Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как и везде, самым тяжелым был труд на рудниках и каменоломнях, служивших местом ссылки и наказания. Они составляли собственность императора. Для крупнейших каменоломен в Докимиуме это засвидетельствовано надписями от68 г. до III в. При Марке Аврелии здесь был специальный прокуратор.

В городах Азии издревле были развиты ремесла, преимущественно в прибрежных городах. В римское время создаются центры ремесла в глубине страны — в Тиатире (Лидия), Гие-рополе (Фригия), Лаодикее (на Лике) и др. О ремесле в Азии мы знаем по сохранившимся в литерат}фе (и в эдикте Диоклетиана о ценах на товары) наименованиям товаров — шерстяных и льняных тканей, предметов одежды, ковров, вышивок, разного рода посуды и т. д.— и косвенно по многочисленным корпорациям ремесленников, известным из надписей.* Конечно, эти надписи открыты и открываются случайно; однако при большом числе их можно сделать некоторые выводы.

Чаще всего встречаются коллегии (cruvTs/via, auvspyaaia, ао[л.(В[шсгц, au<7TY][j.a, auveSpiov) шерстобитчиков, валяльщиков, красильщиков тканей, ткачей, работников по изготовлению одежды; второе место в надписях занимают работники кожеь-ники. Другие ремесла упоминаются редко. Гончары упоминаются только один раз в надписи из Тиатир, хотя, например, са-мосская столовая посуда пользовалась большим спросом за пределами Азии. Все же мы вправе считать, что товарное производство охватило главным образом отрасли, связанные с изготовлением тканей и одежды. Металлами провинция Азия была бедна, и работы по металлу сводились прежде всего к производству предметов роскоши и искусства. В «Деяниях апостолов» 19, 24—28 рассказывается, что «некто серебреник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше» и т. д. Производство таких храмиков Артемиды Эфесской, как и статуэток и других подношений богам и богиням, занимало, надо пола-

* Так, из Тиатиры известны коллегии горшечников (IGRR IV, 1205), изготовляющих гиматии—lfj,aTSUo|i.evoi (ibid. 1209), красильщики— ficntpsic, (1213,1239,1342), изготовители шерстяных и льняных тканей— Xavapwi (1252), Xivoupyoi (1226), пекари — кртохбтгсн (1244), кузнецы— 3(aXxe"ii;(1259) 7tpo^evY)Tal ao)]j.6cTuv (1257) шорники—ctxutotojj-oi. (BCH 1886, 422, № 31). Ив надписи в Пергаме стала недавно известна коллегия факелонссцеЕ—Аофлга8"1Та1; см. JHS LX (1939), стр. 274.

62

гать, немало рабочих рук, как и строительство храмов, портиков и других общественных зданий. Производство было мелкое^ домашнее, и продукция продавалась в портиках, где были мелкие лавчонки и мастерские.

Коллегии объединяли лиц одной профессии для религиозных и благотворительных целей; только такие коллегии и допускались римской властью (collegia licita). Такие культовые объединения по принципу общности профессии или землячества существуют и в наше время, в частности у евреев. Если коллегии именуют себя в надписях Ispo?, ирмтосто?, сте^бтатск;,. то это, вероятно, не только дань тщеславию, но и выражение «священного» характера объединения. Но поскольку члены коллегий объединялись, хотя и для культовых целей, но по профессионал ьному признаку, у них неизбежно возникали и общие профессиональные и экономические интересы.* При отсутствии экономических и политических организаций трудящихся коллегии могли в отдельных случаях стать очагом волнений во время массовых движений. Недаром римские власти не раз запрещали коллегии или гетерии. Имеются данные, что в Азии коллегии иной раз устраивали «забастовки»; это слово приходится брать в кавычки: речь идет о забастовке не столько наемных рабочих, сколько самостоятельных ремесленников и, может быть, даже работодателей.

По всей вероятности, забастовка наемных рабочих послужила поводом для надписи IG XII, 5, 129: агораном ула-жиЕает какой-то спор и принимает меры «относительно работающих за плату и их нанимателей, чтобы ни те, ни другие не были в обиде».** О забастовке, связанной с беспорядками, говорит надпись из Магнесии конца II в.*** В начале сильно испорченной надписи речь идет, повидимому, о соглашении, нарушение которого привело к «смуте»: ... 8s хата awftyxac, ocItwv... Дальше мы читаем: «...так что иногда случается, что народ производит беспорядок и смуту вследствие дерзновенных дурных речей хлебопеков во время волнений (oTicecuv) на рынке. За это их следовало привлечь к уголовной ответственности. Но так как интересы народа следует ставить выше, чем [желание] их наказать, я решил образумить их настоящим декретом.

* В надписи ILS II, II 7266 (Рим) коллегия рыбаков и водолазов выражает благодарность свсему покровителю Северу за то, что его стараниями приобретено и утверждено право плавания ледок.

** См. W. H. Buckler, Labour disputes in the province of Asia, «Anatol. Studies», Manch. 1923, cip. 28 ел.

*** BCH VII, стр. 514, № 1С; W. H. Buckler, ук. сеч., стр. 30 ел. Надпись приведена пед № 719 в сборнике «Античный способ производства в источниках», Л. 1S33, но не полностью и в не совсем точном переводе.

63

Посему я запрещаю хлебопекам организоваться в коллегию и быть зачинщиками в дерзновении [и приказываю] всячески повиноваться распоряжениям, имеющим в виду общественную пользу, и неукоснительно предоставлять городу необходимую работу [го выпечке] хлеба. Поэтому кто из них впредь будет уличен либо в том, что участвует вопреки распоряжению в собрании,либо в том,что явился зачинщиком беспорядков или возмущения, тот будет арестован и понесет надлежащее наказание. А если кто, злоумышляя против города, решится спрятаться, то на ноге его будет выжжен [знак] «декурия>; тому же наказанию подлежит и тот, кто дал ему убежище>.

Далее следует декрет эфесской буле по поводу постановления римского правителя: «При притоне Модесте в месяц кла-рион, четвертого дня, на экстренном заседании буле Марцел-лин сказал: безумия руководителей мастерских (EpyatrrTpiapxcov) ярчайший пример [показал] вчера Ермий;>.

То обстоятельство, что надпись, касающаяся забастовки хлебопеков в Э ф е с е, найдена в Магнесии на Меандре, показывает, что речь идет не о случайном местном явлении и что указ проконсула имеет в виду не только эфесских хлебопеков.

Нечто подобное мы имеем и в надписи из Пергама (по эпиграфическим данным — середина II в.), сильно, к сожалению, испорченной. Проконсул разбирает дело и делит виновников смуты (речь идет о работах по постройке какого-то общественного сооружения) на две категории: «те, которые явились, что-быявидел ихперед моими глазами...я проявил человеколюбие... а те, кто не имели, что возразить... пусть знают поэтому, что если...» Из сохранившихся в дальнейшем отдельных слов и обрывков фраз видно, что проконсул улаживает какие-то денежные споры (речь идет о «процентах с того времени>), о заработной плате, о надзирателях за работами — ёруетю-t стлал) и предлагает под новыми угрозами довести работу до конца.*

Источники не сохранили нам прямых данных о численности рабов и об их роли в хозяйстве; рабовладельцы, конечно, не удостаивали рабов посвящением им надписей. Поскольку ремесло носило по преимуществу домашний характер, вряд ли большое число рабов было занято в ремесле. Возможно, что в состав коллегий входили и рабы, что допускалось законом (Dig. XLVII, 22, 3, 2) и устагами коллегий (ILS II, II 7212). В крупном сельском хозяйстве владельцы, судя по имеющимся документам, предпочитали сдавать землю в аренду колонам.

* W. Н. Buckler, ук. соч., стр. 33 ел.; Athen. Mitth. XIV

(1899), стр. 188, № 62.

U

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бедности
Затем римской мировой державы эти страны поднялись на более высокую ступень общественного развития
Жалобарагвенских колонов
Марк антоний получил в качестве провинции
Ведущих заморскую торговлю

сайт копирайтеров Евгений