Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«Ливадия. 8 Окт.1876 г.
Благодарю тебя, милый Ники, за твои письма и Жоржи тоже, я очень рад, когда их получаю. Теперь ты хорошо пишешь и можешь мне писать чернилами, а не карандашем. Сегодня у нас дурная погода и дождь. Музвка совсем не играет и только приходит в Воскресение за завтраком... Обнимаю вас, мои душки, от всего сердца. Целуйте хорошенько Мама от меня и Ксению, Христос с вами.
Твой Папа

Находясь на русско-турецкой войне, Александр Александрович, тогда еще Цесаревич, мыслями уносился в родную семью, в Аничков дворец, служивший ей резиденцией. Письма супруге, Цесаревне Марии Феодоровне, более откровенны: «...Интендантская часть отвратительна, и ничего не делается, чтобы поправить ее. Воровство и мошенничество страшное, и казну обкрадывают в огромных размерах...» Цесаревич резко критиковал главный штаб армии и Главнокомандующего — Великого Князя Николая Николаевича (Старшего). Нужно отметить, что, в отличие от других Великих Князей — Владимира Александровича, в частности, о которых ходили слухи о том, что они замешаны в какие-то аферы с поставками обуви и обмундирования, — о Цесаревиче никто не говорил дурного слова. Письма его полны заботы и любви к детям. Своими детьми он считал и солдат и просил юных Великих Князей молиться за них. Из Ставки Рущукского отряда, которым он командовал, Цесаревич писал:

2 Октября 1877 года. Село Брестовец
Благодарю вас, мои душки Ники и Жоржи, за ваши письма. Мне очень скучно и грустно без вас и я часто думаю о вас и душке Ксении. Как давно мы не видались и я думаю, вы меня совершенно уже забыли... Надеюсь, что лошадь, которую Володя подарил Ники, пришла. Я хочу тоже подарить Жоржи турецкую лошадь и пришлю ее в Царское Село. Теперь, наконец, у нас отличная погода и дождь перестал.
Как мне хочется скорее приехать к вам, назад домой. Целуйте от меня крепко Мама и не забывайте вашего Папа, молитесь за него и за всех наших молодцев солдат. Обнимаю и целую вас крепко, мои душки. Постоянно думаю и молюсь за вас!
Христос с вами, мои душки!
Ваш Папа

 

Село Брестовец. Болгария. 13 Декабря 1877 г.
Благодарю тебя, милый мой Ники, за твое письмо. Очень рад, что ты хорошо учишься и что тобой довольны. Мне страшно скучно без вас и так тянет домой, но нечего делать. Когда служишь, так думать о своих не приходится и надо исполнять свой долг! Благодарю милого Георгия за его последние письма и напишу ему, когда успею.
Теперь у нас тоже настоящая зима, снегу очень много и мороз сильный.
У меня решительно ничего нет для вас на елку; Мама вам подарит от меня, а здесь ничего достать нельзя. Дай Бог до скорого свидания и чтобы можно было мне вас скорее обнять всех троих. Поцелуй крепко, крепко от меня душку Мама, Георгия и Ксению. Христос с вами, мои душки!
Крепко целую тебя, милый мой Ники; не забывай своего Папа и молись за него.

                                                      Твой Папа     

Летом Великий Князь Николай Александрович с братьями и сестрой Ксенией гостил в Дании, у родителей Марии Федоровны, или же в прибалийском курорте Гапсаль (нынешнее название — Хаапсалу). Сам Цесаревич не каждый раз мог их сопровождать, но о детях помнил всегда:

Царское Село. 1880 г. 1 Июля
Благодарю тебя, милый Ники, за твое длинное и милое письмо, которое я получил сегодня вечером.
Мы отлично плавали на милой «Царевне», погода была отличная и только один день покачало да и то только несколько часов. В шкерах мы каждый день съезжали на острова, гуляли, ловили рыбу и я стрелял и убил одну тетерку.
Пришли в Петергоф 29-го Июня в 1 час дня; заехали с Мама в наш милый Коттедж, а потом отправились по жел. дороге в Царское Село.
Вчера вечером мы поехали в Красное Село и там ужинали у Дяди Владимира и ночевали в нашем домике. Сегодня утром был парад Кавалергардскому полку и завтрак всем офицерам у Ан-Папа [короля Христиана IX]. К обеду мы вернулись снова сюда и обедали у Ан-Папа... Жду с нетерпением нашего возвращения в милый и тихий Гапсаль и радуюсь вас всех увидеть. Целую крепко милых Георгия, Ксению и Мишу. Всем нашим мой поклон. Крепко целую тебя, душка Ники.
Твой Папа

Лето Царские дети проводили на юге, но осенью у них возобновлялись занятия. Родители же еще могли наслаждаться теплой осенью Крыма:

Ливадия. 1880 г. 28 Октября
Благодарю тебя, милый Ники, за твое милое письмо и радуюсь, что вы здоровы; надеюсь, что и уроки идут у вас хорошо и что вами довольны Григорий Григор. и учителя. Мама писала тебе, что в начале погода у нас была чудная, совершенно лето, а с 20 Октября совершенно испортилась, постоянный туман, дождь и солнца не видать, так досадно и скучно. Мы провели четыре дня на охоте, на горах и жили в маленьком монастыре в домике настоятеля. Убили 2 оленей, 7 коз и 1 зайца.
Ездим верхом почти каждый день, но постоянно нас мочит дождем или туманом и гор совсем не видать. Ксения страшно скучает без вас и говорит, что Миша совсем не интересный и играть с ним нельзя.
Со следующим фельдъегерем я напишу Георгию, а теперь целую вас крепко, мои душки. Мама, Ксения и Миша вас тоже целуют. Христос с вами!
Твой Папа

Вступив на престол после подготовленного и осуществленного врагами России убийства Александра II — «Царя кроткого, свободолюбивого, милосердного, правосудного», по выражению журналиста М. О. Меньшикова, новый Император в своем манифесте призвал «всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — в утверждении веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действиях учреждений, дарованных России Благодетелем ее, Возлюбленным Нашим Родителем».
Прозвучавшее на всю страну мощное царское слово прояснило сознание многих колебавшихся и пробудило силы в народе и властях для противодействия смуте и крамоле. Властям были предоставлены широкие полномочия для борьбы с врагами страны. Революционеры были арестованы, заключены или отправлены в ссылку, часть их скрылась за границей.
Александр III, не доверяя царедворцам, окружавшим убиенного Его Родителя, сместил многих сановников и всех министров (кроме Н. К. Гирса, министра иностранных дел). Был отправлен в отставку министр внутренних дел граф Лорис-Меликов, не сумевший обуздать революционеров и их пристанодержателей — либералов. На его место Царь поставил графа Н. П. Игнатьева, смененного затем графом Д. А. Толстым. На пост военного министра Государь назначил известного героя Восточной войны 1877—1878 годов, бывшего своего начальника штаба, генерала П. С. Ванновского — человека прямого, решительного и преданного. Морским министром стал адмирал Шестаков, высланный Александром II за резкую критику русского военного флота. Именно Александр III выдвинул С. Ю. Витте, прежде мало кому известного чиновника, назначив его товарищем (заместителем) министра. Министрам предоставлялись широкие полномочия, они имели все возможности проявлять инициативу. Что касается внешней политики, то Государь имел обыкновение говорить: «Сам Себе Я министр иностранных дел». Н. К. Гирс, знающий, осторожный политик, стал как бы его товарищем министра и следовал курсу, начертанному монархом. Хотя Гирс и боялся вспышек (впрочем, редких) монаршего гнева (в такие минуты, когда шеф шел на прием к Государю, помощник министра, Ламсдорф, опускался на колени и творил молитву: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!»), старик был искренне привязан к Царю. Узнав от Витте, что Император безнадежно болен, министр — на первый взгляд, сухарь, человек черствый — заплакал горькими слезами.
Внешняя политика Александра III подверглась тяжелому испытанию уже в первые годы его царствования. В 1884 году туркмены Мервского оазиса, соседствовавшего с Закаспийской областью Российской Империи, добровольно вступили в русское подданство. Опасаясь приближения русских к британским владениям в Индии, англичане начали подстрекать афганского эмира, и тот занял своими войсками земли возле Кушки. Командир военного округа запросил у Государя инструкций. «Выгнать и проучить как следует»,— телеграфировал из Гатчины Царь. Генерал Комаров со своими туркестанскими батальонами, во много раз уступавшими в численности афганцам, ударили по врагу. Афганцы бежали вместе с английскими инструкторами, потеряв до тысячи человек и побросав все пушки. Английское правительство потребовало извинений. На этом настаивал и Гирс. Вместо этого Император наградил генерала Комарова орденом Св. Георгия 3-й степени и одобрил его действия. Английское правительство пригрозило войной. В ответ Александр III приказал привести в боевую готовность Балтийский флот. Это был акт высочайшего мужества: русский флот был слабее британского в пять раз. Мир замер в ожидании... Англичане пошумели и... успокоились. Европа поняла: с молодым русским Монархом следует всерьез считаться.
Примечателен эпизод, приводимый В. К. Александром Михайловичем:

«На большом обеде в Зимнем дворце... посол начал обсуждать... балканский вопрос. Царь делал вид, что не замечает его раздраженного тона. Посол разгорячился и даже намекнул на возможность, что Австрия мобилизует два или три корпуса. Не изменяя своего полунасмешливого выражения, Император Александр III взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата:
— Вот что Я сделаю с вашими двумя или тремя мобилизованными корпусами,— спокойно сказал Царь».

С. Ю. Витте писал, что «лица, не знавшие Александра III, рисуют Его, как человека жестокого, ограниченного и тупого...» Опровергая это мнение, и поныне бытующее среди кругов образованщины, тот же Витте отмечал: «Император Александр III обладал благороднейшим...— царским сердцем... Как семьянин, Он был образцовым семьянином; как начальник, образцовым начальником, образцовым хозяином. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин. У Него слово никогда не расходилось с делом». Добавим, что Государь берег не только каждую копейку, но и каждую каплю русской крови. Александр III заявлял: «Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войной... Всякий правитель... должен принимать все меры для того, чтобы избежать ужасов войны».
Возмущенный политикой Германии, созданной благодаря усилиям русских армий, проливших моря крови ради возникновения Пруссии, а затем и Германского государства,— Германии, предавшей своего старинного союзника — Россию — Александр III сблизился с Францией. Мир нужен был и Франции, и Германии, поэтому в Европе, с установлением союзнических отношений между Францией и Россией, установилось политическое равновесие. Уже после кончины Александра III французская газета «Тан» писала:

«Он, будучи вершителем судеб Европы, первый подал руку Франции... Не в победах искал Он славы. Он пожелал стать и стал императором мира, что дало ему возможность прекратить революционную агитацию внутри Своей империи, поправить финансы, провести пути сообщения в самый центр Азии, даже до Берингова моря, поднять престиж России во всем мире... В Европе все продажно, все шатко. Там главный девиз: «Блаженны имущие». Александр III провозгласил другой, христианский принцип: «Блаженны миротворцы». Не давая Себя в обиду, Он употребил Свою силу на то, чтобы оградить других от обид».

Заботясь о благосостоянии русского народа, Александр III ввел меры, защищающие русских производителей и ограничивающие ввоз заморских товаров, запретил ростовщичество, прекратил спаивание русского народа шинкарями и откупщиками.
Сознавая, что мир можно сохранить лишь опираясь на сильную армию и флот, Государь Император, говоривший, что «у России нет друзей. Нашей огромности боятся», укреплял вооруженные силы Империи. Численность русской армии достигла 900 000 человек.

«Еще в царствование Александра II почти все отрасли военного дела подверглись коренным реформам, и русская армия, созданная на новых началах, с честью выдержала боевые испытания 1877—1878 годов. Но война показала и крупные недостатки, главным образом, организационного характера. Стало ясно, что Россия должна считаться с целой коалицией вооруженных соседей, поэтому необходимо, в случае нужды, значительно увеличить численность своих войск. Она показала недостаточность вооружения, недостаточный запас нижних чинов и офицерского состава, недостаточную развитость железнодорожной сети.
Император предпринял энергичные меры для устранения этих недостатков. По инициативе Государя Императора Александра III Александровича был сокращен военный бюджет, но не в ущерб боеспособности армии. Уменьшился нестроевой ее состав, изменено обмундирование. Оно стало удобнее, проще, дешевле и в то же время обрело национальный характер: мундир и шинель русского покроя, широкие шаровары, высокие сапоги, круглая барашковая шапка или фуражка без козырька. Прежняя форма сохранилась лишь у гвардейских частей, у Павловского полка гвардейских кавалерийских полков, у Дворцовых Гренадер и казачьих частей.
Срок армейской службы был сокращен с 6 до 5 лет. Личное участие Александра III, в бытность его Цесаревичем, в русско-турецкой (Восточной) войне, где он совершил славный поход на Осман-Базар, Разград и Эска-Джуме, показало ему несовершенство военного устройства русской армии, и он приступил к ее реформированию, став Императором. Увеличилась численность войск, построены крепости на западной границе Империи, введена воинская повинность на Кавказе, изменен план мобилизации, реорганизованы казачьи войска, восстановлены кадетские корпуса, — писала газета «Русский Инвалид».
Смолоду влюбленный во флот, Государь, принявший участие в 1877 году в создании Добровольческого флота, предпринял разумные меры по реформированию флота. Был улучшен личный состав его. По существу, флот был создан заново. Суда строились на русских верфях, из русских материалов, руками русских рабочих и под руководством русских инженеров.
Дисциплина в русской армии — отношение старших к младшим и младших к старшим — основывалась не на страхе, а на любви к родине и готовности положить жизнь за Веру, Царя и Отечество. Еще в указе от 1-го января 1874 года отмечалось: «Обязанность защищать свое Отечество должна быть для всех сословий одинаково священной. Новейшие события показали, что сила государственности не в одной численности войска, а в нравственных и умственных его качествах, достигаемых лишь тогда, когда дело защиты Отечества стало общим делом народа, когда все, без различия званий и состояний, соединились в одно святое дело».

Преодолев, благодаря усилиям канцлера князя Горчакова, еще в 1879 г., запрет Западных держав иметь России военный флот на Черном море, Российская Империя укрепляла свое могущество на море. Многое сделано было в этом смысле Александром III. В его царствование спущены на воду 114 новых кораблей, в их числе 17 броненосцев и 10 броненосных крейсеров. В Либаве был построен военный порт, названный впоследствии портом Императора Александра III (отданного «реформаторами», как и портовые сооружения Таллина, ни за понюшку табаку «суверенным» прибалтийским сепаратистам). По тоннажу русский флот занял третье место (после Англии и Франции). В армию в Российской Империи зачислялся всего 31 % призывников: широкие льготы предоставлялись призывникам по семейному положению, а также врачам, учителям и некоторым другим категориям. Во Франции же зачислялось в армию свыше 70 % призывников. Помимо обучения воинскому ремеслу, в армии неграмотных учили читать и писать, всем давались основы общего образования.
Русские Цари понимали, сколь велика ответственность их перед Богом и народом и честно и бесстрашно несли свой крест. В этом им помогала искренняя и глубокая вера в Бога.
Горячо верующий человек, Александр III щедро жертвовал из личных средств на постройку и восстановление церквей. При нем началось усиленное строительство православных храмов, основывались вновь или восстанавливались монастыри. Храм Воскресения Христова («Спас на Крови») в С.-Петербурге, собор в Риге и храм во имя Св. Равноапостольного князя Владимира в Киеве, Храм Христа Спасителя в Москве были воздвигнуты в царствование Царя-Миротворца. Владимирской собор расписан внутри самыми знаменитыми русскими художниками, в частности, В. М. Васнецовым. Благодаря стараниям Императора Александра III был создан Исторический музей, реставрированы Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата. Дело начального образования Государь отдал в руки Православной церкви. Количество церковно-приходских школ за 13 лет выросло с 4 000 до 31 000. Его единомышленником и сподвижником был обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев. При Александре III было положено твердое начало по обеспечению всего духовенства жалованьем. Установлены новые оклады жалованья для войскового духовенства. Утвержден новый устав духовных консисторий. Увеличено жалованье преподавателям духовных учебных заведений. Созданы братства и общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Издано много духовно-нравственных книг для народа, открыт ряд духовных народных библиотек. При семинариях учреждены кафедры по изучению раскола и сектантства. Увеличилось количество латышей, эстов, финнов, перешедших в православие — процесс этот начался еще при Александре II.
Благодаря стараниям Александра III стала развиваться русская опера, которая вытеснила прежде господствовавшую итальянскую.
Как отмечала военная газета «Русский Инвалид»,

«Покойный Государь неустанно заботился о благоустройстве Своей армии, и нет такой отрасли ее жизни и быта, в которой не остались бы следы Его участия и попечений... Он увеличил число казенных вакансий для детей офицеров в кадетских корпусах, облегчил службу солдат, улучшил положение сверхсрочнослужащих. Руководствуясь Своими высокими понятиями о доблести и чести офицерского звания, Он указал меры к возвышению нравственного уровня корпуса офицеров».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как наследника престола
Клерикальная пресса называет екатеринбургскими останками
Принадлежал великому князю николаю николаевичу
В письме от 26 февраля государыня писала супругу из царского села
Именно александр iii выдвинул с

сайт копирайтеров Евгений