Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

живаться и последователи великого кардинала. Отсутствие отдушины для выхода политической активности в системе абсолютизма выльется во взрыв возмущения народа спустя 150 лет — во время Французской революции.
У простонародья тоже были причины для недовольства первым министром. Разорительные войны, Тридцатилетняя и Испанская (1635—1659 гг.), в которые оказалась втянутой стараниями кардинала Франция, принесли не только внешнеполитические выгоды, но и страшное разорение. Временами военные действия велись на территории Франции. Эльзас и Лотарингия были присоединены к ней после трёх походов армии Людовика XIII, нашествия имперских войск, которые, как саранча, не оставляли камня на камне. Война требовала гигантского напряжения сил. Крестьяне и буржуа не знали и не хотели знать о великих замыслах кардинала и о грядущем «золотом веке», обещанном Людовику XIII его министром. На протяжении 18 лет правления кардинала страну сотрясали народные восстания, доставляя Ришелье немало хлопот.
Видя перед собой единственную цель — благо
страны, Ришелье упорно шёл к ней, преодолевая яростное сопротивление противников и невзирая на почти всеобщее непонимание. Кардинала с полным основанием можно считать одним из отцов-основателей французской нации и творцов современной Европы. Редко кто из государственных деятелей может похвастаться осуществлением всех своих замыслов. «Я обещал королю употребить все мои способности и все средства, которые ему угодно будет предоставить в моё распоряжение, на то, чтобы уничтожить гугенотов как политическую партию, ослабить незаконное могущество аристократии, водворить повсеместно во Франции повиновение королевской власти и возвеличить Францию среди иностранных держав», — так определял Ришелье задачи своего правительства. И они были выполнены. Вопреки окружавшей его ненависти и обвинениям в стремлении к личной выгоде Ришелье все свои силы отдавал служению Франции. Перед смертью на предложение простить своих врагов он ответил: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства». Кардинал имел право на такой ответ.

ЛЮДОВИК XIV

«Скрип шагов по песку заставил её обернуться. Людовик XIV был без шляпы; взмахом трости он сшиб бабочку, которую поднял с травы шедший с ним де Сент-Эньян.
— Видите, принцесса, я тоже охочусь за бабочками, — сказал он, подходя. — Господа, — прибавил он, оборачиваясь к своей свите, — займитесь охотой и принесите добычу своим дамам.
Это означало — отойдите от нас подальше.
Забавно было видеть, как старые почтенные вельможи, давно забывшие о стройности и изяществе, принялись бегать за бабочками, теряя шляпы и колотя тростями кусты мирта и дрока, точно они сражались с испанцами».
Разве могут оставить равнодушными слова Александра Дюма, приглашающие в мир приключений его героев, развёртывающихся на фоне блистательного и вероломного времени «короля-солнца» («Le roi soleil») Людовика XIV Бурбона. Эпоха его правления насыщена и событиями, и страстями; к ней не раз обращались и продолжают обращаться писатели, драматурги, художники, композиторы, кинорежиссёры, архитекторы.
Сын Анны Австрийской и Людовика XIII (при котором,  напомним,  сияла звезда Ришелье) родился в 1643 г. и вступил на престол, не достигнув и 5 лет. Управление государством сосредоточилось в руках его матери и расчётливо-хитрого кардинала Мазарини. Увлёкшись племянницей последнего, Людовик проводил дни в забавах, принятых при королевском дворе.
Его рука (сердце — вряд ли) досталась испанской
средние века
Лебрен.
"Людовик XIV".
Версаль. Национальный музей.
395

инфанте Марии Терезии. Не проявляя стремления к управлению государством до смерти кардинала, после неё Людовик словно переродился. Он с головой окунулся в государственные дела, умело подбирая себе толковых, но не слишком ярких сподвижников (Кольбера, Лувуа и др.). При нём почитание королевской власти приняло практически полурелигиозный характер; саму же власть олицетворял лично Людовик XIV («L'etat c'est moi» — «Государство — это я»).
Поощряя развитие промышленности (наибольшее внимание уделялось крупным мануфактурам) и торговли (строился внушительный торговый флот, основывались торговые компании — Ост-Индская, Вест-Индская и др.), король провёл реорганизацию армии, готовясь к целой серии военных столкновений. Давнее противостояние Франции и Испании не могло не обостриться при Людовике XIV. После смерти Филиппа IV Испанского Людовик захватил часть испанских Нидерландов. Он предъявил права на другие европейские территории, причём спорные ситуации Франция разрешила в свою пользу. Так, внезапно был занят имперский город Страсбург, страшная резня учинена в Пфальце (Германия), французский флот бомбардировал Геную и Триполи. В 80-е гг. XVII в. вспыхнула крупная война с целой коалицией (в составе которой — Испания, Англия, Австрия и другие страны). Вначале успех сопутствовал французской стороне, но затем картина изменилась. Расходы на войну росли, французская армия терпела поражения. В начале XVIII столетия Людовик, находясь в плену честолюбивых замыслов, начал борьбу за так называемое Испанское наследство, желая отвоевать испанскую монархию для своего внука.
При Людовике XIV абсолютизм во Франции достиг своего апогея. Сен-Симон писал о короле: «Абсолютный без возражения Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылки на закон, на право считались преступными». Огромные траты на содержание многочисленной армии, свиты, дворцов, покровительство искусствам, расходы на войны и фаворитов довели большую часть населения страны до бедности либо нищеты (хотя основной налог с крестьян — талья — и был снижен почти на треть Кольбером, министром короля).
Людовик много не взыскивал лишь с дворян и вообще ничего не требовал от духовенства. Нередко вспыхивали восстания бедноты (одно из крупнейших — восстание камизаров; против них пришлось направить 25-тысячную королевскую армию). Людовик XIV не жаловал набиравшую силу буржуазию, а также городские парламенты. Города окончательно утратили самоуправление.
Являясь рьяным приверженцем католицизма, король отменил знаменитый Нантский эдикт, закреплявший веротерпимость во Франции. Вследствие этого десятки тысяч протестантов покинули родину.
Резиденция французских королей переместилась в Версаль, где был создан грандиозный дворцово-парковый ансамбль (главный дворец — Большой Трианон, украшенный с безудержным расточительством). Людовик стремился, чтобы вокруг него в Версале вращался весь цвет французской нации, чтобы именно здесь располагался культурный центр Европы. Франция имела на это право: данное время отмечено творчеством Мольера, Ларошфуко, Ватто, Буало, Перро, Расина и других известных писателей и художников; созданы оперный театр, Академия наук, Академия архитектуры, Академия музыки. Высшая аристократия с жадностью покупала постоянно выдумываемые придворные должности. Увеселения в Версале не прекращались. В свите короля особой роскошью выделялись его фаворитки (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вечно влюблённый, он наказал статс-даму госпожу де Навайль лишь за то, что она распорядилась замуровать потайную дверь, которую король велел проделать в покои фрейлин. Многие европейские монархи завидовали жизни Версальского двора и подражали Людовику XIV даже в его слабостях.
Король Франции был красив: слегка покатый лоб, длинный нос, округлые щёки, карие глаза; он казался выше своего среднего роста благодаря величественной осанке. Он был мастером всяких затей, в молодости даже танцевал в балете и играл на сцене. Он был пунктуальным и работоспособным. Так, Кольбер рассказывает, как в один и тот же день король председательствовал в финансовом совете с 10 часов утра до половины второго, пообедал, присутствовал в другом совете, заперся на два часа, чтобы заняться латынью, и вечером сидел в третьем совете до 10 часов. Людовик XIV ревностно соблюдал этикет и требовал этого от других. «Я чуть было не подождал», — сказал он одному вельможе, явившемуся точно в назначенное время. Образование Людовик XIV получил недостаточное (Мазарини, поглощённому борьбой со своими противниками, было не до воспитания наследника престола). Например, по поводу своего невежества в истории Людовик говорил: «Испытываешь жгучую досаду, когда не знаешь вещей, которые все другие знают».
Искусный притворщик, осмотрительный и недоверчивый, порой дерзкий в своих желаниях, отмечающий, что «профессия короля — великая, благородная, восхитительная профессия», Людовик XIV представлял своё правление чудесным и нелёгким спектаклем. Оставаясь до конца жизни деятельным, король на исходе лет пережил смерть некоторых из своих близких родственников (прежде всего — собственного сына). До самой кончины в 1715 г. Людовик XIV пытался поддерживать «начинавшую уже падать внешность своего великого века».
средние века

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Восточная Римская империя возникла в начале IV в. н. э. В 330 г. римский император Константин Великий — первый император-христианин — основал на месте древнегреческой колонии Византий (отсюда и название, данное историками «христианской империи ромеев» уже после её падения) город Константинополь. Сами же византийцы считали себя «ромеями», т. е. «римлянами», державу — «ромейской», а императора — василевса
— продолжателем традиций римских императоров. Византия была государством, в котором централизованный бюрократический аппарат и религиозное единство (в результате борьбы религиозных течений в христианстве господствующей религией Византии стало православие) имели огромное значение для сохранения преемственности государственной власти и территориальной целостности в течение почти 11 веков её существования.
В истории развития Византии условно можно выделить пять этапов.
На первом этапе (IV в. — середина VII в.) империя — многонациональное государство, в котором рабовладельческий строй сменяют раннефеодальные отношения. Государственный строй Византии
— военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору. Власть не была наследственной, императора провозглашали армия, сенат и народ (хотя это часто носило номинальный характер). Совещательным органом при императоре был сенат. Свободное население делилось на сословия. Система феодальных отношений почти не сложилась. Их особенностью было сохранение значительного числа свободных крестьян, крестьянских общин, распространение колоната и раздача большого фонда государственных земель рабам.
Раннюю Византию называли «страной городов», исчислявшихся тысячами. Такие центры, как Константинополь, Александрия, Антиохия, насчитывали по 200—300 тыс. жителей. В десятках средних городов (Дамаск, Никея, Эфес, Фессалоники, Эдесса, Бейрут и др.) жило по 30—80 тыс. человек. Города, имевшие полисное самоуправление, занимали большое место в экономической жизни империи. Крупнейшим городом и торговым центром был Константинополь.
Византия вела торговлю с Китаем и Индией, а после завоевания при императоре Юстиниане Западного Средиземноморья установила гегемонию на торговлю со странами Запада, превратив снова Средиземное море в «Римское озеро».
По уровню развития ремёсел Византия не имела себе равных среди западноевропейских стран.
В годы правления императора Юстиниана I (527—565 гг.) Византия достигает вершин своего расцвета. Реформы, проведённые при нём, способствовали централизации государства, а «Кодекс Юстиниана» (свод гражданского права), разработанный в его правление, действовал на всём протяжении существования государства, оказав большое влияние на развитие права в странах феодальной Европы (см. ст. «Юстиниан I»).
В это время империя переживает эпоху грандиозного строительства: возводятся военные укрепления, строятся города, дворцы и храмы. К этому периоду относится возведение великолепного храма Св. Софии, ставшего известным всему миру.
Конец этого периода был отмечен вновь обострившейся борьбой между церковью и императорской властью.
Второй этап (вторая половина VII в. — первая половина IX в.) прошёл в напряжённой борьбе с арабами и славянскими нашествиями. Территория державы сократилась вдвое, и теперь империя стала намного однороднее по национальному составу: это было греко-славянское государство. Её экономической основой являлось свободное крестьянство. Варварские нашествия создали благоприятные условия для освобождения крестьян от зависимости, и главный законодательный акт, регулировавший аграрные отношения в империи, исходит из того, что земля находится в распоряжении крестьянской общины. Резко сокращаются количество городов и численность горожан. Из крупных центров остаётся только Константинополь, а население его сокращается до 30—40 тыс. Другие города империи насчитывают по 8—10 тыс. жителей. В малых жизнь замирает. Упадок городов и «варваризация» населения (т. е. рост числа «варваров», прежде всего славян, среди подданных василевса) не могли не привести к упадку культуры. Количество школ, а следовательно, и образованных людей резко сокращается. Просвещение концентрируется в монастырях.
Именно в этот сложный период и происходит решающее столкновение между василевсами и церковью. Главную роль на этом этапе играют императоры Исаврийской династии. Первый из них — Лев III — был храбрым воином и тонким дипломатом, ему приходилось сражаться во главе кавалерии, атаковать арабские корабли на лёгком судёнышке, давать обещания и тут же нарушать их. Именно он возглавил оборону Константинополя, когда в 717 г. мусульманская армия блокировала город и с суши, и с моря. Столицу ромеев арабы окружили стеной с осадными башнями против ворот, а в Босфор вошёл огромный флот из 1800 кораблей. И тем не менее Константинополь был спасён. Византийцы сожгли арабский флот «греческим огнём» (специальная смесь нефти и серы, изобретённая греческим учёным Каллинником, которая
397

не гасла от воды; через специальные сифоны ею поливали вражеские корабли). Блокада с моря была сорвана, а силы сухопутной армии арабов подорвала суровая зима: снег лежал 100 дней, что удивительно для этих мест. В лагере арабов начался голод, солдаты съели сначала лошадей, а потом и трупы умерших. Весной 718 г. византийцы разгромили и вторую эскадру, а в тылу арабской армии появились союзники империи — болгары. Простояв под стенами города почти год, мусульмане отступили. Но война с ними продолжалась ещё более двух десятилетий, и только в 740 г. Лев III нанёс противнику решающее поражение.
В 730 г., в разгар войны с арабами, Лев III обрушил жестокие репрессии на сторонников иконопочитания. Иконы снимались со стен во всех храмах и уничтожались. Их заменили изображение креста и узоры из цветов и деревьев (враги императора язвили, что храмы стали напоминать сады и леса). Иконоборчество было последней и неудачной попыткой кесаря духовно победить церковь. С этого момента императоры ограничиваются ролью защитников и хранителей традиции. Появление именно в это время иконописного сюжета «Император, склонившийся перед Христом» отражает значение происшедшей перемены.
Во всех областях жизни империи всё более утверждается консервативный и охранительный традиционализм.
Третий этап (вторая половина IX в. — середина XI в.) проходит под властью императоров Македонской династии. Это «золотой век» империи, период экономического подъёма и расцвета культуры.
Ещё в период правления Исаврийской династии сложилась ситуация, когда преобладающей формой собственности на землю была государственная, а основу армии составляли воины-стратиоты, служившие за земельный надел. С Македонской династии начинается практика широкой раздачи знати и боевым командирам больших угодий и пустующих земель. Работали в этих хозяйствах зависимые крестьяне-парики (общинники, потерявшие землю). Из слоя земельных собственников (динатов) формируется класс феодалов. Меняется и характер войска: ополчение стратиотов заменяется в X в. тяжеловооружённой, закованной в броню конницей (катафрактариями), которая становится главной ударной силой византийской армии.
IX—XI вв. — период роста городов. Выдающееся техническое открытие — изобретение косого паруса — и поддержка государством ремесленных и торговых корпораций сделали города империи на долгое время хозяевами средиземноморской торговли. В первую очередь это относится, конечно, к Константинополю, который становится важнейшим центром транзитной торговли между Западом и Востоком, богатейшим городом Европы. Изделия константинопольских ремесленников — ткачей, ювелиров, кузнецов — на века станут эталоном для ремесленников Европы. Вместе со столицей переживают подъём и провинциальные города: Фессалоники, Трапезунд, Эфес и другие. Вновь оживает черноморская торговля. В экономический подъём империи вносят свой вклад и монастыри, ставшие центрами высокопроизводительного ремесла и земледелия.
Экономический подъём тесно связан с возрождением культуры. В 842 г. восстанавливается деятельность Константинопольского университета, в котором выдающуюся роль играет крупнейший учёный Византии Лев Математик. Он составил медицинскую энциклопедию и писал стихи. Его библиотека включала в себя книги отцов церкви и античных философов и учёных: Платона и Прокла, Архимеда и Евклида. С именем Льва Математика связано несколько изобретений: применение букв как арифметических символов (т. е. начало алгебры), изобретение световой сигнализации, связывающей Константинополь с границей, создание движущихся статуй во дворце. Поющие птицы, рычащие львы (фигуры приводились в движение водой) изумляли иностранных послов. Университет располагался в зале дворца, называвшегося Магнавра, и получил название Магнаврского. Преподавались грамматика, риторика, философия, арифметика, астрономия, музыка.
Одновременно с университетом в Константинополе создаётся богословская патриаршая школа. По всей стране возрождается система просвещения.
В конце XI в., при патриархе Фотии, исключительно образованном человеке, собравшем лучшую библиотеку своего времени (сотни наименований книг выдающихся умов древности), разворачивается широкая миссионерская деятельность по христианизации варваров. Подготовленные в Константинополе священники и проповедники отправляются к язычникам — болгарам и сербам. Огромное значение получает миссия Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество, в ходе которой они создают славянскую письменность и переводят на славянский язык Библию и церковную литературу. Тем самым закладываются основы духовного и политического подъёма в славянском мире. Тогда же принимает христианство и киевский князь Аскольд. Ещё через столетие, в 988 г., киевский князь Владимир крестится в Херсонесе, принимает имя Василий («царственный») и берёт в жёны сестру византийского императора Василия Анну. Замена язычества христианством в Киевской Руси повлияла на развитие архитектуры, живописи, литературы, способствовала обогащению славянской культуры.
Именно в период царствования Василия II (976—1026 гг.) держава ромеев достигает апогея своего внешнеполитического могущества. Умный и энергичный император был суровым и жестоким правителем. Расправившись с помощью киевской дружины со своими внутриполитическими врагами, василевс начал тяжёлую войну с Болгарией, которая длилась с перерывами 28 лет, и, наконец, нанёс решающее поражение своему врагу болгарскому царю Самуилу.
Одновременно Василий вёл постоянные войны
398

средние века
на Востоке и к концу своего царствования вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, установил контроль над Грузией и Арменией. Когда во время подготовки похода в Италию в 1025 г. император скончался, Византия была самым сильным государством Европы. Однако именно его царствование продемонстрировало болезнь, которая будет ещё столетия подтачивать её мощь. С точки зрения Константинополя, приобщение варваров к православной религии и греческой культуре автоматически означало их подчинение василевсу ромеев — главному хранителю этого духовного достояния. Греческие священники и учителя, иконописцы и архитекторы способствовали духовному пробуждению болгар, сербов. Попытка василевсов сохранить вселенский характер своей власти, опираясь на мощь централизованного государства, противоречила объективному ходу процесса христианизации варваров и лишь истощала силы империи.
Напряжение всех сил Византии при Василии II привело к финансовому кризису. Ситуация ещё более обострилась из-за постоянной борьбы между столичной и провинциальной знатью. В результате смут император Роман IV (1068—1071 гг.) был предан своим окружением и потерпел жестокое поражение в войне с новой волной мусульманских завоевателей — турок-сельджуков. После победы в 1071 г. при Манцикерте конница мусульман в течение десятилетия взяла под контроль всю Малую Азию.
Однако поражения конца XI в. не были концом империи. Византия обладала огромной жизнеспособностью.
Следующий, четвёртый (1081—1204 гг.) этап её существования был периодом нового подъёма. Императоры династии Комнинов смогли консолидировать силы ромеев и возродить их славу ещё на целое столетие. Первые три императора этой династии — Алексей (1081—1118 гг.), Иоанн (1118—1143 гг.) и Мануил (1143—1180 гг.) — проявили себя как храбрые и талантливые военачальники, тонкие дипломаты и дальновидные политики. Опираясь на провинциальную знать, они прекратили внутреннюю смуту и отвоевали у турок малоазийское побережье, поставили под контроль дунайские государства. Комнины вошли в историю Византии как императоры-«западники». Несмотря на раскол между православной и католической церковью в 1054 г., они в борьбе с турками обратились за помощью к западноевропейским королевствам (впервые в истории империи). Константинополь стал местом сбора участников 1-го и 2-го крестовых походов. Крестоносцы обещали признать себя вассалами империи после того, как отвоюют Сирию и Палестину, и после победы императоры Иоанн и Мануил заставили их выполнить обещания и признать власть империи. Окружённые западными рыцарями, Комнины были очень похожи на западноевропейских королей. Но, хотя опора этой династии — провинциальная знать — тоже окружила себя зависимыми вас-
399

селами, феодальная лестница в империи не возникла. Вассалы местной знати были просто дружинниками. Характерно и то, что основу войска при этой династии составляют наёмники из Западной Европы и рыцари, поселившиеся в империи и получившие здесь земли и замки. Император Мануил подчинил империи Сербию и Венгрию. Его войска воевали в Италии, где даже Милан признал власть империи; пытались подчинить Египет, совершая экспедиции в дельту Нила. Столетнее правление Комнинов заканчивается смутой и гражданской войной.
Новая династия Ангелов (1185—1204 гг.) лишь углубляет кризис тем, что, покровительствуя итальянским купцам, наносит непоправимый удар по отечественному ремеслу и торговле. Поэтому, когда в 1204 г. рыцари 1-го крестового похода внезапно изменили свой маршрут, вмешались во внутриполитическую борьбу империи, захватили Константинополь и основали на Босфоре Латинскую империю, катастрофа была закономерной.
Жители и защитники Константинополя превосходили крестоносцев по численности в десятки раз, и тем не менее город пал, хотя выдерживал осаду и натиск более серьёзного врага. Причина поражения была, конечно, в том, что византийцы были деморализованы внутренними смутами. Немаловажную роль сыграло и то, что политика Комнинов во второй половине XII в. (при всей её внешней успешности) противоречила интересам империи, т.к. ограниченные ресурсы Балканского полуострова и части Малой Азии не позволяли претендовать на роль «вселенской империи». В тот период реальное вселенское значение имела уже не столько императорская власть, сколько власть вселенского константинопольского патриарха. Обеспечить единство православного мира (Византии, Сербии, Руси, Грузии), опираясь на военную мощь государства, было уже невозможно, а опираясь на церковное единство — ещё достаточно реально. Получилось так, что религиозные основы единства и силы Византии оказались подорваны, и на полвека на месте империи ромеев утвердилась Латинская империя крестоносцев.
Однако страшный разгром не смог уничтожить Византию. Ромеи сохранили свою государственность в Малой Азии и Эпире. Важнейшим оплотом собирания сил стала Никейская империя, которая при императоре Иоанне Ватаце (1222—1254 гг.) накопила экономический потенциал, необходимый для создания сильной армии и сохранения культуры.
В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает от латинян Константинополь, и этим событием начинается пятый этап существования Византии, который продлится до 1453 г. Военный потенциал державы был невелик, экономика разорена набегами турок и внутренними раздорами, ремесло и торговля пришли в упадок. Когда Палеологи, продолжая политику Ангелов, сделали ставку на итальянских купцов, венецианцев и генуэзцев, — местные ремесленники и купцы не смогли противостоять
конкуренции. Упадок ремесла подорвал экономическую мощь Константинополя и лишил его последних сил.
Главное значение империи Палеологов в том, что она сохранила культуру Византии до XV в., когда её смогли перенять народы Европы. Два столетия — это расцвет философии и богословия, архитектуры и иконописи. Казалось, бедственное экономическое и политическое положение лишь стимулировало взлёт духа, и это время называют «палеологовским возрождением».
Центром религиозной жизни стал Афонский монастырь, основанный ещё в X в. При Комнинах он вырос численно, а в XIV в. Святая Гора (монастырь был расположен на горе) стала целым городом, в котором жили тысячи монахов разных национальностей. Велика была роль константинопольского патриарха, руководившего церквами независимых Болгарии, Сербии, Руси и проводившего вселенскую политику.
При Палеологах возрождается Константинопольский университет. Появляются направления в философии, которые стремятся возродить античную культуру. Крайним представителем этого течения был Георгий Плифон (1360—1452), который создал оригинальную философию и религию, опираясь на учение Платона и Заратуштры.
«Палеологовское возрождение» — это расцвет архитектуры и живописи. До сих пор зрителей поражают прекрасные строения и удивительные фрески Мистры (город около древней Спарты).
Идейно-политическая жизнь империи с конца XIII в. по XV в. проходит в борьбе вокруг унии между католиками и православными. Нарастающий натиск турок-мусульман вынудил Палеологов обратиться за военной помощью к Западу. В обмен на спасение Константинополя императоры обещали добиться подчинения православной церкви Папе римскому (унии). Первым такую попытку предпринял ещё Михаил Палеолог в 1274 г. Это вызвало взрыв возмущения православного населения. И когда перед самой гибелью города, в 1439 г., уния была всё же подписана во Флоренции, её единодушно отвергли жители Константинополя. Причины этого были, конечно, в ненависти, которую греки испытывали к «латинянам» после погрома 1204 г. и полувекового господства католиков на Босфоре. Кроме того, Запад так и не смог (или не захотел) оказать Константинополю и империи эффективную военную помощь. Два крестовых похода 1396 г. и 1440 г. кончились разгромом европейских армий. Но не менее важно было и то, что уния для греков означала отказ от миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Это отречение перечеркнуло бы многовековую историю империи. Именно поэтому монахи Афона, а вслед за ними и подавляющее большинство византийцев, отвергли унию и начали готовиться к обороне обречённого Константинополя. В 1453 г. огромная турецкая армия осадила и взяла штурмом «Новый Рим». «Держава ромеев» перестала существовать.
Значение Византийской империи в истории че-
400

ловечества трудно переоценить. В тёмные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков наследие Эллады и Рима, сохранила христианскую культуру. Достижения в области науки (математика), в литературе, изобразительном искусстве, книжной миниатюре, декоративно-прикладном искусстве (изделия из слоновой кости, металла, художественные ткани, перегородчатые эмали), архитектуре, в военном деле оказали значительное влияние на дальнейшее развитие культуры Западной Европы и Киевской Руси. Да и жизнь современного общества невозможно представить без византийского влияния. Иногда Константинополь называют «золотым мостом» между Западом и Востоком. Это верно, но ещё правильнее считать державу ромеев «золотым мостом» между древностью и Новым временем.

ЮСТИНИАН I

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во франции прочно установилась атмосфера братства
Пришлось поплатиться в битве при фарсале 9 августа 48 г
Оставшиеся в живых горемычные крестоносцы-бедняки вернулись в константинополь

Но стремление короля к объединению италии постоянно наталкивалось на железную волю наполеона

сайт копирайтеров Евгений