Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тем не менее центр решения политических проблем переместился в законодательно не оформленный совет принцепса . Неофициальный узкий круг приближенных к Октавиану людей собирался для обсуждения и разрешения государственных дел. Карьера высших магистратов практически полностью зависела от Октавиана, однако осуществлялась при сохранении прежней процедуры: в результате выборов должностных лиц на народном собрании. Октавиан поддерживал четкую очерченность сословий сенаторов и всадников, и создание из них зависевшего от принцепса бюрократического механизма стало зародышем будущей имперской системы. Постепенно расширялся аппарат управления и формировалась бюрократия молодой державы, но на основе уже существовавших магистратур.

Важная социальная реформа, проведенная Октавианом, была связана с взаимоотношениями рабовладельцев и рабов. Правитель запретил отпуск рабов на волю до того, как они прослужат двадцать лет в доме своего господина, и восстанавливал древний обычай, согласно которому, раб, убивший господина, должен был быть казнен и вместе с ним — остальные домашние рабы. Закон действительно применялся. Октавиан провел ревизию сельских рабских тюрем, эргастул , и незаконно обращенные в рабство были освобождены. Принцепс регулировал отношения рабов и рабовладельцев под знаком возвращения к древним традициям, явившегося символом нового управления.

Октавиан укреплял римскую фамилию. Аристократы, желавшие занять высшие должности, не могли рассчитывать на блестящую карьеру, не будучи женатыми. Вводилось право трех детей , по которому, римский гражданин, надеявшийся на продвижение по службе, должен быть женатым и иметь трех детей. Это право превратилось в объект спекуляции, когда люди, не имея детей, добивались его получения. Многие аристократы оказались недовольными введением нового постановления, так как при наличии нескольких наследников требовалось разделить имущество, что не всегда оказывалось выгодным. В такой ситуации было идеально иметь одного сына, но при высокой детской смертности в случае смерти единственного отпрыска отец лишался наследников вообще. Октавиан издал закон о наказании супружеской неверности, и первыми, подпавшими под его действие, оказались дети принцепса: две Юлии, дочь и внучка, отправленные в ссылку за легкомысленное поведение. Октавиан осмелился затронуть такую сферу, в какую государство ранее никогда не вмешивалось, поскольку правитель рассматривал семью в качестве основы римской государственности .

Октавиан воссоздал многие традиционные празднества, обычаи и культы, ранее находившиеся в пренебрежении, и спустя несколько дней после фиктивного отречения получил титул Август  — «священный» . Без излишней скромности он назвал в свою честь последний безымянный месяц римского календаря августом. Императором в собственном смысле слова Октавиан никогда себя не именовал и при жизни звался или принцепсом или Цезарем. Последнее имя стало традиционным для последующих императоров.

Во внешней политике Октавиан предпочитал мирные формы дипломатии. Был заключен ряд договоров, созданы новые провинции в Египте, в районе южной Югославии, Албании и части Болгарии. Наиболее крупными из последних были Мезия и Паннония . Возникли провинции Ахайя на территории Балканской Греции ( 27 г. до Р. Х.) и Иудея ( 6 г. н. э.).

В правление Августа начались евангельские события. Во второй главе Евангелия от Луки (Лк. 2: 1) говорилось о том, что Август, то есть Октавиан велел переписать «всю вселенную». Перепись, скорее всего, была местной и касалась, в первую очередь, Сирии и Палестины, потому что сведений о переписи глобального характера нет.

При Августе был заключен мир на Востоке и установлена граница с Парфией. Восточная проблема являлась постоянно действующим фактором в императорскую эпоху в I и II веках: постоянная борьба с Парфией ослабляла силы Римской империи.

Были заняты верхние области Дуная, частью стабилизировалась граница с германскими племенами по Рейну, но германская проблема оставалась столь же болезненной, как и парфянская, поскольку продвижение в Германию оказалось неудачным. В 9 г. н. э. германцы вероломно заманили три римских легиона в Тевтобургский лес и полностью истребили в болотах. Август был в отчаянии, бился головой о косяк двери и кричал: «Квинтилий Вар (командующий погибших воинов), верни мне мои легионы!». Несмотря на военные неудачи, границы римского государства расширялись и относительно стабилизировались по крупным рекам на севере и востоке: Дунаю, Рейну и Евфрату.

4. Литература эпохи Августа. Стараниями Августа его время явилось эпохой расцвета культуры, в первую очередь литературы, вершину которой составило творчество поэтов Вергилия, Горация и Овидия.

Публий Вергилий Марон ( 70–19 гг. до Р. Х.) родился в семье ремесленника, увлекался Катуллом, любовной поэзией, по духу был близок эпикурейцам. Наиболее крупными произведения — «Буколики» , «Георгики» и «Энеида» .

«Буколики» — пастушеские идиллии, написанные в подражание Феокриту. В них превозносилась размеренная спокойная жизнь на лоне природы. В четвертой эклоге «Буколик» говорилось о наступлении золотого века и рождении божественного младенца — факт, толковавшийся христианскими авторами как предвозвестие явления Иисуса Христа .

«Георгики» были адресованы Августу и представляли собой сборник наставлений о земледелии в четырех книгах, посвященных хлебопашеству, виноградарству, цветоводству и пчеловодству. Это не конкретное руководство в том или ином хозяйственном занятии, но, скорее, неосуществимая попытка возродить нравственные ценности сельской жизни.

Пиком творчества Вергилия явилась «Энеида», эпопея об основании Рима беглецом из Трои Энеем. Она должна была завершиться эпохой Августа: Вергилий писал поэму в течение десяти лет, но не завершил. Значение «Энеиды» состояло в том, что поэт первым среди римлян попытался стать достойным соперником Гомера, создав глобальное эпическое произведение, отразившее дух и историю рождения римского народа.

Квинт Гораций Флакк ( 65–8 гг. до Р. Х.) не написал крупных произведений, сопоставимых с трудами Горация. В «Одах» , являвшихся небольшими лирическими произведениями, Гораций взял за образец греческую лирику периода архаики (Алкей, Сапфо, Анакреонт) и перенес ее стихотворные размеры в латинский язык. В одах он использовал около двенадцати размеров. Гораций выдвинул требование умеренности в жизни — «золотой середины», — поэтому яркие подвиги поэта не привлекали. Он видел бессмертие в поэзии и пытался совместить мир чувств отдельного человека с требованиями государства, воссоздать в римском обществе единство этих разъединенных элементов. Самой знаменитой стала ода Горация «Послание к Мельпомене», неоднократно переводившееся русскими поэтами: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» .

Наибольшую известность получили «Эподы» Горация, написанные ямбами в стиле Архилоха. Греческая поэзия всегда служила образцом для римлян и подражание ей стало основой национальной литературы. Эподы явились стихами на политические темы, поскольку в них выразился протест против гражданских войн. Гораций не верил в наступление золотого века при Августе и усматривал спасение людей на «островах блаженных» (в таком виде античным людям традиционно представлялся загробный рай), проповедуя уход от активной политической жизни, что и требовалось Августу.

И Вергилий, и Гораций своим выдвижением были обязаны богатому римлянину Меценату , приближенному Августа, имя которого впоследствии стало нарицательным.

Третья личность — Публий Овидий Назон (ок. 43 г. до Р. Х. — 18 г. н. э.), родился в состоятельной семье и никогда не нуждался, в отличие от Горация и Вергилия. Наибольшую известность Овидию принесли «Любовные элегии» , выражавшие не столько искреннее чувство, сколько блестящую словесную разработку традиционных сюжетов. В элегиях содержится обращение не к конкретной женщине, как у Катулла, а к некоему идеализированному женскому образу. Другое произведение — «Героиды» — Овидий составил как письма мифических героинь к покинувшим их мужьям. Позднее они легли в основу жанра любовного послания.

Овидий письменно оформил религиозный римский календарь — « Фасты» , но успел описать религиозные празднества лишь первого полугодия. «Фасты» являются ценным источником по истории римской религии. Последним крупным произведением поэта стали « Метаморфозы» , то есть «превращения» — полумифическое, полуисторическое произведение с изложением легендарных историй и мифов в свете пифагорейского учения о переселении душ.

Лучше всего о творчестве Овидия сказал А. С. Пушкин:

...Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Утрата грецией политической автономии в рамках восточной римской империи
Направленными против филиппа
Литература эпохи августа
Начались волнения на востоке
406 даты жизни драматурга софокла городов создание

сайт копирайтеров Евгений