Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

518

Часть  2. Вторая мировая война

Позже, 18 января 1945 г., Черчилль в своей речи в палате общин отметил: «Это соглашение не содержало даже минимального раздела территорий или сфер влияния на послевоенный период. Его цель заключалась в том, чтобы избежать трений между ведущими державами в те критические дни». Поэтому система процентного разделения не расценивалась как железная гарантия пропорций влияния в определенных контрольных органах или институтах. Она служила неким критерием, точкой отсчета, указывавшей пределы, которых, как предлагала Великобритания, следовало придерживаться каждой из сторон на переходном этапе до подписания соглашений о перемирии или мирных договоров.
Все это становится еще более очевидным, если больше не рассматривать обмен записками между Черчиллем и Сталиным как случайное либо изолированное сверхсекретное событие. Это был только момент, который ктото назвал метафоричным, в долгой дискуссии английских и советских руководителей с приближением мира, обсуждавших и определявших методы отстаивания своих интересов, при этом преобладало стремление англичан не позволить Кремлю усомниться в намерении западных держав соблюдать интересы безопасности СССР.
Вопрос касался не только методов осуществления перемирия и форм работы различных контрольных комиссий (румынской, болгарской и венгерской). В дальнейшем по этим проблемам не было недостатка в разногласиях. На переговорах в Москве также обсуждался последний этап войны и первый послевоенный период. Другими словами, рассматривалось состояние напряженности, сложившееся в 1944 г., которое с приближением финальной фазы мирового конфликта и с новой победой Рузвельта на президентских выборах в США рекомендовалось обсудить на новой встрече в верхах.

7.4. Отношения между европейским движением Сопротивления и союзниками в  1944-1945 гг.

7.4.1. Сопротивление   и   союзники

Московская встреча между Черчиллем и Сталиным, несмотря на все замечания о том, что ее необходимо рассматривать в определенном историческом контексте, отражала трудности и опасения, которые возрастали с приближением конца войны. До этого момента союзники были заняты периферийными вопросами и продолжали заниматься ими и в последующие недели, несмотря на свои добрые намерения. Но они сознавали, что необходимо

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      519
выработать позиции по главному из европейских вопросов  германскому  более четко, чем это было сделано на Тегеранской конференции. В тот исторический момент они понимали, что задача найти согласованное решение стоит, прежде всего, перед Великобританией и Советским Союзом. К тому же, Рузвельт неоднократно заявлял, что американские войска будут выведены из Европы не позднее, чем через два года после окончания войны, в тот момент, когда американские граждане перестанут понимать, почему их армия находится далеко от родины в мирное время и после разгрома нацизма.
Американцы разработали такие концепции, что германский вопрос приобрел иное значение. Министр финансов Генри Моргентау в августе 1944 г. предложил план, согласно которому индустриальная мощь Германии должна быть уничтожена вплоть до разрушения большой части немецких промышленных предприятий, затопления некоторых шахт и превращения ее в страну с преимущественно аграрной экономикой. Ответственность за установление нацизма и развязывание войны, согласно этому плану, возлагалась на весь немецкий народ. Столь радикальный «план Моргентау» не был принят государственным департаментом и военным министерством, его заменили директивой Объединенного комитета начальников штабов (известной позже как директива 1067), которая носила среднесрочный характер, была суровой, но конструктивной и направленной на возрождение демократической Германии. К тому же она оговаривала, что США не проявляют интереса к концептуальной разработке краткосрочных германских проблем. И хотя со временем эта позиция американцев была пересмотрена, возможно, под влиянием самой логики событий, но в конце 1944 г. и в первые месяцы 1945 г. она казалась предварительным условием при любом подходе к решению германской проблемы.
К основным проблемам добавились военные и политические вопросы, требовавшие немедленного решения. В военном отношении конец 1944 г. был отмечен контрударом немецких войск в Арденнах и ожесточенным сопротивлением Германии советскому наступлению с востока. Защищая территорию своей родины, немцы сражались с возрастающим упорством, особенно в пограничных с Польшей районах, где были преимущественно размещены концентрационные лагеря смерти. Сталин подозревал, что за этим сопротивлением немцев было скрыто намерение бороться с врагами двояким образом: с одной стороны, вести ожесточенную борьбу на востоке, чтобы упорно защищать каждую свою позицию; с другой, добиваться с помощью маневров военного прорыва

520

Часть  2. Вторая мировая война

на Западе (в особенности до и после эпизода в Арденнах). Сталин видел в этой тактике маневров стремление Гитлера создать условия для капитуляции в два этапа и, возможно, даже спровоцировать раскол антифашистской коалиции. Эти подозрения были не лишены основания; тем не менее, Сталин односторонне трактовал ход сражений.
Гитлер все более убеждался, что у него нет иных ресурсов, кроме как добиться неожиданного успеха в гонке за приоритетом в создании реактивных ракет Фау1 и Фау2. Поэтому с осени 1944 г. он начал применять тактику, которую использовал Фридрих Великий в Семилетней войне, когда тот, спасаясь от поражения, разбивал врагов поочередно одного за другим, внося в их ряды политические разногласия. В действительности, не Гитлер, а некоторые из его соратников, среди которых был даже Гиммлер, возглавлявший войска СС, направляли в октябре–ноябре 1944 г. осторожные сигналы в разные стороны с предложениями сепаратной капитуляции и поворота линии фронта. На том этапе ни одна из этих целей не была достигнута, но контакты не были прерваны и продолжались до момента полной капитуляции. Это означает, что к проблемам, порождавшим расхождения в антигитлеровской коалиции, теперь прибавились еще и подозрения Сталина, связанные с намерениями Гитлера добавить клин в разногласия, которые уже нельзя было скрыть, сделать их явными и превратить их в последнее спасительное средство германской дипломатии.

7.4.2. Греция,   Италия,   Бельгия и Югославия

Противоречия нельзя было больше скрывать, поскольку они касались военнополитических столкновений в Греции, в Италии, в Бельгии и, в меньшей степени, в Югославии. Ухудшение ситуации было воспринято как показатель уровня отношений между союзниками. 5 октября англичане высадились вблизи Афин и постепенно с помощью сил греческого Сопротивления освободили всю страну, в которой была восстановлена монархия и в ожидании возвращения короля было сформировано временное коалиционное правительство под председательством представителя умеренных Георга Папандреу.
Коммунисты входили в состав Национальноосвободительного фронта Греции (ЭАМ), организации, которая внесла наибольший вклад в борьбу с италонемецкими оккупационными силами. Греческие коммунисты никоим образом не хотели потерять возможности, которые появились в переходный период, и рассчитывали

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      521
полностью взять власть. 6 декабря политические противоречия приняли форму военного столкновения: в Афинах произошли стычки между английскими оккупационными войсками и партизанскими отрядами коммунистов. Началась жестокая борьба, в которой обе стороны использовали отнюдь не джентльменские методы, и даже английские лейбористы выступали в палате общин с критикой своего правительства. Только в середине января 1945 г. столкновения завершились принятием компромисса, т.е. созданием нового коалиционного правительства во главе с генералом Николасом Пластирасом, которому англичане оказали полную поддержку, а Сталин проявил абсолютное равнодушие в соответствии с Московскими договоренностями.
С тех пор Греция стала символом опасности, которая могла угрожать союзникам в переходный период в Европе (но если посмотреть внимательнее, то и Советам, решавшим проблемы посвоему). Эта опасность возрастала в связи с тем, что как в Греции и Италии, так и в Югославии силы Сопротивления нацизму приобрели значительный вес и, в особенности в Югославии, претендовали на руководящую роль. Пример Греции показал, что там, где силы коммунистов в связи с присутствием западных войск не получали достаточной поддержки для наращивания своего влияния, они стремились воспользоваться эмоциональным подъемом и волнениями, которые неизбежно сопровождали освобождение от немецкой оккупации, чтобы силой прийти к власти. Это могло привести к тому, что все страны Средиземноморья попали бы в руки коммунистов.
Все сказанное о Греции помогает понять, почему союзники были озабочены тем, как предотвратить аналогичные события в Италии, где к северу от Готской линии сформировалось сильное партизанское движение, политическое руководство которым осуществляло автономное ответвление Комитета национального освобождения (созданного в Риме), называвшее себя Комитетом национального освобождения Северной Италии (КНОСИ). Руководящую роль в КНОСИ играли левые силы, готовые, судя по их взглядам, продолжать борьбу даже после окончания войны с Германией, чтобы превратить Италию в социалистическую республику.
Именно в виду этой угрозы представители союзников в Италии были озабочены подписанием (в конце декабря 1944 г.) четких военных соглашений с партизанами Северной Италии в целях координации военных действий и увеличения помощи вооруженному Сопротивлению. Кроме того, партизаны должны были взять на себя обязательство провести быстрое и полное разоружение военных партизанских отрядов сразу после окончания войны.

522

Часть  2. Вторая мировая война

В качестве гарантии этих соглашений союзники потребовали от правительства в Риме (поскольку оно формально представляло Комитет национального освобождения) определить отношения со своим органом, действующим в Северной Италии. Необходимо было четко заявить, что КНОСИ подчиняется Римскому комитету, который поручил КНОСИ представлять новую законную демократическую Италию на территориях, еще занятых нацистами. Но эти функции должны быть снова переданы Риму, как только партизаны и союзники нанесут поражение немцам.
В том же ключе следует рассматривать все то, что произошло в Бельгии 29 декабря 1944 г., когда британские оккупационные силы вмешались в проведение мощной антимонархической демонстрации, организованной коммунистической партией с целью заклеймить молчание короля Леопольда III во время немецкой оккупации.
Итальянские события оказались еще более показательными. В конце ноября  начале декабря 1944 г. правительство во главе с Иваноэ Бономи было вынуждено уйти в отставку в связи с полемикой между политическими партиями относительно полномочий наместника короля принца Умберто Савойского, которому отец делегировал функции главы государства до проведения народного волеизъявления. В этих обстоятельствах американцы, выполняя политическое решение, оспариваемое англичанами, показали, что их равнодушие относительно будущего устройства Европы было напускным, а их истинное отношение абсолютно иным, что необходимо учитывать европейским союзникам.
Отношения между союзниками подверглись испытанию, хотя и не столь прямо как в выше приведенных случаях, в Югославии и Франции. В Югославии после поражения в 1941 г. и бегства в Лондон правительства короля Петра II сербский генерал Дража Михайлович, военный министр эмигрантского правительства, организовал первые группы Сопротивления в горных районах Сербии. Ядро этих групп составляли четники, относившиеся к наиболее консервативной и националистической части сербов, которая выступала не только против немцев, но и против хорватов и боснийских мусульман, что способствовало раздроблению оппозиции главному врагу и росту внутреннего раскола, всегда существовавшего в стране, чем постарались воспользоваться немцы и итальянцы. Наряду с четниками вскоре начали действовать коммунистические формирования во главе с Иосипом Брозом, прозванным Тито, хорватом по происхождению, сторонником югославской государственности.

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      523
Оба течения югославского Сопротивления действовали очень жестко в ответ на зверские репрессии гитлеровцев, но их разделяли различия политических программ. Неоднократные попытки достижения компромисса между ними были безуспешными, а напряжение между этими группировками возрастало. Кроме того, четники, которые действовали в Черногории, позволили вовлечь себя в тайные контакты с итальянскими оккупантами, в свою очередь старавшимися воспользоваться разногласиями между двумя течениями в партизанском движении.
Эти контакты итальянцев и относительно успешные попытки немцев установить их в других районах Югославии привели к открытому расколу среди партизан. По мнению Тито и его Народноосвободительного фронта, образовавшего затем Антифашистское вече народного освобождения Югославии (с ноября 1942 г.), четники добивались слома югославского государства, за сохранение которого боролся Тито. Успешная партизанская война, которую он вел по всей стране, позволила ему добиться неоспоримого военного преимущества, а также контроля над большей частью югославской территории. В 1944 г., когда советские войска приближались к Югославии, ее большая часть была уже освобождена силами Сопротивления. К тому времени под знаменами Тито было около 800 000 человек.
Союзникам предстояло занять определенную позицию относительно этого движения. Отношения, которые были первоначально установлены с эмигрантским правительством, были подорваны сообщениями о двуличии четников. Тем не менее, понадобилось несколько месяцев и поворот в международной политике, чтобы ситуация полностью прояснилась. В течение 1943 г. и вплоть до Московской и Тегеранской конференций англичане хорошо представляли, благодаря своим информационным службам, действительное соотношение сил в Югославии и различие в программах политических сил. После конференций англичане сделали решительный выбор, бросив Михайловича на волю судьбы, и встали на сторону Тито как представителя будущей Югославии. Это был единственный путь, позволявший предпринять попытки установить отношения между партизанскими силами и королевским правительством. Премьерминистром монархического правительства с 1 июня 1944 г. стал Иван Шубашич, эмигрировавший в Соединенные Штаты с началом нацистской оккупации, которого считали мастером политического равновесия, знатоком балканских проблем.
В задачу Шубашича входило добиться соглашения с Тито относительно будущего Югославии. В ноябре переговоры с Тито привели к соглашению, которое предусматривало создание регент

524

Часть  2. Вторая мировая война

ского Совета, состоявшего из трех человек. Совет должен был поставить на всенародное голосование решение вопроса о возвращении короля Петра в Югославию. Король опротестовал это решение. Но Шубашич изложил Тито свое предложение о триумвирате и получил согласие Тито относительно двух его участников, и хотя Тито отверг третью кандидатуру, это не привело к разрыву договаривающихся сторон.
Переговоры свидетельствовали о том, что с точки зрения международных отношений ситуация в Югославии была не похожа на положение ни в Италии, ни в Греции. В Италии англичане навязывали (или пытались навязать) свою волю; в Греции они противопоставили коммунистическим элементам силу; в Югославии в силу военных обстоятельств, а также ради сохранения политического равновесия они согласились на двойственную ситуацию, предшествовавшую компромиссу. Неэффективность подобного компромисса выявилась только в конце войны, но это не затронуло отношений между великими державами, поскольку происходившее в Югославии ограничивалось рамками внутриполитической борьбы в стране, где происходила концентрация власти в руках Тито.

7.4.3. Де  Голль  и  союзники после    освобождения    Парижа

Совсем другой характер имели проблемы, связанные с Францией, где после освобождения, последовавшего за высадкой союзников, возобновилась нормальная политическая жизнь. С одной стороны, Французский комитет национального освобождения стремился создать в стране новые институты, с другой, оставалась ненависть, доставшаяся в наследство от коллаборационизма политиков Виши.
За несколько дней до высадки союзников Комитет стал называться «Временным правительством», не получив, однако, непосредственного признания со стороны ведущих союзных держав. Центральная фигура де Голля вызывала враждебность Рузвельта, хотя у генерала не оставалось соперников после исключения Жиро из состава ФКНО и до появления руководителей национального масштаба из различных политических партий. Только после трудного визита в Соединенные Штаты и не менее трудной встречи с Рузвельтом де Голлю удалось добиться 11 июля признания де факто правительственных функций Комитета национального освобождения. Несколько недель спустя, в начале августа правительства Лондона и Вашингтона согласились признать его полномочия как временного правительства.

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      525
25 августа Париж был освобожден, а 26 августа силы французского освобождения во главе с генералом де Голлем с гордостью прошли под Триумфальной аркой и по Елисейским полям, продемонстрировав единство движения Сопротивления и обретение идентичности свободной Франции.
Однако до конца года Франция еще оставалась полем боя. В стране уже существовало законное Временное правительство, сформированное 8 сентября 1944 г. из политических деятелей, участвовавших в движении Сопротивления, и лиц, нашедших прибежище в Алжире. Но международные позиции страны, которая считала себя равной другим ведущим союзным державам, оставались непрочными, прежде всего изза отказа американцев признать, что свободная Франция играет такую же роль, как и в довоенное время.
После создания Временного правительства и заявлений де Голля о том, что скоро состоятся выборы в Учредительное собрание, как Англия, так и США назначили в Париж своих послов. Оставалось выяснить место Франции в союзных механизмах. Была ли Франция одной из великих держав? Примет ли де Голль участие в будущей встрече в верхах? Заявления об официальном признании Временного правительства пришлось ждать до 23 октября. К участию в Европейской консультативной комиссии Франция была допущена только 11 ноября, когда задачи этого органа были исчерпаны: все это свидетельствовало о противодействии американцев тому, чтобы Франция играла такую роль, какую, полагал де Голль, он завоевал. В декабре он захотел продемонстрировать, ни больше, ни меньше как полностью возвращенную свободу маневра, и предпринял поездку в Москву, во время которой 10 декабря подписал договор о союзе и взаимной помощи, направленный против Германии. Срок действия договора был установлен в 20 лет с последующим автоматическим продлением. От американцев не могло ускользнуть то, как быстро Сталин забыл выражения, которыми он всего лишь год назад характеризовал лидера французского Сопротивления.

7.5. Ялтинская конференция

7.5.1. Политические    предпосылки    конференции

Многообразие новых элементов, изменивших карту военных операций, и возникновение новых проблем сделали необходимым проведение новой встречи в верхах, чтобы уточнить вопросы, обсуждавшиеся в Тегеране, но не решенные окончательно.

526

Часть  2. Вторая мировая война

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По промышленным городам севера испании
Означает отстранения от власти императорской династии
Признание свободы торговли
Итальянская политика неизбежно соприкасалась с идентичными интересами франции
Договор

сайт копирайтеров Евгений