Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Она умела мыслить и действовать, используя все доступ ные ей средства, а так как прежде всего была женщиной, то — также и оружие женщин. Например, когда возник раздор между нею и ее царственным супругом Птолемеем XIII , поддерживаемым умным и проницательным царедворцем-евну хом Потином, то она переоделась простолюдинкой, залезла в мешок, который ее доверенный слуга Апполкодор доста вил Цезарю. В беседе с ним Клеопатра, зная о его сладос трастии, применила самое действенное свое оружие—любовное искусство, приобретенное ею в древних храмах. Цезарь не смог устоять перед зовом прекрасной царицы, покорился ее воле и провозгласил ее наряду с Птолемеем XIII правите лем Египта, не превращая его в римскую провинцию [130, 46-47]. Цезарь настолько подпал под очарование Клеопатры, что даже хотел (по крайней мере, по слухам) перенести столицу из Рима в Александрию. Более того, ориентализм

89

его политики проявился даже в таком внешнем жесте, как реформа календаря на основе эляинистик. „пшетской (алек сандрийской) науки.

Однако Клеопатре не удалось осуществить свои планы, посредством Цезаря управлять Римом, а через него и миром, ибо Цезарь был убит заговорщиками. Это ее все же не оста новило, ибо она мыслила масштабнее, «чем Митридат, стре милась осуществить мечту Александра о едином государст ве, охватывающем всю Ойкумену от Геракловых Столбов до Инда» [269. 361]. Рим не опасался царя Митридата, но боял ся Клеопатры, h для этого у него были реальные основания. Ведь она сумели подчинить своей воле Антония, одного из членов триумвирата, осуществлявшего власть после убийст ва Цезаря. В результате ожесточенной и кровавой борьбы к концу 36 г . до н. э. власть в Римской державе оказалась поделенной между двумя триумвирами — Октавианом, управля ющим Западом, и Антонием, господствовавшим на Востоке. И если Октавиан оставался в Риме, то Антоний находился на Востоке. Он публично заявил о своем браке с Клеопатрой. В борьбе с Октавианом Антоний явственно выступал как деятель, ориентирующийся на Восток. Это выражалось и в его фактическом положении (рядом с Клеопатрой) мо нарха восточного стиля. Он начал дарить Клеопатре и сво им детям от нее отдельные части восточных римских про винций, чеканил монеты с изображением себя и Клеопатры. Эти действия вызывали крайнее раздражение римлян, чем вос пользовался Октавиан — римский сенат объявил Антония «врагом республики». Столкновение между ними было теперь неизбежным.

И оно произошло в морской битве 31 г . до н. э. у мыса Акциум, где благодаря действиям Антония и его полковод цев войска Октавиана были разгромлены. Победитель взял Рим, расправился со всеми сторонниками Октавиана, казнил самого Октавиана и стал единым правителем огромной Рим ской державы. Ситуация в ней коренным образом меняется, ибо битву при Акциуме пропаганда изображает как победу Востока над Западом: «Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружием против Нептуна на бой и Венеры про тив Минервы». —пишет о сражении при Акциуме Вергилий в «Энеиде» [35, 280]. И все начинает меняться как в Римской державе — она превращается в империю восточного типа, — так и на эллинистическом Востоке.

Прежде всего Антоний переносит столицу из Рима в Алек сандрию. Этот акт был грандиозным символом, ибо он про изошел в решающее для становления ранней магической куль туры время. Александрия, основанная македонским завоева телем на месте рыбацкой деревушки Ракотиды, воплощала все великолепие Востока. Путано, но правдиво о ней гово рит в «Мимиамбах» Геронда, старая сводня: «Все, что может существовать или случиться на земле, есть в Египте: богат ство, спорт, власть, голубое небо, слава, зрелища, филосо фы; золото, прекрасные юноши, храмы богов адельфов, до брый царь, Мусей, вино, все хорошее, чего можно пожелать, и женщины, сколько женщин...» [122, 60]. Александрия пред ставляла собою самый космополитический город на всем эл линистическом Востоке, где проживало, по свидетельству Страбона, более миллиона человек — греков, египтян, си рийцев, евреев и представителей других народностей.

Александрия находилась на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом. Югом и Севером. Через нее тран зитом снабжалось все Средиземноморье дарами Централь ной Африки (слоновой костью, золотом, страусовыми перь ями, черными рабами, дикими животными), арабских стран и Индии (пряностями, ароматическими веществами, благо вониями, шелком). Александрия — это политический и эко номический центр империи Антония и Клеопатры, исполь зующий для управления громадный бюрократический аппа рат, а также производящий различные товары, в том числе и предметы роскоши, известные во всем мире. И наконец, Алек сандрия — один из наиболее оживленных культурных цент ров мира эллинизма. Блеском своей культуры она обязана знаменитым поэтам, ученым, философам, эрудитам, скуль пторам, резчикам и другим представителям творческих профессий. Рим же, лишенный своего центрального положе ния, превращается в один из провинциальных городов гро мадной эллинистически-восточной монархии. Именно о та кой монархии в свое время мечтали и Сулла. и Цезарь, за платившие за это жизнью.

Клеопатра вместе с Антонием занялись укреплением своей империи, учитывая условия Востока и вместе с тем ориентализируя Рим и западную часть Средиземноморья. Держава была поделена на провинции, во главе которых стояли наместники, чья военная и гражданская компетен ция напоминала положение стратегов, стоящих во главе номов (в Египте) или сатрапов (в государстве Селевки дов). Верховные правители использовали свою абсолют ную власть весьма гибко, чтобы подчинить и удержать в руках те государства эллинистического Востока, в кото рых имелись специфические условия (например, в Перга ме, где цари во II в. до н. з. сумели совместить свою мо нархическую власть с внешне демократическими форма ми правления). На востоке новой империи сильны были не только традиции эллинизма, но и сохраняли влияние различные сакральные цивилизации — персидская, еги петская, сирийская и другие. В восточных обществах эти ка публичной жизни не была так развита, как некогда в республиканском Риме. Эти общества были издавна приспособлены к деспотической форме правления, и поэтому система управления эллинизированной монархии, осно ванная Антонием и Клеопатрой, и соответствующая мес тным традициям и потребностям, дала хорошие резуль таты. Входящие в империю земли Востока сумели приумножить свой демографический потенциал и сохранить со циальную организацию, гораздо более древнюю, чем рим ская в ее республиканских формах.

Теперь Клеопатра получила возможности осуществить на практике то, что не удалось Александру Великому — со здать мощную и прочную мировую империю. Понятно, что это требует учета сложившейся социально-политической реальности, которая в Азии выглядит совершенно иначе, чем в районах Рейна и Дуная или Африки в верховьях Нила и Сахары.

За двадцать два года до битвы при Акциуме здесь про изошло разделение сфер политических влияний, когда войс ка царя парфян, Орода II , нанесли под Каррами сокруши тельное поражение римским легионам. Это сражение положи ло конец восточной экспансии Рима, который, несмотря на многочисленные последующие попытки продвинуться даль ше, вынужден будет удовлетвориться границей по Евфрату. Плутарх рассказывает, как вместе с головой побежден ного римского предводителя, Красса, Ороду доставили весть о победе. Парфянский царь, не первый из династии Аршаки дов знающий в совершенстве греческий язык, в это время смотрел представление трагедии Еврипида «Вакханки». В конце пьесы царь Фив, Пенфей, попадает в руки взбешенных почитательниц Диониса, которые его разрывают на части из-за того, что он выступал против культа вина и веселья. Вакханками предводительствует его собственная мать, Ага ве, и она-то появляется на сцене с головой сына. Играющий эту роль трагический актер Ясон выступил перед Ородом с головой Красса [160, 231].

Это повествование имеет почти ценность символа — мир за Евфратом отличался от греко-римского. Он в определен ной мере еще оставался варварским, но уже был пронизан греческой культурой. Не следует забывать, что по обе сторо ны этой реки жили эллины, в основном эллины по духу. «Гре ческий» Восток — это не только Александрия, Антиохия, крупные города Малой Азии и тонкий слой культурной эли ты в Египте, Сирии или Анатолии. Более или менее истин ных эллинов мы встречаем при дворе парфянских царей, ко торые сами называя себя «филэллинами» и даже сделали гре ческий язык государственным. Эти правители содействова ли также возникновению нового искусства, основывающе гося на персидских и весьма выразительно греческих образцах. Эллины встречаются также в городах, расположен ных в глуби Парфии, в Селевкии — над Тигром или в Сузе и даже далеко за границами царства Аршакидов. Они живут также над Оксом или Индом. Этот эллинский Восток сыграл важную роль в истории культуры и цивилизаций.

После битвы при Каррах мир, по мнению греческих и латинских авторов, был разделен между Римом и Парфией. И если население крайних восточных владений Рима неред ко видело в парфянах потенциальных освободителей от рим ского ига, то подданные Парфянской державы, жившие на ее западных границах, часто питали надежды на помощь Рима. Вот почему Рим пытался завоевать Парфию. Однако парфянская война Марка Антония окончилась поражением. После смерти Антония (он умер в 26 г . до н. э., ибо облада ние Клеопатрой длительное время не проходит даром) Клеопатра , сохранившая свое обаяние и красоту, завлекает в свои любовные сети парфянского царя Фраата IV . Используя все средства, находящиеся в ее распоряжении, она добивается того, что огромное парфянское царство переходит под ее владычество.

Утверждению ее власти способствовало то, что в Пар фии сохранились города полисного типа, греческая культу ра, а также селевкидские анархии и гипархии, «видимо, со хранившиеся в ведении сатрапий» [201, 261]. Чтобы укрепить свои позиции, Клеопатра поощряла брачные союзы своих родственников и приближенных с парфянами и местной арис тократией (иранцами). Преемники могущественной монар хии получили от нее завоеванное при помощи регулярной парфянской армии государство Бактрия и столкнулись с ки тайской империей Хань в Восточном Туркестане. Однако это не привело к вооруженным конфликтам. Напротив, были установлены египетско-парфяно-китайские торговые связи. Открытие в I в. до н. э. муссонного течения способствовало облегчению торговли пряностями и предметами роскоши, которые шли в Александрию из Индии и стран Дальнего Востока.

В первые столетия нашей эры громадная держава, осно ванная Антонием и Клеопатрой, фактически превращается в ранний халифат. О нем О. Шпенглер пишет следующее: «Этого молодого мира первых столетий нашей эры наши специалисты по древней истории и по теологии просто не видят... в те же ранние века возникает... великолепная схоластика и мистика магического стиля, которые про цветают в прославленных высших школах всего арамей ского региона: в персидских школах Ктасифона, Решай - на, Гунджишапура, в иудейских школах Суры, Нехардеи и Пумбадиты, в школах прочих «наций в Эдессе, Ниси-бине, Киннесрине. Здесь расположены центры процве тающей магической астрономии, философии, химии и медицины...» [167, 31, 32].

Магическая душа, скованная римскими путами, освобо ждалась. И заложенное в пророческих религиях как предчув ствие, проступавшее в метафизических контурах к эпохе Александра Великого, теперь осуществляется в цивилизации, пробудившей к жизни первобытное чувство страха и вытекающее отсюда мировосприятие «покорности», или «ислама». Эта цивилизация ассимилировала не только иудаизм и традиции Авраама, но также культуры, религии и обычаи всего региона Ближнего Востока.

Цивилизация «покорности» единому богу вобрала в себя и возникшее христианство с его общечеловеческими ценнос тями, что и придало новой религии статус мировой, вполне соответствовавший универсальной империи типа халифата. Эта религия является не просто ядром культуры, но и представляет собою образ жизни. Она способствовала духовно му объединению народов громадной империи, о котором < мечтал еще Александр Великий. К ней приобщился и слой многочисленной и зажиточной «буржуазии», извлекавшей до ходы прежде всего из торговли, ремесла, а иногда и скупки земель. Материальный и интеллектуальный уровень послед ней был весьма высоким, что вызвало глубокие изменения в быту. Эта «буржуазия» любила не только радости жизни, вкусную пищу, куртизанок, удобные дома, но и более утон ченные удовольствия, доставляемые поэзией, искусством, философией.

Именно этот слой «буржуазии» способствовал экономическому объединению империи, растянувшейся от Индии до Испании и Британии. Ремесленники и организаторы различ ного рода производств выезжали из Египта. Сирия, Малой Азии, Греции в недавних варварских провинциях создава ли предприятия, чьи товары распространялись не только но всей империи, но и за ее границами. Из варварских стран Севера Александрия вводила меха, янтарь и другие ценные товары, поставляя взамен изделия из керамики, стекла и ме талла, вина и монеты. Из портов на Черное море расходи лись пути, по которым александрийские товары доходили до Урала. Караваны перевозили коренья, масла, бижутерию и другие предметы сбыта через пустыни Аравии и Месопота мии, а также морским путем в Индию. Флот, курсирующий между Египтом и Индией, снабжал александрийский рынок

не только индийскими, но и китайскими товарами (впрочем, последние доставлялись и через Туркестан). Прежде всего доставлялись такие товары, как слоновая кость, жемчуг, дра гоценные камни, коренья, шелк и наркотики. Индийский и китайский импорт оплачивался золотыми монетами, кото рые сегодня обнаруживают при археологических раскопках на территории от Индии до Китая.

В Европе из-за распространения цивилизации «покорности» мы не найдем ничего похожего на христианскую церковь. Здесь расцветает блестящая культура мусульманского типа. Возникают новые философские школы, такие же, как на Вос токе, рождаются мистические системы, подобные суфизму В Европе, как и во всем мире к западу от Китая, происходит интеллектуальный подъем. Принятие Европой «арабской» (магической) культуры привело к тому, что она ничем прин ципиально не отличалась от Азии с ее вечным подходом к миру. Пути ее развития стали такими же, что и классические траектории эволюции цивилизаций Востока.

В действительности же поражение Антония у мыса Акциум предопределило иной путь развития Запада и задержало на несколько веков рождение исламо-арабской цивилизации.

Весьма своеобразен неосуществленный сценарий мировой цивилизации, в основе которого лежат вполне реальные отношения между странами древнего мира — ненасильственные отношения, чьим горячим поборником был могущественный властитель из индийской династии Маурьев Ашока (273-236 гг. до н. э.). О нем в своей «Краткой истории человечества» Г. Уэллс пи шет следующее: «Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, их свет лостей, королевских высочеств и тому подобных .имя Ашоки светит почти как одинокая звезда. Повсюду, от Волги до Японии, его имя окружено почетом. Китай, Ти бет и даже Индия, хотя она и отошла от его учения, хра нят предания о его величии. Людей, бережно хранящих память о нем, больше, чем таких, которые хотя бы по наслышке знают о Константине или Карле Великом» [144, т. I , 106]. Это высокая похвала, и она вполне заслуженная, ибо Ашока — действительно уникальная фигура среди мо нархов всего мира. Впрочем, его деятельность миротворца имеет свои реальные основания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мы в израиле решили сделать все
Посмотрим на развитие империи хань
Опирающаяся на устоявшиеся веками нормы великих цивилизаций
История императорской россии
Общество задумались о правомерности неограниченного самовластия

сайт копирайтеров Евгений