутри этой категории «Гномон» не делает никаких различий между населением метрополий и y.<3{iai. Поэтому можно считать опровергнутым мнение большинства историков Египта о существовании принципиальной разницы в правах городского и сельского населения.

Из перечисления и характеристики названных пяти категорий видно, как сложно и запутанно было деление населения на правовые группы. «Эллины» перекрещиваются с александрийцами и аеттоЕ, последние—с александрийцами. Вольноотпущенники подлежат действию тех же правил, что и патроны их; поэтому «Гномон» различает вольноотпущенников римлян, осотов и т. д. Но кроме того, отдельно названы latini (§ 22 и 26) и вольноотпущенники по lex Aelia Sentia (§ 20).

Очевидно, при отсутствии кодекса гражданского права власти руководились разновременными уставами, распоряжениями и разъяснениями императоров, префектов, идиологов, вызывавшими разнобой в терминологии, создававшими бесчисленные поводы для невольных правонарушений и открывавшими широкий простор для административного произвола. «Гномон» на этот счет беспощаден: «Кто титулует себя в деловых документах несоответственно (положению), штрафуется на четверть

* См. протокол заседания Антинеопольского совета, W. 27. Интересно, что притан в своем выступлении рассматривает право connubium как привилегию xax'i^txipeTov, тогда как другой булевт видит в этом privilegiurn

odiosum.

**Е. Bickermann, A propos des astoi dans l'Egypte greco-

romaine, «Rev. de Phil.», N. S., № 1 (1927).

*** Cm. Dikaiomata, Ausztige aus alexandrinischen Gesetzen und Verordnungen, hrsg. von der Graeca Halensis, B. 1913,

173

имущества, а их сообщники и соучастники (контрагенты) штрафуются на четверть имущества» (§ 42). «У египтянина, регистрирующего своего сына как якобы эфеба, конфискуется iL*

(§ 44).

Кроме перечисленных основных социальных категорий, «Гномон> называет и чисто этнические и локальные группы: а) жители Крены (§ 11); б) парэтонии (§ 57); в) островитяне (§ 48); Шубарт полагает, что ото — жители местностей на побережье и на островах между Александрией и Киренайкой; это, повидимому, местное неегипетское население, сохранившее кое-какие привилегии, несколько возвышавшие его над египтянами; г) сирийцы; д) чужие (?evoi, в папирусах часто eir'i^svoi), т. е. лица, для которых их местожительство не совпадает с origo.*

Иудеи, составлявшие в Египте около 1/7 всего населения и имевшие в Александрии свою автономную организацию (тсо-XtTeufia), в «Гномоне» не упоминаются вовсе. Повидимому, в отношении иудеев никаких спорных или трудных казусов в практике аппарата идиолога не встречалось, а вопросы, касающиеся смешанных браков, регулировались александрийскими этнархами и синедрионом. Не упоминаются и Шрсои т/fe ёти-yovrq, столь часто встречающиеся в папирусах. Очевидно, Ilepaai было лишь прозванием, с которым не связывались какие-либо политические привилегии и которое утратило даже свое этническое содержание.**

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Македонию

Если прибавить к ней население александрии
Абсолютные цифры первой таблицы нисколько
Старосты ходатайствуют о снижении общей суммы налога

сайт копирайтеров Евгений