Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

* Надпись в Алеппо 226 г. называет несколько лиц, связанных совместной работой на строительстве: надзирателей ё-пщгЩтт^, мраморщиков и строителей (см. Ф. И. Успенский, Археологические памятники Сирии, «Известия русск. Арх. ин-та в Константинополе», т. VII, София, 1902, стр. 164; ср. IGRR III, 1009, 124 г., Kefr-Nebo).

10*

'¦147

надписях упоминаются десятки профессий, в том числе и городские свободные занятия: врачи, рассказчики, переводчики, писцы, счетоводы, маклеры, астрологи. Весьма вероятно, что профессии передавались, как мы это знаем для более раннего времени из книги Хроник, по наследству. В талмудическом трактате Иома III, 11 говорится: «Следующие лица упоминаются с порицанием: члены дома Гарму не хотели передавать искусства приготовления хлебов предложения; члены дома Автинас не хотели передавать искусства приготовления курения; Гогрос Левит знал искусство петь, но не хотел учить других».

Ремесленники, как и купцы и мореходы, создавали свои объединения, в первую очередь на почве общих культовых интересов. В надписи 1GRR III, 1031 (258 г.) названо объединение (ouvTeXeia) золотых и серебряных дел мастеров; в паль-мирском тексте этой двуязычной надписи (Lidzbarski 462, № 13) греческому слову ouvxeXsioc соответствует tgm', тоже греческое слово (тауи-а), прочно вошедшее в пальмирский язык, свидетельствуя, что ремесленные и профессиональные объединения были явлением широко распространенным.

Основу процветания городов Сирии составляла внешняя торговля. Предметами торговли служили прежде всего продукты собственного производства: крашеные ткани, стекло, металлические изделия, строевой лес, вино, масла,сушеные фрукты, благовония. Вывоз бальзама составлял монополию фиска; в пятый год после покорения Иудеи доход казны от бальзама Палестины составил 800 000 сестерциев (PI in, NH XII, Шел.). Вывозились, конечно, и случайные второстепенные товары; мы видели, например, сирийскую пшеницу в Египте, хотя Сирия в общем едва покрывала собственную потребность.*

Размеры торговых операций были чрезвычайно разнообразны. Мелкую торговлю можно было вести с «капиталом» в 50 драхм (М. Пеа, VIII, 9); с другой стороны,'были крупные торговцы, ведшие обширную торговлю. Тексты различают купцов, ведущих заморскую торговлю (vauxXvjpoi и l^rcopoi), внешнюю и внутреннюю торговлю (тграур,ат?ита? и negotiatores), посредников (lySoysT^). Купцы соединялись в компании, даже для незначительной внутренней торговли. В Скифополе, например, отмечен afJKpoSo? asixixr, — объединение торговцев

* В семитских языках большое количество названий животных, растений, рыб заимствовано из греческого языка. Отчасти это можно объяснить тем, что греки и римляне впервые стали эксплоатировать некоторые виды сырья (например, лекарственные растения). В основном же причину этого надо видеть в том, что местные продукты (например, рыба), имевшие местные, притом разные названия, должны были получить общее обозначение, когда поступили в торговый оборот. 148

зерном (SEG VIII, 43). Торговые операции финансировались обладателями денежных средств, предоставлявшими длительный кредит. В качестве образца кредитной сделки можно привести казус, придуманный юристом, но, конечно, из материала торговой практики: «Каллимах получил взаймы деньги на морскую торговлю от Стиха, раба Сея, в провинции Сирии, в городе Берите до Брундизия. Деньги даны в кредит на все двести дней плавания под залог и заклад товаров, приобретенных в Берите для доставки в Брундизий, и тех, которые он предполагает купить в Брундизий, с тем, чтобы ввезти их в Верит. Между ними состоялось соглашение, что, когда Каллимах прибудет в Брундизий, он до ид ближайшего сентября, закупив новые товары, отправится оттуда сам в Сирию или, если он к этому сроку не закупит товаров и не отплывет от того города, он немедленно возвратит все деньги, как если бы операция была закончена, и возместит все расходы лицам, которые получат эти деньги, чтобы доставить их в Рим» (Dig. XIV, 1, 122, 1). В дальнейшем между прочим говорится, что купца сопровождает в качестве представителя финансиста другой его раб. В этом тексте интересно, что финансовые операции ведут за своего господина рабы. То обстоятельство, что деньги, уплаченные в Брундизий, доставляются в Рим, а не в Верит, свидетельствует о существовании вкл; дных и переводных операций.

Сделки в Сирии, как и вообще на Востоке, совершались в письменном виде. «Кто дает деньги без свидетельства и документа, вводит в искушение должника» (Б-М. 756).

Торговая прибыль была, надо полагать, высока, так как в условиях древней торговли купец прежде всего утилизирует чувствительную разницу в цене товара на месте его производства и на месте потребления. Даже в близких между собой районах разрыв в ценах был очень велик. Иосиф Флавий в своей автобиографии (13, 74—75) обвиняет Иоанна из Гис-калы, что он использовал огромную разницу в ценах на масло в Галилее и в Кесарии.

Но самую большую выгоду давала купцам, торговым городам и государству торговля с Востоком. Оттуда ввозились драгоценные товары: мирра и ладан для богослужения, драгоценные камни и ароматические вещества из Аравии; пряности, жемчуг, тонкие ткани, выделанные кожи, слоновая кость, бриллианты из Индии; оттуда же привозили и рабов; основным предметом ввоза из Китая был шелк. Это была посредническая торговля; потребителями восточных редкостей была италийская знать, императорский двор. Концентрировалась она, с одной стороны, в приморских городах (Газа, Аскалон, Иоппе, Птолемаида, Кесария, Тир, Сидон, Библ, Верит,

149

Триполи, Лаодикея); с другой стороны, громадное значение в этой торговле имели города, от которых непосредственно начинались караванные пути: Дамаск, Петра, Востра, Пальмира, и промежуточные этапы: Габгла, Гераза, Филадельфия и др.

От портовых городов дороги шли к основным центрам торговли с Югом и Востоком. Через Петру, а после завоевания Траяном Аравии — через Бос тру шли караванные пути к Персидскому заливу наперерез пустыне и к Красному морю. Во II в. главным центром восточной торговли была Пальмира; отсюда шли караваны на юг в Аравию и; главное, на Восток, к Евфрату; через Дуру на Евфрате купцы спускались к устью Евфрата и Тигра, к гавани Спасину Харакс, куда прибывали корабли из Индии, и к Форату или к Вологезиане, Селевкии на Тигре, Ктесифону и далее в Иран, Индию и Китай. Другой щ'ть шел от Селевкии Приморской и Антиохии к Зевгме в верхнем течении Евфрата и оттуда либо по Евфрату вниз, либо через Эдессу и Низибиду в Армению и далее к Черному и Каспийскому морям. Дорога вдоль Оронта связывала Антиохию с Пальмирой.

Караванная торговля была делом трудным и рискованным. Приходилось содержать значительную охрану для защиты караванов от нападений арабских шейхов. Необходимо было преодолевать и стихийные трудности и бедствия. Арабские племена, через территорию которых проходили караваны, требовали выкупа под видом пошлин, платы за право выпаса, за защиту от нападений. Римское правительство, покорившее и замирившее кочевые племена Сирийской пустыни, сделало караванную торговлю из опасной авантюры регулярным промыслом. Были проложены дороги и приняты меры для их благоустройства и безопасности. Частично сохранилась доныне дорога, ведшая от Антиохии к Халкиде и далее к Вавилону и восточным торговым центрам. Дорога была вымощена большими каменными глыбами. Через короткие промежутки были станции, находившиеся на попечении ближайших городов. Кое-где сохранились остатки станционных зданий, представлявших небольшие строения с примыкающими к ним стойлами для ослов и верблюдов. В городах, через которые пролегал караванный путь, были большие гостиницы со складскими помещениями.

Пальмирские надписи дают нам представление об организации каравана — cuvoSia, по-пальмирски Sjrth. Во главе его стоял синодиарх, rb sjrth. Интересно, что члены караванной компании называются по-пальмирски ejrth «сыновья каравана»; можно думать, что первоначально караван составлялся из членов одного племени; синодиархи также принадлежали большей 150

частью к одной фамилии не только потому, что в ее руках сосредоточилось богатство, но и в силу родовой привилегии. Так, надпись 193 г. (Lidzbarski 458) прославляет синодиарха Таймарсу и его сыновей; такая же надпись (OGlS 638) составлена в честь его брата Иаддая; синодиархом был и его отец. Часто сообщается о том, что синодиарх принял на себя хлопоты и расходы по обратному путешествию каравана из Фората, Вологезианы, Спасину Харакса; упомянутый Таймарса дал, кроме того, своим спутникам 300 золотых денариев старой чеканки ('thjqjn).

Исключительная роль Пальмиры в восточной торговле создала ей и особые политические привилегии. Отделенная и от Сирии и от Парфии пустыней, Пальмира чувствовала себя достаточно независимой от обеих держав. Римляне нашли целесообразным не подавить окончательно автономию Пальмиры. Здесь сохранилась герусия с тгрбе&рск; во главе, народные собрания, архонты, декапроты. Римский прокуратор в Пальмире принадлежал к высшему рангу и получал 200 000 сестерциев. Септимий Вород в надписи (OG[S 646) именуется дуценарием, прокуратором Августа и SixocioSott};; ^тоохоХш-vsiac, исполнявшим также должность стратега и агоранома и председателя священных трапез (аиртснпар/тх;) жрецов бога Зевса-Бела. Некоторые должности носили в Пальмире семитские названия и являются дорийскими (декапроты — 'srth; агораном — rb swq). Население делилось на филы, еще хранившие родовые традиции. В надписи OGLS 635 (178/9 г.) названы о\ ?v yevou? Zaj38iJ3u)Xstu)v. В пальмирской двуязычной надписи 21 г. (Lidzbarski, стр. 457) восхваляется Хашам, которому воздвигли статую bnj kmr' (сыны Камара, в греческом тексте — <риХ-/; XajxapTjvwv) и bnj mthbwl (сыны Матбола, в греческом тексте опущено). Иногда прямо применяется термин phd — племя.*

Адриан дал Пальмире права колонии и ius italicum. Вряд ли пальмирцы особенно дорожили своим званием колонии; хотя официально город стал называться 'ASpiocw', но в частных документах попрежнему именуется Тадмор и никогда — Пальмира; в пальмирском тексте знаменитого тарифа греческому пышному сттратт|уос Хоф.ирот6стт)с xoXcuveSac соответствует скромное 'srtg' dj qlnj'.

Наиболее яркой иллюстрацией автономии Пальмиры служит ^найденный Абамелек-Лазаревым большой, хотя плохо сохранившийся, текст на греческом и пальмирском языках, содержащий таможенный тариф города Пальмиры, установлен-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно интересен конец надписи ig
Префект египта был здесь полновластным господином
На монетах самоса пифагора
Интересна надпись

сайт копирайтеров Евгений