Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

8. Города. В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора, которые в Александрии, например, обозначались по первым буквам греческого алфавита. Это так называемая система Гипподама , архитектора V в. до Р. Х. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса — такая система привлекала своей практичностью и рациональностью. В городах существовали водопроводы, канализации, в домах — ванны, в центрах создавались особые парковые ансамбли (например, Мусейон в Александрии), искусственные ландшафты, гроты, небольшие насыпные холмы. В Антиохии Сирийской было введено ночное освещение улиц.

У высших слоев общества возникла неудержимая тяга к роскоши и комфорту, отразившаяся и в одежде: горожане, особенно женщины, одевались пестро — именно в эту эпоху появилась бахрома как элемент платья. В некоторых случаях правители даже вводили законы против роскоши. В восточных городах по греческим образцам устраивались гимнасии и палестры . Гимнасии являлись своего рода интеллектуальными центрами, где проходили занятия риторикой, литературой, философией и другими науками, — палестры же предназначались для физических упражнений, но также были местом свободного времяпрепровождения.

9. Чудеса света. В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе , Александрийский , или Фаросский маяк и статуя Гелиоса на острове Родос .

Александрийский маяк был воздвигнут архитектором Состратом Книдским на о. Фарос, соединенном с александрийским портом насыпной дамбой длиной в один километр. Маяк представлял собой двухэтажную башню высотой 120 метров: куб, а на нем — восьмигранник (по направлениям восьми основных ветров). Осветительный фонарь занимал третий этаж, выстроенный в виде цилиндра, а над ним находился купол с семиметровой статуей Посейдона. Здесь разводили огонь, который, отраженный металлическими зеркалами, был виден на расстоянии 50–60 км. Нижний этаж возвышался вплоть до XIV в. Сейчас на Фаросе военный форт, под ним погребены остатки маяка.

Родос в силу быстрого развития торговли и мореходства стал крупным эллинистическим государством. В честь одной из крупных военных побед в начале III в. до Р. Х. родосцы решили воздвигнуть невиданную по размерам статую бога солнца, покровителя острова. Статую предполагалось отлить из бронзы — с технической точки зрения почти невыполнимая операция, которую, однако, произвел ученик Лисиппа Харес из Линда . Он отливал статую высотой 35 метров по частям в течение двенадцати лет. Колосс простоял недолго, поскольку в 220 г. до Р. Х. на Родосе произошло землетрясение. Обломки Гелиоса еще застали арабы в X столетии.

10. Наука. Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов. Развивалась математика, Эвклид создал знаменитые «Начала» , лежащие в основе позднейших представлений европейцев о геометрии. Многие ученые того времени были склонны к изобретательству, о чем свидетельствовали чудеса света. Архимед , какое-то время работавший в Мусейоне, заложил основы рациональной механики и гидростатики, изобрел особый тип рычага и знаменитый винт для подъема воды при искусственном орошении. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана. В области астрономии возникли гелиоцентрическая ( Аристарх с Самоса ) и геоцентрическая ( Гиппарх из Никеи ) системы. Идея Аристарха о том, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него, легла в основу теории Коперника.

В Александрии располагалась школа естественных наук, где производи­лось препарирование трупов, исследовались секреты мумифицирования, имелись зо­ологический и ботанический сады. Здесь сделала серьезные шаги медицина: были открыты нервная система ( Герофил Халкидонский ) и система кровообращения, а анатомия и хирургия выделились в отдельные отрасли.

Наука еще была ограничена условиями времени, поскольку не существова­ло удобных арабских обозначений чисел, точных инструментов наблюдения и т. п. Но расцвет науки стал в то же время и предельной точкой ее развития, посколь­ку в этой области римляне так и не сравнялись с греками. Европа вплоть до эпохи Воз­рож­де­ния будет жить за счет научного багажа, приобретенного в период эллинизма. «Тот, кто понимает Архимеда и Аполлония, — говорил Лейбниц, — мень­ше восхищается современными учеными».

11. Военная техника. В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями, с дальнобойностью до 350 м. В их конструкции использовался натянутый упругий канат, изготавливавшийся из сухожилий животных. В качестве тяжей для отвода рычагов метательных машин лучшим материалом считались женские волосы, умащенные маслом, которые патриотически настроенные жены сами жертвовали в тяжелых военных ситуациях . Появились модернизированные виды осадных башен ( гелепол ). К разработке отдельных типов оборонительных сооружений и машин приложил руку и великий техник древности Архимед .

12. Литература. В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих (например, активно занимались меценатством Птолемеи), что неизбежно вело к развитию придворной литературы, преисполненной лестью. Этого увлечения не избежали даже лучшие поэты, такие как Феокрит , составивший «Похвалу Птолемею II». Феокрит приобрел известность как составитель идиллий , восхвалявших сельскую пастушескую жизнь. Получила распространение лирика ухода от действительности с соответствующим антуражем: «кристально чистый источник, ручеек, замшелые камни, ковер шелковистой травы, тенистые деревья, холмы, поросшие миртом и оливами, пчелы, собирающие мед, птицы и цикады» . Источником буколического жанра была народная поэзия. Пользовалась популярностью и поэзия путешествий в экзотические страны. Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.

Шел лихорадочный поиск нового, когда поэзия освобождалась от музыкального сопровождения и в ней особое внимание уделялось метрике. Распространилась «поэзия малых форм» — эклоги и эпиграммы. Стремление передать чувства отдельных людей способствовало развитию любовной поэзии, в которой изобретались разные символические образы: амуры, стрелы, сердца, цепи и т. д., и т. п., — оригинальные в эллинистическую эпоху, но баналь­ные в последующее время.

Изменилась и читающая публика: образованность распространилась среди богатых и знатных слоев общества, в связи с чем возникла и утонченно изысканная поэзия «для меньшинства», как это ни парадоксально, пришедшаяся по вкусу многим.

Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков), где учеными систематизировались труды предшествующих античных авторов. В их переработке до нас и дошли многие античные рукописи: Гомера, Гесиода и др. Появилась критика текста и его подробное комментирование, необходимые при наличии большого числа книг. Именно в Александрии (примерно II в. до Р. Х.) был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета — Септуагинта (перевод 70 толковников).

13. Искусство. В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская . Ее возвышенно-спокойные черты — последний всплеск окон­ча­тель­но уходящей классики. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, — прямой путь к упадку настоящего мастерства.

В искусстве, как и в других сферах духовной жизни, шел поиск новых форм. Бесконечное брожение Азии нашло выражение в патетических сюжетах. Символом эллинизма стала Ника из храма в Самофракии . Когда-то она возвышалась на утесе, на берегу моря, складки ее развивавшихся одежд обдавали соленые брызги, Ника трубила в рог, возвещая зарю новой эпохи, а теперь, с поломанными руками и головой, она встречает посетителей Лувра. Большую известность получил алтарь Зевса в Пергаме с фризом длиной 130 м. На нем изображена борьба богов и гигантов — гигантомахия . Поражает сложность композиции, экспрессия, боязнь пустого пространства, тела борющихся переплелись в один громадный вытянувшийся клубок, в котором исчезли классические простота и ясность. Ужас перед лицом варварства и смерти выразила скульптура Лаокоона , по преданию, предсказавшего троянцам гибель от деревянного коня, созданного Одиссеем. Скульптурная группа изображает пророка и двух его сыновей, бьющихся в последних конвульсиях в момент, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Жестоко и невидимо запятнана кровью победа разума.

Для эллинизма характерен вкус к мрачному, болезненному, старческому, уродливому, варварскому. Известны статуи пьяной старухи, галла, убивающего себя и жену, Марсия, с которого содрали кожу, — если Мирон ранее изобразил лишь начало легенды, когда Афина только бросила флейты, а Марсий их подобрал, то теперь художника привлек жестокий финал. Появляются и бытовые зарисовки: крестьянин, пашущий поле, мальчик, играющий с гусем (или душащий его), и др. Суть нового искусства — изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Однако до настоящего реализма как художественного направления в культуре еще далеко: искусство слишком поверхностно и этнографично.

Развиваются мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство: изготавливается огромное количество камей (рельефное выпуклое изображение на камне), — большую известность получила наиболее крупная из древних камея Гонзага с портретом Птолемея II и его супруги , —  инталий (вогнутый рельеф на камне), перстней, печатей, медальонов, не имевших практического применения и являвшихся символом роскоши высших слоев общества.

В эпоху эллинизма не было создано столь целостной и законченной художественной концепции, какая имелась в эпоху классики, и это тоже один из существенных признаков угасания греческой цивилизации в эпоху эллинизма .

В Новое время им воспользуются масоны.

Каждые сутки увязывались с определенной планетой, что прослеживается по названиям дней недели в современных западных языках.

Согласно последним исследованиям, даты жизни Будды серьезно пересмотрены и отнесены к IV в. до Р. Х., а не к VI–V вв., как считалось ранее (по преданию Будда скончался в 486 или 483 г. до Р. Х.), см.: Бехерт Х. Противоречия в датировке Паринирваны Будды и истоки тхеравадской хронологии // Вестник древней истории. 1993. № 1. С. 3–24. То есть Александр Македонский появился в Индии в период, когда буддизм делал первые шаги на Востоке, и его сходство со стоицизмом можно рассматривать как выражение одной общей идеи, родившейся в данную эпоху.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 12 сражение
Придуманным хитроумным греком одиссеем
Сражение войск юлия цезаря с армией помпея при фарсале филиппах реформы
406 даты жизни драматурга еврипида
Отправился на восток

сайт копирайтеров Евгений