Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женская коса выдерживает груз до 20 тонн, сколько примерно весит платформа железнодорожного вагона с двумя грузовыми автомобилями, см.: Перельман Я. И. Занимательная механика. Домодедово, 1994. С. 109–110.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. С. 100.

Хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

Об истории Греции в эпоху Римской империи (I–III вв.) см. соответствующий раздел в пособии по истории Древнего Рима.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиев В. И., Бокщанин А. Г., Пикус Н. Н. История древней Греции. — 2-е изд. — М., 1972.
2. Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории римской империи. Рим и раннее хри¬стиан¬ство. Ростов-на-Дону, 1995.
3. История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенциц-кой. — 3-е изд. — М., 1989. Т. 1–3.
4. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина — 2-е изд. — М., 1996.
5. Карпюк С. Г. Лекции по истории Древней Греции. М., 1997.
6. Лурье С. Я. История Греции: Курс лекций / Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 1993.
7. История Древней Греции / Под ред. В. С. Сергеева — 3-е изд. — М., 1963.
8. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. — 3-е изд. — М., 1985. Ч. 2.
9. Трухина Н. Н. История древней Греции. Учебник для VI класса средних учебных заве-дений. — 2-е изд. — М., 1995.

СПРАВОЧНИКИ
1. Словарь античности / Под ред. В. И. Кузищина М., 1992.
2. Харботл Т. Битвы мировой истории. Словарь. М., 1993.
3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
4. Лосев А. Ф. Словарь античной философии. М., 1995.
5. Мифы народов мира. Энциклопедия / Под ред. С. А. Токарева — 2-е изд. — М., 1997. Т. 1–2.
6. Наследие Эллады. Энциклопедический словарь / Сост. Ю. И. Сердериди. Краснодар, 1993.
7. Флора и Фавн. Мифы о растениях и животных. Краткий словарь / Сост. В. М. Федосе-енко. М., 1998.
8. Ярхо В. Н. Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Сло-варь. М., 1995.

ИСТОЧНИКИ
1. Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.
2. Античная драма. М., 1970 (сер. «Библиотека всемирной литературы»).
3. Античная лирика. М., 1968 (сер. «Библиотека всемирной литературы»).
4. Античные гимны. М., 1988 (сер. «Университетская библиотека»).
5. Античные поэты об искусстве. СПб., 1996.
6. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1 (сер. «Философское наследие»).
7. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993 (сер. «Литературные памятни-ки»).
8. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Тбилиси, 1964.
9. Аристотель. Сочинения / Под ред. В. Ф. Асмуса и др. М., 1975–1984. Т. 1–4 (сер. «Философское наследие»).
10. Аристофан. Комедии. М., 1983. Т. 1–2.
11. Арриан. Поход Александра. СПб., 1993 (сер. «Античная библиотека»).
12. Геродот. История. М., 1993 (сер. «Памятники исторической мысли»).
13. Гигин. Астрономия. СПб., 1997 (сер. «Античная библиотека»).
14. Гигин. Мифы. СПб., 1997 (сер. «Античная библиотека»).
15. Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. Л., 1990 (сер. «Литературные Памятники»); Пер. В. В. Вересаева. Л., 1949.
16. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М., 1982 (сер. «Однотомники классической литературы»); Пер. П. А. Шуйского. Свердловск, 1948.
17. Греческая эпиграмма / Изд. подг. Н. А. Чистякова. СПб., 1993 (сер. «Литературные Памятники»).
18. Демосфен. Речи. М., 1994, 1996. Т. 1–3 (сер. «Памятники исторической мысли»).
19. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1996.
20. Еврипид. Трагедии. М., 1980. Т. 1–2.
21. Ксенофонт. Анабасис. М., 1994.
22. Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993 (сер. «Античная библиотека»).
23. Лирика древней Эллады и Рима. М., 1990.
24. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1997.
25. Непот Корнелий. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992.
26. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996. Т. 1–2 (сер. «Античная библиотека»).
27. Платон. Собрание сочинений / Под ред. А. Ф. Лосева и др. М., 1990–1994. Т. 1–4.
28. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1994. Т. 1–2. (сер. «Литературные памят-ники»).
29. Руф Квинт Курций. История Александра Македонского. М., 1993.
30. Софокл. Драмы. М., 1990 (сер. «Литературные памятники»).
31. Страбон. География. М., 1994 (сер. «Памятники исторической мысли»).
32. Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств. СПб., 1997 (сер. «Античная библиотека»).
33. Фукидид. История / Пер. Ф. М. Мищенка. — Репринт: М., 1915. — СПб., 1994. Т. 1–2.
34. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964.
35. Эзоп. Басни. М., 1993.
36. Эсхил. Трагедии. М., 1989.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973.
2. Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.
3. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.
4. Античная Греция. М., 1983. Т. 1–2.
5. Античные города Северного Причерноморья. М., 1984 (сер. «Археология СССР»).
6. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.
7. Бенгстон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982.
8. Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997.
9. Блаватская Т. В. Греческое общество II тысячелетия до н. э. и его культура. М., 1976.
10. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1993. Т. 1–3; М., 1995.
11. Бузескул В. История афинской демократии. СПб., 1909.
12. Винкельман И. И. Избранные произведения и письма. М., 1996.
13. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
14. Виноградов Ю. Г. Политическая история ольвийского полиса (VII–I вв. до н. э.). М., 1989.
15. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
16. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
17. Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995 (сер. «Античная библио-тека»).
18. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
19. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.
20. Головня В. В. История античного театра. М., 1972.
21. Дальский А. Н. Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах. М.–Л., 1937.
22. Джохадзе Д. В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977.
23. Древние цивилизации. Греция. Эллинизм. Причерноморье. Избранные статьи из журнала «Вестник древней истории». М., 1997.
24. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых / Сост. Л. С. Ильинская. М., 1997.
25. Дройзен И. История эллинизма. СПб., 1997. Т. 1–3 (сер. «Историческая библиоте-ка»).
26. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
27. Зайцев А. И. Культурный переворот в древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985.
28. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.
29. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.
30. Ильинская Л. С. Этнические и культурные контакты Западного и Восточного Сре-диземноморья в микенскую эпоху. Сицилия и Эгеида. М., 1983.
31. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для совре-менности. М., 1977.
32. Криш Э. Г. Сокровища Трои и их история. М., 1996.
33. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
34. Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379–335 гг. до н. э. Саранск, 1991.
35. Латышев В. В. Очерк греческих древностей. СПб., 1997 (сер. «Античная библиоте-ка»).
36. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996.
37. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.
38. Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.
39. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996 (сер. «Жизнь замечательных людей»).
40. Лосев А. Ф. Античная литература. М., 1997.
41. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — 2-е изд. — М., 1998.
42. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
43. Лурье С. Я. Язык и культура микенской Греции. М.–Л., 1957.
44. Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. К проблеме кризиса полиса. М., 1993.
45. Маринович Л. П. Греческое наемничество IV в. до н. э. и кризис полиса. М., 1975.
46. Мифология древнего мира. М., 1977.
47. Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998 (сер. «Античная библиотека»).
48. Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950.
49. Проблемы греческой колонизации Северного и Восточного Причерноморья. Тбили-си, 1979.
50. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. — 4-е изд. — М., 1977.
51. Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. СПб., 1998.
52. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
53. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Нижний Новгород, 1991.
54. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
55. Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983.
56. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
57. Федотов В. В. Историческая география античного мира. М., 1996.
58. Фролов Э. Д. Греческие тираны (IV в. до н. э.). Л., 1972.
59. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.
60. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.
61. Шанин Ю. В. Олимпийские игры и поэзия эллинов: Гомер и классическая лирика VIII–V вв. до н. э. Киев, 1980.
62. Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984.
63. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л., 1988.
64. Эллинизм: восток и запад / Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1992.
65. Эллинизм: экономика, политика, культура / Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1990.
66. Яйленко В. П. Греческая колонизация VII–III вв. до н. э. по данным эпиграфических источников. М., 1982.
67. Ярхо В. Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник древней исто-рии. 1962. № 2. С. 3–26.

1. Появление италиков на Апеннинском полуострове. Возникновение римского государства связано с растянувшимся на несколько веков слиянием Северной, Средней и Южной Италии вокруг Рима. Откуда взялись италики, до сих пор окончательно неизвестно. По одной версии, они пришли с северо-запада, из-за Апеннин, и осели в Лации, наиболее удобной и плодородной области. Вслед за ними явились умбры и сабелы , расселившись в менее удобных для обработки областях, в суровой гористой местности. Эти миграции имели место в конце II  — начале I тысячелетия до Р. Х. Латинская и умбро­-сабельская народности стали наиболее крупными ветвями общеиталийского племени.

Согласно другой версии, канонизированной в эпоху Римской империи при Августе, первое поселение в Италии связано с беглецом из взятой ахейцами Трои героем божественного происхождения Энеем , сыном Афродиты. Он был одним из защитников Илиона, после падения которого сел на корабль и, по указанию оракула, отправился на родину своих предков. Эней прибыл в Лаций и основал город Лавиний в честь невесты Лавинии, дочери местного царя Латина , которого потом сменил. То есть появление латинской народности и царского рода в поздней античности мыслилось как слияние местного племени латинов и пришедших троянцев.

Эней упоминается и в «Илиаде», но в качестве второстепенного персонажа. На первый план он выдвинулся в поэме Вергилия , названной в его честь «Энеидой» , которая зафиксировала древнейшее предание об истории Италии, сохранившееся до императорской эпохи. Юлий Цезарь и первый император Октавиан Август возводили свое происхождение именно к Энею .

Очевидно, греки не принимали активного участия в этногенезе италиков, который произошел в результате слияния различных племен, пришедших сухопутным или морским путем, и местного населения.

2. Легенды об основании Рима. Рим не сразу строился, несмотря на то, что традиция увязывала его основание с единовременным фактом. Согласно одной версии, Рим был назван в память о женщине, прибывшей в Италию вместе с Энеем, некоей троянки Ромы , которая не пожелала больше плавать и предложила сжечь корабли. В результате италики остались и основали город.

Согласно второй более известной легенде, Рим основал Ромул, потомок Энея в пятнадцатом поколении. Некогда мифический царь Нумитор , правивший в италийском городе Альбе Лонге , был свергнут коварным братом Амулием , который, не желая, чтобы у Нумитора было мужское потомство, насильно посвятил его дочь Рею Сильвию в весталки, включив в число жриц, обязанных хранить безбрачие. Но весталку посетил Марс, и у нее родились два сына Ромул и Рем , которых злобный брат Нумитора велел бросить в Тибр. Братья не погибли и были найдены волчицей, вскормившей их своим молоком. Затем мальчиков подобрал пастух. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм , где Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул, и Ромул убил Рема, став первым царем нового города, основание которого обычно относят к 754–753 гг. до Р. Х. Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление.

Рим возник на семи холмах, их окружали болота и нездоровый воздух, поэтому жители селились на возвышенности. Усиление Рима как крупного торгового центра было связано с выгодным географическим положением, поскольку он занимал удобный выход к морю и господствовал над двумя берегами Тибра вплоть до устья, где добывалась соль. Через Рим пролегала важная «соляная дорога», и он был удален от берега, что обеспечивало безопасность от пиратов. Отсюда открывались пути в Этрурию, наиболее развитую область Италии того времени.

В социальном плане город создавался путем слияния мелких поселков. Возможно, на древний синойкизм указывало предание, согласно которому Ромул пригласил на праздник представителей местного племени сабинян вместе с дочерьми, которых римляне вероломно похитили. Началась война, но женщины примирили врагов, встав между ними, держа на руках детей. Легенда также могла свидетельствовать об изначальном слиянии пришлого и местного племен.

С Ромула начинался царский период, длившийся с VIII по VI вв. до Р. Х. Ранние цари были поочередно наделены определенными этническими и нравственными чертами. Династии сменялись представителями разных племен — сначала латино-сабинских, потом, со второй половины VII в., — этрусских. В этот период сформировались основы общественно-государственной организации Рима.

3. Религия. Римская религия существенно отличалась от греческой. Для греков божество являлось личностью, но наделенной сверхъестественными способностями и идеальными качествами. Вокруг него создавался ореол мифов, что для римлян не было характерно. Римляне выделяли в своем духовном состоянии какое-то значимое явление, признавая за ним божественное свойство. Например, по мере взросления юноша находился под покровительством 43 божеств. Человек рождался, и у него появлялись бог первого крика, бог колыбели, бог первых шагов, сопутствовавшие его физическому развитию. В свою очередь, богиня здравого смысла, богиня, продолжавшая начатое дело, и другая, способствовавшая его окончанию, боги сметливости, отваги, надежд, смущения и страхов помогали дальнейшему духовному развитию. Когда юноша взрослел, у него появлялись шесть божеств брака. После свадьбы человеку, уже способному к самостоятельной жизни, сопутствовало меньше богов. В зрелых годах появлялись богиня утомленных людей, божества почестей и богатства, счастья и здоровья. У изголовья умирающего находилось столько же богов, сколько и при рождении: отделяющий душу от тела, лишающий света, приносящий смерть, оплакивающий и т. д.

Римская религия в чем-то была более теплой, искренней и наивной, чем греческая, а потому более близкой внутреннему миру человека. Она основывалась на привязанности к жизни и тому, что с ней связано. Богов боялись, но перед ними не трепетали, как перед непознаваемыми страшными силами, поскольку римлянин искал у них помощи в действительной жизни. С богами, как и в греческой религии, следовало заключать договор, сводившийся к исполнению необходимых обрядов, которые влекли за собой и благословение свыше, поэтому точность и деловитость являлись отличительной стороной римской религиозной жизни.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Период высокой классики классики восстание
Концом античной истории
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 1 августа
История древней греции
211 правление императора септимия севера

сайт копирайтеров Евгений