Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

зом. Если же я совершу что-либо противное клятве или не точно (атснхо^тш?!) в соответствии с клятвой, я сам призываю проклятие на себя, на мое тело, душу, жизнь, детей и весь мой род, гибель и пагубу на все преемство мое и всех моих потомков; и пусть ни земля, ни море не примут тела моего и моих потомков и не приносят им плодов. Подобным образом принесли присягу все в стране в храмах Августа по районам (хата та? и[тгарх''а?]—вряд ли здесь имеется в виду какое-то административное деление) у жертвенников Августа. Подобным образом Фазимониты, населяющие (город), ныне называемый Неаполем,* все принесли присягу в храме Августа у жертвенника Августа».

Культ императоров принял в Галатии необычайный размах. Судя по приведенной надписи, уже при Августе страна покрылась храмами и жертвенниками Августа. Народ галатов в целом, в лице его xoivov объявляет себя жрецами Августа (CIG 4039: то xoivov FocXaTav iepaaajAsvov {tew Иеросаты). На том же храме в Анкире, где высечена «царица надписей», имеется также надпись в честь императора и богини Ромы: TaXaTtov [т]о [xoivov] iepaaajievov {teui SefJaafwi xod &eai Рыр.7]1 (OGiS, 533). Культ был обставлен особенно торжественно, выработаны сложные церемонии. В составе жреческой коллегии имеется crspa-cTtxpavTT)? ** (IGRR III, 173, 194, 195, 204, 225, 230, 232) и <je(3a(7To<pavTiaaa (III, 162), выполнявшие, повидимому, какую-то мистерию, где жрец и жрица играли роль Августа и его жены или богини Ромы. Особенно интересен конец надписи IGRR III, 162: r/)v slxova тоъ xupiou 2е|3аатой xod tov titXov aw той? ypatpou? to"i? ispoupYcu;—«поставил на свои средства Тиб. К. Стратоник». Отсюда мы узнаем, что существовал какой-то письменный богослужебный устав (ypacpai) культа императора, во всяком случае в 101—102 гг.***

Как мы видим из надписи IGRR III, 230, а также по монетам, галаты в целом именовались SspaaTTjvoi; такой же титул приняли отдельные племена: 6 §у;[аос; SeBaaTTjvwv ToXictto-Pcoyiwv neaaivoovTttov (ibid. 226); 2s[3acrT7|vo't были и анкирские тектосаги, и трокмы в Тавии.**** Галаты иногда принимали имя даже императорского легата.

При таком положении вещей кажется удивительным, что Галатия совсем почти не получила от римского правительства никаких «благодеяний», а собственно Галатия, область трех

* Фазимон был переименован в Неоклавдиопополь. ** Себастофант встречается также в некоторых вифинских надписях IGRR III, 22, 63, 69.

*** Датировку надписи см. W. M. Ramsay, ук. соч., стр. 166—-168. **** Head., Historia numorum, стр. 629, 630.

108

племен,— меньше всего. Плиний насчитывал в провинции Галатии 195 populi ас tetrarchiae (NH V, 146—147); лишь несколько десятков из них известны по монетам, остальные нам совершенно не известны; по всей вероятности, плиниевы populi ас tetrarchiae в подавляющем большинстве были незначительными сельскими общинами. Но мы не видим усилий со стороны Рима создать здесь городскую жизнь. Лишь несколько городов получили звание колонии: Антиохия (Strab. XII, 8, 14), Герма (Head 748), Иконий (с Адриана), Листра и несколько других поселений на via Sebaste — Палаис, Олбаса, Кремна, Ко-мана (Strab. XII, 6,5; CILIII, 6974, 14410а, Ь, с). И только Антиохия получила iusitalicum (Dig. L, 15, 8, 10). Даже Анкира, резиденция легата провинции, долгое время продолжала оставаться tppoupiov; лишь с 80 г. она чеканит монету, но не от своего имени, а от имени 2г(Зосатг)У01 TsxToadyoi (вообще xoivov чеканило монету от Клавдия до Траяна).

Такое отношение к Галатии было в порядке вещей. Римляне на Востоке использовали греческие полисы в интересах управления и в интересах государственно-хозяйственных. Лишая их, с одной стороны, реальной свободы и самоуправления и награждая их, с другой стороны, пустыми титулами, римское правительство находило в них опору для своей власти и финансовую базу. Объективный смысл единства империи ускользал от внимания римских правителей; они еще в меньшей мере, чем Се-левкиды, делали ставку на урбанизацию провинций. Египет оставался при римлянах страной без городов в античном смысле этого слова; Египет был в первую очередь доходной статьей, и даже реформа Севера преследовала прежде всего фискальные цели. И в Галатии римские правители поддерживали только существовавшие до них города в юго-западной части провинции, тяготевшие к более развитым экономическим провинциям Фригии, Киликии, Линии и Памфилии; вместо того чтобы поднять Галатию до уровня этих провинций, римляне в конце концов просто отторгли от нее наиболее развитые области Писидии, Ликаонии, Памфилии и другие и ввели Галатию в ее естественные границы.

Управлял провинцией legatus Augusti pro praetore ( (Зеитт)? SsPao-тоъ (Ьткттратчуо? IGRR III, 184, 186; p xal avTiaTpaTTiyo? ibid. 223, 273; ттрваВеоту'?, ibid. 262', атратт)уо<; ibid. 221 и т. д.). Иногда он в надписях именуется в более общем' виде щгрыч (iGRR III, 154, 162, 171, 189). Правитель провинции был консуляром, когда приходилось вести военные действия; пропретор не имел в своем распоряжении легионов; созданное Дейотаром войско по образцу римского было преобразовано в легион (legio XXII Deiotariana), стоявший в Египте. Таким консуляром был Тиберий Юлий

109

Север во время парфянского похода 114—115 гг. (IGRR III,. 123).

При легате состоял прокуратор, ведающий, надо полагать, специально финансами. Он именуется кытрокос, ГаХатьх^ (IGRR III, 264, 54 г.), ётатротго^ twv SsBoccitSv Гос- (ibid. 181), гтитротсск; той ЕгВаатои (ibid. 317, 318). О канцелярии прокуратуры свидетельствует надпись IGRR III, 168 (Анкира), «вольноотпущенника трех августов» (Севера, Геты и Каракаллы), табулярия, в чесгь своего патрона «превосходительного прокуратора трех августов Авфидия Юлиана» (ср. ibid. 169, 170). В надписи из Тавии (ibid. 238) назван Si]op&o)T7)? [«rav]opdu)Tr'<; (т. е. corrector) FaXaTiov TpoxjAcov (III в.). В Иконии в 54 г. был тср^хеф xai Хотютг^-princeps et curator; куратор упоминается и для Антиохии (1GRR III, 264, 304). 'EiciTpojroi; twv xup'icuv r;[i5v etcI XouScuv (a muneribus) упоминается ibid. 187.

В собственно Галатии и под римским владычеством сохранилась племенная организация, и мы находим титул Ьитрсжо? ГосХост1ху!<; етгарх^осс; xoci. twv auvsyyu*; l&vwv («прокуратор галат-ской провинции и соседних племен», Ath. Mitt. XII, 182). Та Upa e&vt) •— три племени — продолжают фигурировать в источниках. В большой Анкирской надписи (OGIS 533) с перечислением благодеяний городу со стороны местной знати говорится между прочим о благодетеле, который раздавал угощение и масло «трем племенам»; другой «выдавал масло (для натирания) двум племенам целый год»; дальше говорится о всенародных угощениях двум городам (Пессинунт и Анкира); очевидно, eftvT) и тсбХек; совпадают здесь по значению, все же термин Iftvo? сохраняет еще реальное содержание не только при Тиберии, но и позднее, во II и III вв. Анкира — город тек-тосагов, Тавий — трокмов, Пессинунт — толистобогиев. Старые племенные традиции были устойчивы благодаря сохранению сельского общинного уклада; xmjxoitoXsK;, о которых говорит Страбон, не исчезли и позднее. В Галатии можно найти объединение нескольких селений с центром в (leaoxufjuov (IGRR III, 154).

Нивелирующая сила империи сказывалась в отсталых районах слабо, ибо они имели мало выгод от включения в состав мировой империи. Единства между разнородными племенами не получалось. В Аполлонии существовавшая там колония фракийцев, выходцев из Ликии, имела собственную организацию •»! ВоиХт) xai 6 Srip.o<; 'AtcoXXoovkxtmv Aox>,(dv 0pcpc<3v xo-XcuvSv, сохранявшуюся веками (IGRR III 314, 317, 318, 324). В Кесарее Адрианополе ВоиХт^ и S^jio? не забывают именовать себя 7rpoaeiX7][x(j.ev"ETou —«присоединенные» к Галатии из Ви-финии (ibid. 148).

НО

Даже внутри владений «трех племен» существовало племенное соперничество. В Пессинунтском храме высшие пять жреческих мест принадлежали, повидимому, местному жреческому роду, а галатам предоставлены были следующие пять мест.. Только этот смысл может иметь текст надписи (OGlS 540 = IGRR III, 230), по которой знатный галат Гера был «десятым после верховного жреца, пятым же из галатов пожизненным жрецом Великой матери богов в Пессинунте и Мидое». Здесь долго сохранялись местные языки. Еще Иероним («к Галатам» 2, 3) застал в живых галатский язык, сходный с диалектом, яа котором говорили в Трире. В «Деяниях апостолов» XIV, 11 народ в Листре <<возвысил свой голос, говоря по-ликаон-ски». В IV в. встречается еще эллинизированный кельтский бог Reus Boussaurigios.* Галатская знать не забывала своего происхождения от вождей и «царей». Конечно, вполне естественно, что в надписи времен Тиберия (OGlS 533) сын последнего царя Аминты — Пилэмен — напоминает о своем царском роде. Но и в середине II в. надпись в честь Юлия Севера подробно перечисляет его родственные связи: «Потомок царя Дейотара и тетрархов Аминты Брига та и Аминты Дориала, царя Азии Аттала» и т. д. (IGRR III, 173). Потомком царей названа и жена Юлия Севера, носящая галльское имя Каракилая ( ibid. 190). В стихотворной эпитафии, возможно, III в. покойник говорит о своем отце, что он Ъ Sr,y-o\.c, a.pxeiv ^eXev Ы B (ibid. 146, стр. 7).

В Анкире было двенадцать фил (IGRR III, 208: cpuXod), имевших своих филархов. Соблазнительно думать, что это — двенадцать тетрархий Страбона. Но они именуются либо по номерам (IGRR III, 192), либо трафаретными прозвищами (Nea Olympia и т. п.), лишь четыре имеют местного происхождения имена: (первая) MapoupayYjvrj (ibid. 194, 199), (седьмая) 7tapa-/a... livr, (ibid. 173), (третья) Mirjvopi^siTwv (ibid. 202), (пятая) Aiaye^cov (ibid. 191; ClG 4020). Эти имена не поддаются ясному толкованию. Фила MTjvopi^eiTuv, вероятно, связана с именем бога Мена; Мен был «отечественным богом» Антиохии (IGRR III, 303). Судя по посвятительным надписям, филы играли в Анкире значительную роль.

Превращение «городов» собственно Галатии в города римского типа было процессом медленным и длительным. Как на монетах, так и в надписях города продолжают оставаться центром племени, а не организованной по римскому образцу территории. Анкира называется в надписи (IGRR III, 180) «метрополия Галатии ИгЗаатт] TsxToadY«v», и даже просто пишут: у ВоиХт) хос! 6 87^05 SsSaaTTjvtov TsxToaaycuv (ClG 4010).

* JHS 1910, стр. 164.

Ill

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



В македонии римская власть еще меньше
Путем бесчисленных налогов
Внешнее процветание провинции в период римского мира скрывало под собой углубление классовых противоречий

сайт копирайтеров Евгений