Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

9. Правление Валента (364–378). После Юлиана в Восточной части империи правителем стал Валент ( 364–378 ). При нем наиболее крупную проблему представляли отношения с варварами. В IV в. развивались крупные миграционные процессы, длившиеся практически до VI столетия и получившие название «великое переселение народов» . Крупные этнические группы начинали перемещаться по Европе. Одну из них составили вестготы (западные готы), согнанные гуннами со своих территорий. С разрешения римской администрации готы поселились на землях Римской империи, во Фракии. Со временем их стали притеснять римские чиновники, вовремя не поставлявшие продовольствие, что привело к восстанию, поддержанному рабами и бедняками. В 378 г. произошло крупное сражение при Адрианополе . Римские войска потерпели сокрушительное поражение, а сам Валент погиб. Однако вестготы победой не воспользовались и не стали разорять имперские территории.

10. Правление Феодосия Великого (379–395). После Валента к власти пришел Феодосий , прозванный Великим ( 379–395 ). Он не нарушал относительно мирных отношений с готами и заключил с ними договор ( 382 ). Вестготы стали федератами, союзниками, имевшими определенные права, в отличие от простых наемников, на службе у Равенны, и временно разместились в префектуре Иллирик , на Балканском полуострове. Они получали жалование, продовольствие и необходимое снаряжение. Фактически возникла юридическая основа для будущих варварских королевств в рамках разваливавшейся империи.

В 380 г. Феодосий издал эдикт «О католической вере» , по которому христианство признавалось обязательным вероисповеданием в Римской империи. Вместе с тем начались преследования ариан, под знаком борьбы с которыми развернулась церковная история IV в. С антиязыческой политикой Феодосия связано окончательное запрещение Олимпийских игр ( 393 ).

В 395 г. после смерти императора произошло окончательное разделение на Восточную и Западную империи. Восточная продолжала жить самостоятельно, и у нее началась своя, ранневизантийская история.

11. Создание варварских королевств в V в. Весь V в. превратился в период нашествий варваров на территорию империи. В 410 г. произошло знаменательное событие античной истории, когда Рим впервые за много столетий был взят вестготами во главе с Аларихом и жестоко разграблен . Падение исторической столицы произвело ужасающее впечатление на современников, воспринявших его как конец мира. Именно 410 г. стал поводом для написания блж . Августином эпохального произведения «О граде Божием» .

У варваров не было намерения разрушить империю, так как они сохраняли пиетет по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне ее. Сам Аларих восхищался имперским устройством и ввел бы среди своих подчиненных аналогичные порядки, если бы верил, что вестготы подчинятся нововведениям. Варвары стремились найти свое место в империи, разрывая ее на части и этим способствуя ее будущему крушению.

В Западной империи политика по отношению к варварам развивалась в русле начатого Феодосием направления, поскольку все иноземцы теперь рассматривались как федераты, что происходило в силу необходимости, когда римляне смирялись с созданием новых государственных образований на своей территории. Наиболее ранним из них стало Вестготское королевство ( 418 ), возникшее в юго-западной части Галлии, Аквитании , и впоследствии присоединившее к себе земли Испании. Вестготы строили отношения с местным населением на мирной основе. Следующее, Вандальское королевство было основано в Северной Африке в 429 г. Вандалы прославились своей жестокостью, в частности, в 455 г. взяли Рим вторично и подвергли его наиболее опустошительному, сознательному и тем более ужасному разорению, когда памятники культуры уничтожались осмысленно. Отсюда слово вандализм стало нарицательным. Королевство Бургундское возникло в 443 г. в юго-восточной Франции, Сабаудии , а Англо-сакское  — в 451 г. в юго-восточной части Британии.

Формально зависимость королевств от Равенны выразилась в том, что варвары платили дань и защищали интересы императора, но реально только тогда, когда находили нужным. Империя окончательно разваливалась. Вернуться к централизованному управлению оказывалось невозможным, и если Диоклетиан, Константин, Феодосий еще проводили реформы, то теперь никто из императоров уже не пытался повернуть вспять колесо истории.

Единственным событием, временно объединившим римлян и варваров, стало нашествие гуннов . Последние уже давно входили в состав наемных войск Рима, но с 40-х годов V в. начали совершать набеги на Балканский полуостров и даже дошли до Галлии. В результате гунны стали ненавистны всем, поэтому в 451 г. была создана коалиция военных сил римлян, франков, бургундов, вестготов и саксов, давших гуннам знаменитое сражение на Каталаунских полях . Гунны во главе с Атиллой , прозванным «Бичом Божиим» , потерпели поражение, и их продвижение на запад было остановлено. Тем не менее коалиция оказалась временным явлением, вызванным внешней опасностью, поэтому быстро развалилась.

12. Падение Римской империи. В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул) и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе.

476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Нельзя сказать, что после этой даты сразу начались Средние века, поскольку само деление на эпохи Древнего мира, средних веков и Новой истории несовершенно, так как в полной мере не отражает всех исторических реалий. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.

Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад, как в случае с маятником, который, максимально отклонившись в сторону, начинает движение в противоположном направлении. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей ее духовной основы. По выражению одного мыслителя, такого рода цивилизация способна еще долгое время «топорщить свои сухие сучья».

Непосредственная преемственность по отношению к античности сохранилась только в Восточной империи, где между средневековой и античной эпохами не было резкого разрыва, который имел место на Западе. На Востоке античность плавно перетекает в византийскую историю через сокровищницу греческого духовного наследия. Именно византийская традиция станет основой восточноевропейской цивилизации большинства славянских стран. На Западе прямую связь с европейской традицией не всегда четко прослеживается, поскольку завладевшие Европой варвары постулировали новый тип исторической культуры. Преемственность имела место даже не всегда в осознанной форме.

Некоторые европейские процессы можно увязать с эпохой античности, — например, в сильно романизированных областях исчезнувшей империи позиции католической Церкви позднее были наиболее крепки: в Италии, Испании, частично Франции и Германии. Там же, где романизация была слабой или докуда она почти не дошла, папство не удержало своей власти и победил протестантизм: в скандинавских странах, Британии, частью Франции и Германии.

Но это уже другая страница истории.

Единственным исключением является песнь хвалебная св. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим...»

Об этом подробно см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. — Репр.: СПб., 1910, 1913. — М., 1994. Т. 2–3.

Некоторые исследователи приурочивают конец античной эпохи к этой дате.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи. Рим и раннее христианство. Ростов-на-Дону, 1995.
2. Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948.
3. История Древнего Рима. Минск, 1998.
4. История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. — 2-е изд. — М., 1993.
5. Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1949.
6. Сергеев В. С. Очерки по истории Древнего Рима. М., 1938. Ч. 1–2.
7. Трухина Н. Н. История Древнего Рима. Экспериментальный учебник для VI класса средних учебных заведений. — 2-е изд. — М., 1995.

ИСТОЧНИКИ
1. Августин Аврелий. О граде Божием. М., 1994. Т. 1–4; Творения. СПб.–Киев, 1998. Т. 3–4.
2. Аврелий Марк. Размышления. СПб., 1993 (сер. «Литературные памятники»).
3. Аммиан Марцеллин. Римская история. — 2-е изд. — СПб., 1996 (сер. «Античная биб-лиотека»).
4. Античные поэты об искусстве. СПб., 1996.
5. Аппиан. Римские войны. СПб., 1994 (сер. «Античная библиотека»).
6. Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971 (сер. «Библиотека всемир-ной литературы»).
7. Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992.
8. Геродиан. История императорской власти после Марка. М., 1996.
9. Гораций Флакк. Собрание сочинений. СПб., 1993.
10. Деяния божественного Августа // Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990. С. 189–199.
11. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.
12. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998 (сер. «Античное христианство»).
13. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. — 2-е изд. — СПб., 1997 («Ви-зантийская библиотека»).
14. Катулл в классических и детских переводах. Кемерово, 1994.
15. Книги Сивилл. М., 1996.
16. Крисп Гай Саллюстий. Сочинения. М., 1981 (сер. «Памятники исторической мыс-ли»).
17. Ливий Тит. История Рима от основания города. М., 1989, 1991, 1993. Т. 1–3.
18. Лукан Марк Анней. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. М., 1993 (сер. «Лите-ратурные памятники»).
19. Малые римские историки. Веллей Патеркул. Римская история. Анней Флор. Две кни-ги римских войн. Луций Ампелий. Памятная книжица. М., 1996.
20. Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. СПб., 1994 (сер. «Античная библиотека»).
21. Овидий Публий Назон. Собрание сочинений. СПб., 1994. Т. 1–2.
22. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / Сост. А. Б. Ранович М., 1990.
23. Плавт Тит Макций. Комедии. М., 1997. Т. 1–3.
24. Плиний Младший. Письма. М.–Л., 1950 (сер. «Литературные памятники»).
25. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М., 1994.
26. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1994. Т. 1–2 (сер. «Литературные памятни-ки»).
27. Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994–1996. Т. 1–3. (сер. «Историческая библио-тека»).
28. Римские историки IV века. М., 1997.
29. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1993 (сер. «Литературные памятники»); СПб., 1998 (сер. «Античная библиотека»).
30. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977 (сер. «Литератур-ные памятники»).
31. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996.
32. Тацит Корнелий. Сочинения. М., 1993. Т. 1–2 (сер. «Литературные памятники»).
33. Теренций. Комедии. М., 1988.
34. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. М., 1993.
35. Флавий Иосиф. Иудейская война. М.–Иерусалим, 1993 (сер. «Библиотека Флавиа-на»).
36. Фронтин Секст Юлий. Военные хитрости (стратегемы). СПб., 1996 (сер. «Античная библиотека»).
37. Хрестоматия по истории древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1987.
38. Цезарь Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М., 1993 (сер. «Литера-турные памятники»).
39. Цицерон Марк Туллий. Письма к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. М., 1994. Т. 1–3.
40. Цицерон Марк Туллий. Речи. М., 1993. Т. 1–2 (сер. «Литературные памятники»).
41. Цицерон Марк Туллий. Эстетика. Трактаты, речи, письма. М., 1994.
42. Ювенал. Сатиры. СПб., 1994 (сер. «Античная библиотека»).

ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровникова Т. А. Сципион Африканский. М., 1998 (сер. «Жизнь замечательных людей»).
2. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.
3. Бокщанин А. Г. Социальный кризис Римской империи в I в н. э. М., 1954.
4. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. — Репр.: СПб., 1910, 1913. — М., 1994. Т. 2, 3.
5. Буассье Г. Собрание сочинений / под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 1993. Т. 1–2.
6. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. СПб., 1997–1998. Т. 1–4 (сер. «Историческая библиотека»).
7. Глушанин Е. П. Военные реформы Диоклетиана и Константина (III — начало IV в.) // Вестник древней истории. 1987. № 2. С. 51–73.
8. Вощинина А. И. Очерк истории древнеримского искусства. Л., 1947.
9. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.
10. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. СПб., 1994. Т. 1–2 (сер. «Историческая библиотека»).
11. Дементьева В. В. Магистратура диктатора в ранней римской республике (V–III вв. до н. э.). Ярославль, 1996.
12. Джонс А. Х. Гибель античного мира. Ростов-на-Дону, 1997.
13. Дождев Д. В. Римское частное право. М., 1997.
14. Древние цивилизации. Древний Рим. Вестник древней истории. 1937–1997. М., 1997.
15. Егоров А. Б. Рим на грани эпох: проблемы зарождения и формирования принципата. Л., 1985.
16. Жебелев С. А. Ахаика. СПб., 1903.
17. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М., 1994.
18. Кораблев И. Ш. Ганнибал. Ростов-на-Дону, 1996.
19. Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возник-новение германских королевств (до сер. VI в.). М., 1984.
20. Кудрявцев О. В. Эллинские провинции Балканского полуострова во II в. н. э. М., 1954.
21. Культура Древнего Рима / Под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1985. Т. 1–2.
22. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. — Репринт: СПб., 1904. — М., 1994.
23. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Ч. 1–2.
24. Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и древней Италии. Очерки. М., 1988.
25. Машкин Н. А. Принципат Августа: происхождение и социальная сущность. М.–Л., 1949.
26. Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983.
27. Маяк И. Л. Римляне ранней республики. М., 1994.
28. Моммзен Т. История Рима. СПб., 1995, 1997. Т. 1–3, 5 (сер. «Историческая библио-тека»); Ростов-на-Дону, 1998. Т. 1–4.
29. Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964.
30. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.
31. Нечай Ф. М. Образование римского государства. Минск, 1972.
32. Нечай Ф. М. Рим и италики. Минск, 1963.
33. Новицкий И. Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.
34. Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I¬III вв. М.–Л., 1949.
35. Санчурский Н. В. Римские древности. М., 1995.
36. Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.–Л., 1964.
37. Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964.
38. Тимофеева Н. К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, 1980.
39. Топоров В. Н. Эней — человек судьбы. К «средиземноморской» персонологии. М., 1993. Ч. 1.
40. Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.
41. Уколова В. И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.
42. Уколова В. Эра Диоклетиана // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. 1993. М., 1993. С. 154–169.
43. Утченко С. Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969.
44. Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1986.
45. Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976.
46. Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М., 1990.
47. Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1997–1998. Т. 1–2 (сер. «Историческая библиотека»).
48. Ферреро Г. Юлий Цезарь. Ростов-на-Дону, 1996.
49. Финлей Г. Греция под римским владычеством. М., 1877.
50. Фридлендер Л. Картины из истории римских нравов от Августа до последнего из Антонинов. СПб., 1873. Т. 1.
51. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1998.
52. Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. М., 1992.
53. Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990.
54. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975.
55. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

XXX–XXIII вв. до Р. Х.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 5 искусство
Начались волнения на востоке
Без излишней скромности он назвал в свою честь последний безымянный месяц римского календаря августом
Утрата грецией политической автономии в рамках восточной римской империи
Римляне лишь раз в жизни говорят правду

сайт копирайтеров Евгений