Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

жалобщик пишет: «После этого, когда я был назначен на очень тяжелую литургию, я ушел из села, не будучи в состоянии выдержать тяжесть литургии».

В III в. ряд документов свидетельствует о новом способе избавиться от литургии — cessio bonorum; кандидат отдает свое имущество тем, кто его назначил (получая затем обратно одну треть), с тем, чтобы получивший имущество взял на себя литургию. В папирусе из Гермополя 250 г. (W 402) Термофил, недавно закончивший срок своей должности космета и потерявший на этой должности значительную часть своего состояния, предлагает отдать все, что у него осталось, только бы избавить сына, назначенного на ту же должность, от этого бедствия. Термофил при этом ссылается на «законы и божественные (т. е. императорские) распоряжения». Действительно, 1хатасц, отказ от имущества, чтобы избавиться от литургии, был официально признанным институтом. Р. Оху. 1405 содержит, повидимому, декрет, относящийся к lv.aia.aic, и регулирующий связанные с этим отношения; наконец, в папирусе 200 г. (Mitt. 375) мы имеем рескрипт Септимия Севера и Каракаллы об этом институте, к сожалению, сильно фрагментированный.

Но и эта крайняя мера не всегда спасала от литургии, как видно из чрезвычайно интересного папируса, опубликованного Т. С. Skeat и Е. P. Wegener.* Префект разбирает дело о неправильном назначении селян на городскую литургию. От имени обеих сторон ¦— городского притана и селян — выступают адвокаты; один из них указывает между прочим, что Арсиноя «некогда была густо населена, а ныне арсиноиты окончательно впадают в нужду, побыв в должности два дня»; в качестве примера он приводит случай, когда некто отдал свое имущество, чтобы избавиться от литургии, но ему тем не менее пришлось вступить в должность. Интересно в этом папирусе всеобщее признание упадка египетских городов. Представитель города отводит ссылку противной стороны на запрещение Севером привлекать селян к городским литургиям, заявляя: «Север издал этот закон в Египте, когда города еще были богаты» (b^TTopcov). На это префект возражает: «Рассуждение насчет богатства или перехода к бедности относится одинаково и к селам и к городам».

Римские власти беспокоились не о том, чтобы облегчить участь литургов, а лишь о том, чтобы казна не потерпела ущерба. С avaxwp'iau; литургов оно боролось посредством сомнительных амнистий и новых репрессий. Опубликованный в 1936 г. в P. Oslo. 79 (134/5 г.) указ префекта Мамертина пред-

* Т. С. S k е а t and E. P. Wegener, A trial before the prefect of Egypt Appius Sabinus с 250 a. D., JEA XXI (1935), стр. 224—247.

202

писывает литургам впредь не покидать своих IStot и вместе с тем требует, чтобы взамен уже бежавших представили других кандидатов, вполне надежных. Более пространный эдикт префекта Марка Семпрония Либералия от 154 г., констатируя, что многие, «бежав от литургии из-за их тогдашней нужды, теперь еще находятся на чужбине», предлагает в течение трех месяцев со дня опубликования декрета вернуться по домам (W 19). Аналогичный эдикт издал префект Субатиан Аквила (W 354). Уходившие из родных мест могли стать бродягами, разбойниками, нищими; в лучшем случае они могли получить где-нибудь временную поденную работу. Многие пробирались в Александрию, где можно было затеряться в массе населения и найти кое-какой заработок. После резни, учиненной Кара-каллой в Александрии в 215 г. (Dio Cass. 78, 22), император издал указ против египтян, проживающих в Александрии (P. Giss. 40, И): «Все египтяне, находящиеся в Александрии, особенно крестьяне, которые бежали из других мест и могут быть легко обнаружены, должны быть высланы, за исключением свиноторговцев, речных перевозчиков и поставщиков тростника для топки бань... Мне известно, что в праздник Сараписа и в другие праздничные дни и даже в будни египтяне обычно приводят быков и других животных для жертвоприношений. В этом им не должно препятствовать. Выслать надлежит тех, кто бежал из родных мест, чтобы избежать земельных повинностей, а не тех, кто скопляется здесь, чтобы насладиться зрелищем славнейшего города Александрии, прибывают сюда ради прелестей городской жизни или по случайным делам».

Политика репрессий и жестокого гнета не зависела от злой воли императора; такова была установившаяся система. Даже Адриан, который пытался предоставлением льгот привлечь земледельцев Африки к обработке пустопорожних земель (lex Hadriana de rudibus agris, Bruns, FJR, ed. 7, 115) и которого в Египте считали чуть ли не благодетелем, не хотел отказаться ни от одной крупицы египетского дохода. В восстановленном ныне эдикте Адриана 136 г. (P. Oslo. 78) император после ряда оговорок предоставляет земледельцам, пострадавшим от неурожая вследствие недостаточного разлива Нила, лишь рассрочку уплаты недоимок на 3—5 лет.

Беспощадная эксплоатация «трудящихся неуклонно вела к истощению ресурсов богатой страны, к расстройству оросительной системы, к сокращению посевов, уменьшению народонаселения. В начале IV в. регистрация земли в районе Теа-дельфии показывает, что из 500 облагаемых налогом арур возделываются только 200; в районе Филадельфии из 805/12 — 3321/32. В P. Rain. 58 комиссия по етистхвфц сообщает: «По

203

прибытии на место мы обнаружили, что все оно лежит впусте ' (gv уёрам) и не используется». * Запущенность оросительной сети заставляла правительство прибегать опять-таки к репрессиям. Указ 228 г. (Р. Оху. 409) предписывает мобилизовать всех землевладельцев на ремонт ирригационной системы, угрожая, что пренебрегающие этой повинностью ставят на карту не только свое достояние, но и жизнь. В III в. Египет уже не может обеспечить своих поставок хлеба для Италии, и правительство начинает все больше ориентироваться в этом отношении на Африку.

Низкий и все более снижавшийся уровень жизни сельского населения Египта не мог, конечно, содействовать росту применения труда рабов в сельском хозяйстве. И все же римское владычество и в Египте вело к усилению роли рабского труда в хозяйстве. При случайности и скудости данных, какие можно извлечь из папирусов и остраков, было бы рискованно делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению.** Но вполне правдоподобно, что в появившихся здесь крупных частных или императорских земельных владениях работали наряду с наемными работниками и рабы. В небольшом (20 арур) имении Эпимаха (P. Lond. 131 v.), кроме раба-управляющего, постоянно работают 4 раба, а если под tzoaSsc, понимать, как обычно, рабов, то к временным работам привлекается еще 6—10 рабов, нанимаемых от их владельца за пониженную плату (272 обола в день при плате свободному работнику 3—4 обола). В имении Гераклида в 258 г. большинство работников, невидимому рабы, так как в отчете (P. Lond. 1170 v.) не показан расход на заработную плату для большинстЕа работников. К сожалению, в других отчетах не дается наряду с денежной отчетностью также перечень работ, и нельзя установить, в какой мере здесь применялся труд рабов. Джонсон *** собрал около ста папирусов и остраков, где упоминаются продажи, ману-миссии и заклад рабов. В декларациях, в списках плательщиков налога и лиц, выполняющих натуральные повинности, упоминаются и рабы; в одном хозяйстве (P. Fior. 4) названы 6 рабов. В «Гномоне идиолога» из 116 сохранившихся статей 8 говорят о вольноотпущенных, 9 — о рабах. Но тенденция к закрепощению сельского населения, очевидно, тормозила

* См. М. Rostowze w, Storia economica e sociale del lmpero Romano, стр. 559 ел.

** См. Л. Вестерман, История рабства в Римской империи (в приложении к А. Валлон, История рабства и античном мире, 1941, стр. 590—591). *** Ук. соч., стр. 279 ел.

204

процесс развития трудового рабства. В городах рабы занимались главным образом ткацким ремеслом.*

Работорговля была ограничена законом: экспорт рожденных в доме рабов (о-хоу^е-ц) без специального разрешения был запрещен («Гномон», § 66, 67); за эту категорию рабов взимался особый налог (кяархг). Имеются документы об обучении рабов ремеслу и даже скорописи (W 140). Вообще в Египте рабы, как и в других странах Востока, не были столь бесправным «говорящим орудием», как это было установлено римской практикой и законодательством. Больше всего, надо полагать, рабство получило распространение в Александрии, но от Александрии, как известно, меньше всего сохранилось документов. Во всяком случае Александрия была типичным для рабовладельческого общества крупным центром, и естественно ожидать, что рабство занимало здесь не меньше места, чем хотя бы в Эфесе, уж не говоря о Риме. Известное значение должно было иметь расширение ремесленного производства в связи с развитием торговли (главным образом внешней) в результате включения Египта в состав империи.

Страбон отмечает, что с присоединением Египта к Риму сильно возросла торговля с «троглодитами» (эфиопами) и Индией. «Раньше даже двадцать кораблей не решались проникнуть в Аравийский залив так, чтобы выйти за пролив, теперь же большие флотилии снаряжаются вплоть до Индии и крайних пунктов Эфиопии, откуда привозят в Египет ценнейшие грузы и отсюда опять развозят в другие страны. От этого получаются двойные пошлины —¦ ввозные и вывозные; а за дорогие товары и пошлина высока. К тому же Египет обладает и монополиями; ведь одна только Александрия является получателем и экспортером такого рода товаров» (XVII, 113).

Мировые связи существовали у Египта и при Птолемеях. Агатархид (fr. 66), в частности, отмечает, что легкие грузовые корабли, отправляясь из Меотийского озера, «на десятый день причаливают в Родосскую гавань, оттуда во благовремении на четвертый день прибывают в Александрию, откуда, плывя против течения вверх по реке, еще через десять дней прибывают без труда в Эфиопию». Но мировая Римская держава имела гораздо больше возможностей для расширения восточной торговли, и внешняя политика империи ставила себе также задачу содействовать росту внешнеторговых связей. Походы в Эфиопию и Южную Аравию при Августе, несомненно, диктовались соображениями экономического характера. Август и Тиберий заботились об улучшении в Египте дорог, ведущих к гаваням на Красном море. ClL III Suppl. 6627 говорит о ремонте дорог

* Л. Вестерман, ук

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Калигула вновь восстановил на царстве антиоха iv
Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 13 надписи
Проживают в македонии
Были ли александрийские граждане свободны от подушной подати

сайт копирайтеров Евгений