Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

няет всё ещё действующие карательные законы Суллы и Помпея и даёт жителям ряда провинций права римского гражданства. Чтобы привлечь на свою сторону плебс и всадников, Цезарь увеличил раздачи хлеба и частично отменил долги.
Уладив дела в Риме, Цезарь поспешил в Грецию, где находился Помпей. Первое, неудачное для Цезаря, сражение состоялось при Диррахии. Войска консула бежали. Сам Цезарь, пытаясь остановить удирающих солдат, едва не был убит знаменосцем, замахнувшимся на него древком. Положение было настолько критическим, что, как сказал сам Цезарь, «война могла бы быть сегодня окончена полной победой, если б враг имел во главе человека, умеющего побеждать». Увы, Помпей не был таким человеком и не сумел воспользоваться своим преимуществом. За что ему и пришлось поплатиться в битве при Фарсале 9 августа 48 г. до н. э., когда Цезарь с вдвое меньшей армией наголову разбил войска противника. Помпей пал духом настолько, что «походил на человека, лишённого рассудка» (Плутарх) и бежал в Египет. Цезарь же после победы начал подчинять себе Грецию и Малую Азию.
Победа Цезаря была уже настолько очевидна, что двум его легионам сдался без боя весь помпеянский флот под командованием Кассия. Установив свой порядок в Азии, Цезарь наконец обратил внимание на отсутствие Помпея и поспешил за ним в Египет. Однако коварные египтяне уже поняли, на чьей стороне сила, и преподнесли Цезарю кровавый подарок — голову его врага.
Разгром Помпея при Фарсале, его бесславная смерть, а также буйство плебса на улицах Рима (толпа разбила статуи Суллы и Помпея) склонили наконец-то упрямый сенат на сторону Цезаря. Расщедрившиеся сенаторы провозгласили его бессрочным диктатором и дали ему права без ограничений распоряжаться судьбой римских граждан. Подумав, сенат даже даровал Цезарю — вот уж от души! — право на будущий триумф в будущей войне против Нумидии.
Но Цезарь, вместо того чтобы спешить в столь благосклонно настроенный к нему Рим, застрял в Египте и занялся улаживанием дел о престолонаследии между красавицей Клеопатрой и её братом Птолемеем. Это, по вполне законным причинам, вызвало недовольство египтян в Александрии, которое переросло в восстание против римлян. В возникшем пожаре сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь вынужден был вплавь покинуть царский дворец. Римляне сидели в осаде до подхода подкреплений из Азии. Наконец всё было улажено, и Клеопатра с помощью римских мечей заняла трон, однако Египет теперь находился под римским покровительством. Цезарь, очарованный Клеопатрой, пробыл в Александрии девять месяцев, бросив все государственные и военные дела.
Однако положение в Риме и провинциях заставило его вернуться к суровой действительности. Возникла угроза консолидации помпеянцев в Африке, Иллирике и Испании. Сын парфянского царя
Митридата Фарнак отвоевал Понт и грозился отобрать у Рима Малую Азию. В Италии тоже было неспокойно — бунтовали даже ветераны Цезаря. Против Фарнака Цезарь выступил сам и 2 августа 47 г. до н. э. разбил его, послав в Рим короткое сообщение о столь лёгкой победе: «Пришёл. Увидел. Победил». («Veni. Vedi. Vici».) В Испании же и Иллирике с успехом справились его легаты.
В сентябре 47 г. до н. э. Цезарь наконец прибыл в Рим, где одним своим присутствием успокоил все волнения. Достаточно ему было обратиться к своим солдатам не «воины», а «граждане», чтобы они тут же просили простить их и взять с собой на войну.
Возвратившись в Рим, Цезарь, как бы навёрстывая упущенное (ведь от триумфа в 60 г. до н. э. он отказался), справил четверной триумф: Галльский, Фарнакский, Египетский и Нумидийский. Перед колесницей триумфатора шли его победоносные легионы, в цепях проходили знатные пленники: Вирцингеторикс — поверженный вождь галлов, Арсиноя — мятежная сестра Клеопатры, маленький сын царя Юбы. Несли захваченные знамёна и военную добычу. Общая стоимость захваченных сокровищ равнялась 65 тыс. талантов (талант — денежная единица в Древней Греции и Древнем Риме). Среди них было 2822 золотых венка весом около 8 т, подаренных Цезарю различными правительствами и городами. А посередине всего этого великолепия четыре раза проехал сам триумфатор, высокий, с мужественным лицом, одетый в белую тунику, расшитую узором из пальмовых листьев, и пурпурную вышитую тогу. Его колесницу сопровождали ликторы, трубачи и сенаторы. И четыре раза раб держал над его головой высшую награду — золотой венок триумфатора (corona triumphalis).
При раздаче добычи не был забыт ни один житель Рима. 22 тыс. столов с угощением ожидало граждан. Зрелища и игры, в которых участвовали пехота, конница и даже боевые слоны, потрясли римлян.
Казалось, теперь ничто не мешало Цезарю насладиться полнотой власти. Он является пожизненным диктатором. К его имени прибавляется титул «император», который становится частью имени (Imperator Gaius Iulius Caesar). Он получает почётное звание Отца Отечества (Parens Patriae) и Освободителя (Liberator). Цезаря регулярно избирают консулом. Ему оказывают почти царские почести. Его родовым именем называют месяц, в котором он родился, — июль. В его честь строят храмы, его изображения ставят среди богов. Клятва именем Цезаря становится обязательной в судах.
Имея такие огромные полномочия, Цезарь проводит ряд важных реформ: расширяет сенат и увеличивает число магистратов за счёт своих легионеров, тем самым ослабляя власть и сената, и магистратур. Он проводит аграрную реформу и разрабатывает новый кодекс законов («Lex Iulia de vi et de majestate»). Цезарь реформирует календарь, чтобы прекратить политические махинации за счёт споров об исчислении времени (см. ст. «Древний Рим»). Этот календарь с тех пор называется юлиан-
178

ским. У Цезаря огромные планы на будущее: построить новый театр, храм Марса, открыть греческие и римские библиотеки, усмирить даков и парфян. Однако этим планам не суждено было осуществиться.
Несмотря на политику clementia, которую неуклонно проводит Цезарь, против его власти зреет недовольство. Цезарь простил и вернул бывших помпеянцев. Ещё после битвы при Фарсале он сжёг всю корреспонденцию Помпея, демонстрируя, что его не интересует, кто поддерживал его противника, и объявил, что каждый обратившийся к нему получит прощение. Однако подобное милосердие окончилось для него плохо.
По Риму начали распространяться слухи о том, что Цезарь стремится стать царём, что он скоро перенесёт столицу из Рима в Малую Азию. Многие обойдённые чинами и званиями, а также те, кто искренне опасался за Римскую республику, составили заговор, в котором было задействовано около 60 человек. Достигший вершин власти и могущества божественный Юлий вдруг оказался в политической изоляции.
15 марта (знаменитые «мартовские иды») 44 г. до н. э. Цезарь в сенате был убит заговорщиками, которых возглавляли бывшие помпеянцы — Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин, а также бывший
цезарианец Децим Юний Брут. 23 раны были нанесены всесильному диктатору бросившимися к нему заговорщиками, которые в суете перекалечили и друг друга. И лишь одна рана оказалась смертельной. Но Рим после устранения Цезаря не мог повернуть назад, и все усилия заговорщиков вернуть старую республику оказались напрасными. Вскоре и сами они погибли (см. ст. «Древний Рим»).
Цезарь был одной из самых значительных фигур в истории Рима. Именно с него начинает свои первые шаги Римская империя, которая просуществовала ещё пять веков.
Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Цезаря из рода Юлиев, который иногда с удивительным легкомыслием совершал безрассудства, но с непостижимой твёрдостью шёл к вершинам власти. Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее милосердие. Именно таким, а не надменным каменным изваянием и воплощённым сводом законов, предстаёт перед нами Гай Юлий Цезарь — писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много сумевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках.

РАБСТВО В АНТИЧНОСТИ

В древней Греции и Риме деление общества на свободных людей и рабов было закономерно. Однако понимание того, что такое рабство, менялось. Первоначально раб не считался вещью, но был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же садился за стол. Глава семейства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай — никто не имел права обращаться с ним изуверски. (Историки называют такое рабство патриархальным.)
Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился полноправным членом общины. Именно об этом мечтал свинопас Эвмей — раб Одиссея. Один из немногих его рабов, он сохранил верность господину во время его странствий.
Иная система рабства утвердилась в Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени родственные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — античный полис, экономика которого была немыслима без труда рабов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии, других местностей. Чтобы не возникло впечатление, что свободные люди вовсе перестали трудиться, не стоит забывать, что вольные крестьяне и рабы всегда
сосуществовали. В это время на раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собственностью господина. Такое рабство называют классическим. Оно окончательно оформилось в Древнем Риме. Господин мог дать рабу любую работу, продать, жестоко наказать и даже убить — никто не был ему судьёй, т. к. остальные владельцы рабов поступали точно так же.
Если невольник убивал господина, то в таком случае полагалось казнить всех рабов, находившихся в доме, — одних по подозрению в соучастии, других за то, что не помешали преступнику. Однако вот свидетельство римского автора Плиния Младшего: «Никто не может чувствовать себя спокойно потому, что он снисходителен и мягок: господ уничтожают не по суду над ними, а по склонности к преступлениям».
Большинство рабов не имело собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастерской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хозяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это было необходимо — лечил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и добросовестных. В глазах рабов даже обычная похвала
179

значила много, не говоря о лучшей еде и одежде. Представление об отношении рабовладельцев к рабам мы можем получить из поэмы Гомера «Одиссея»:
Раб нерадив: не принудь господин
повелением строгим
К делу его, за работу он сам
не возьмется с охотой:
Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевс истребляет.
Рабы стоили дорого. В Афинах их цена в зависимости от пола, возраста, способностей и физического состояния колебалась от 120 до 220 драхм. (Ежедневный прожиточный минимум афинской семьи из 3—4 человек составлял половину драхмы.) Во-первых, это означало, что раба берегли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодным для владельца. Во-вторых, содержать большое количество рабов — до 1000 — могли только очень богатые люди. У зажиточных граждан было не более полусотни рабов, включая домашнюю прислугу, а люди среднего достатка имели 10—15 невольников. Общее число рабов быстро увеличивалось, но не могло быть больше определённого оптимального предела. Во времена Александра Великого, например, на 30 тыс. свободных жителей Афин приходилось 100 тыс. рабов.
В эпоху классического рабства главным стимулом принуждения раба к труду были не плети и кандалы. Добросовестной работой и преданностью господину можно было заслужить свободу и сделаться вольноотпущенником. В Греции это означало получение прав гражданина.
Многие рабы были домашними слугами. У входа в богатый дом пришедших встречал раб-привратник. Другой раб лил хозяину воду на руки перед едой, разувал его (за трапезой греки возлежали на ложе) и омывал ему ноги. Во время пирушек молодые и красивые невольники развлекали гостей музыкой и танцами. Рабыни прислуживали госпоже, могли исполнять обязанности кормилиц. Часто рабы занимались ремёслами: плотницким, оружейным, кожевенным.
Были и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраняли порядок на улицах, сторожили государственные склады и заведовали архивами. Их положение считалось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жалованье. Наиболее расторопные делали головокружительную карьеру. С негодованием афиняне вспоминали раба Никомаха, которому сами поручили навести порядок в законах — отменить устаревшие и противоречивые. Обманным путём Никомах продлил срок своих полномочий с 4 месяцев до 6 лет с ежедневной оплатой, а за это время успел избавиться от позорного рабского статуса, стать гражданином Афин и даже... прослыть законодателем.
Были среди рабов и врачи, переписчики книг, библиотекари, секретари, актёры и певцы. Как правило, рабы занимались и воспитанием детей. По-гречески «педагог» означало «водитель детей», и должность педагога имела прочно закрепившийся за ней рабский статус. Бывший раб Эпиктет (около 50—130 гг. н. э.) стал одним из крупнейших философов своего времени. Познав тяготы жизни у жестокого хозяина-самодура и обретя свободу, он учил людей быть внутренне свободными — стоически исполнять свой долг, невзирая на трудности, и не бояться ни бедности, ни тяжкого труда.
«Элиту» составляли рабы — управляющие поместьями (вилики). Они стоили целого состояния: знали толк в сельском хозяйстве, распоряжались работавшими в поместье невольниками, и даже пускали в оборот хозяйственные средства, чтобы получить дополнительную прибыль.
В Спарте сложился особый тип рабства, отличный от того, который был в Афинах. Целый народ Мессении — области полуострова Пелопоннес — был порабощён воинственными пришельцами. Местные жители стали называться илотами. Они продолжали жить в своих селениях и трудиться на той же земле, которая теперь принадлежала спартиатам. Каждая семья илотов должна была содержать поработителя, отдавая ему часть урожая. Илоты сохраняли остатки самоуправления, однако были совершенно бесправны, и их жизнью распоряжались граждане-спартиаты. Таким образом, Спартанское государство состояло из двух замкнутых, строго разграниченных и вместе с тем тесно связанных классов: свободных и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, воинов и земледельцев. Когда нарушилось строгое разделение труда, государство спартиатов погибло. Из этого примера понятно, что такое рабство и какое значение оно имело для своего времени.
Греки обосновали разделение людей на свободных и рабов. «Очевидно, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Римляне как люди практического склада разработали целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» даётся заповедь рабовладельцу: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем следуют скрупулёзные расчёты: сколько нужно рабу одежды на год, каковы размеры казармы для жилья, количество в ней матрасов и одеял. Хорошо работающий раб получает 1,5 кг хлеба и 0,7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль — столько, сколько съедал свободный крестьянин. Разработана и система наказаний. «Раб должен или работать, или спать», — считал Катон.
Почему в эпоху распространения рабства в Римской империи не появилось сложных устройств, облегчающих физический труд? Может быть, незаинтересованному в своём труде и недобросовестному рабу нельзя было доверить механизм? Отчасти это верно, но причины этого лежат глубже. Можно ска-
180

зать, что до введения техники дело просто не дошло. Хозяйство с применением рабского труда было выгодно до тех пор, пока оставалось небольшим поместьем. Его владелец никогда особо не стремился вводить технические новшества — если бы он поступил так, его хозяйство перестало бы окупаться. Даже в самом «рыночном» хозяйстве часть продуктов использовалась в «натуральном» виде — «съедалась» внутри его, т. е. оно было необходимо не только для «делания денег», но и для пропитания. Современных совхозов или ферм в то время не существовало.
В первые века нашей эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства-латифундии. Здесь рабский труд стал малопроизводителен. Раб не оправдывал даже расходов на своё содержание. Способ повышения производительности рабского труда заключался в том, что хозяин латифундии выделял рабу дом, участок земли, необходимый инвентарь, позволял иметь семью. За это раб ежегодно расплачивался частью урожая. На тех же правах в латифундиях трудились свободные крестьяне, потерявшие землю. Таким образом, разница между крестьянами и рабами стиралась. Они превращались в зависимых земледельцев, и называли их колонами. Эта картина начинала напоминать феодальную эпоху.
В это время законы о рабстве в Римской империи становятся гуманнее. Господин не мог убить непокорного раба. Он мог наказать его только через суд, а чрезмерно жестокое и оскорбительное обращение с рабами даже каралось. Государство запрещало разъединять семьи рабов, а со временем признало законными браки свободных с рабами.
Римская история знала драматические восстания рабов, эпицентром которых был остров Сицилия. Здесь в силу природных условий стало возможным создание крупных плантаций, на которых трудились целые армии рабов. Жестокие условия существования с большей лёгкостью могли вызвать бунт, заставить рабов взять в руки то оружие, которое было им доступно. Однако «лицо» этих восстаний определяли не они, а свободные крестьяне, ущемлённые в своих земельных правах. В то время как рабы были движимы в первую очередь чувством мести, мелкие землевладельцы проявляли недовольство существующим порядком. Именно под их влиянием Спартак — предводитель наиболее известного восстания 73—71 гг. до н. э. — принял решение идти на Рим, чтобы захватить власть и поровну наделить землёй всех нуждавшихся. Но очевидно, что не восстания сокрушили рабство, — оно выродилось как экономическая система.

РИМСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДИНАСТИИ

Время правления трёх императорских династий — Юлиев-Клавдиев, Флавиев и Антонинов — это время становления в Риме монархической власти и постепенного превращения Рима-полиса в территориальную монархию. Оба процесса завершились к началу II в. н. э. При Антонинах, правление которых начинается с 96 г. н. э., город Рим — это столица огромной Средиземноморской державы с миллионным разноплемённым населением, отражавшим космополитический характер римского государства этого времени. Это был «золотой век» в истории народов, населявших Римскую империю, время наибольшего внешнеполитического могущества и внутреннего процветания. Но путь к нему оказался долгим и трудным.
Провинции буквально с самого начала установления в Риме режима принципата ощутили на себе благотворное влияние новой политической системы. Но римскому обществу, особенно старой аристократии, пришлось пережить кошмар жестокого террора и диких сумасбродств императоров династии Юлиев-Клавдиев, наследников Октавиана Августа.
Результатом политики Августа стало создание в Риме сложной политической системы, в которой сосуществовали в противоречивом единстве элементы полисно-республиканского и монархического строя. Этот двойственный характер режима раннего принципата тяжело отразился на жизни римского общества I века н. э. Наследником Августа, умершего в 14 г., стал его приёмный сын Тиберий Клавдий Нерон. Он был опытным администратором и полководцем, но обладал тяжёлым и скрытным характером. Тиберий происходил из очень древнего и знатного патрицианского рода Клавдиев и в полной мере унаследовал присущие его представителям крутой нрав и глубокий аристократизм. Август не любил своего пасынка и только под давлением обстоятельств согласился на его усыновление и признание своим наследником.
Умный и образованный человек, поклонник философии стоиков, Тиберий, придя к власти, надеялся гармонично соединить традиции аристократической республики с единоличной властью принцепса. При нём были значительно расширены полномочия сената, бывшего в республиканский пе-
181

 

история древнего рима
1.    Территория Римской Республики к 264 г. до н. э.
2.    Основные направления римских завоеваний.
3.    Завоевания Римской республики с середины III в. до н. э.
4.    Завоевания Римской республики к 30 г. до н. э.
5.    Завоевания Римской республики с 30 г. до н. э.
6.    Границы Римской империи при наибольшем расширении
в начале II в. н. э. (при Траяне).
7    Территории, зависимые от Римской империи.
8.    Места размещения основных лагерей римских войск в
покорённых странах.
9.    Крупнейшие рынки рабов.
10.  Основные районы восстаний рабов и покорённых
народов.
11. Римские пограничные укрепления.
12. Раннехристианские общины.

история древнего рима
Статуя Августа.
Мрамор. Конец I в. до н. э.
Вилла Ливия в Прима Порта.
риод оплотом политического господства римской аристократии. Народное собрание было практически отстранено от управления государством и продолжало существовать лишь как формальная инстанция для утверждения принятых сенатом и принцепсом постановлений. По утверждению римского биографа Светония, Тиберий в своей почтительности и вежливости по отношению к сенату переходил почти все принятые границы. В первые годы своего правления Тиберий постоянно присутствовал на заседаниях сената, где обсуждались все важнейшие государственные дела.
Попытка Тиберия сделать сенат опорой власти принцепса при сохранении в нём преимущественного положения старой знати потерпела крах. Неспособность сената к деятельному сотрудничеству была вызвана борьбой различных группировок внутри него и, главное, зависимостью от воли принцепса. Но Тиберий упорно не желал считаться с реальностью. Его раздражали угодливость и чрезмерная лесть сенаторов, которых он убеждал, что он не господин, а слуга сената. Однако при этом принцепс удерживал в своих руках все рычаги давления на него.
Введённая Тиберием практика судебного преследования за оскорбительные высказывания в адрес божественного Августа, принцепса и членов его семьи по закону об оскорблении величия полностью деморализовала римскую знать и создала обстановку доносительской горячки в римском обществе. Доносчики (деляторы) награждались досрочным получением высшей магистратуры, обогащались за счёт получения 25% конфискованного имущества обвиняемого.
Следуя политике Августа, Тиберий сохранял преимущественное положение Рима и Италии по отношению к другим частям империи и не предоставлял провинциалам прав римского гражданства. Но беспощадному разграблению провинций во времена сенатской республики Тиберий противопоставил новый стиль управления, сформулированный в его заявлении, что он хочет, чтобы «его овец стригли, а не сдирали с них шкуру».
Потеряв всякую надежду на осуществление идеальной модели принципата, Тиберий в 26 г. навсегда уезжает из Рима и поселяется на острове Капри, передоверив руководство государственными делами своему фавориту, префекту преторианских когорт (начальнику личной охраны принцепса) Луцию Элию Сеяну. Сеяна называют «злым гением» императора Тиберия. По мнению античных и многих современных историков, именно он был повинен в том, что принципат Тиберия выродился в жестокую тиранию. Римский историк Тацит утверждает, что, задумав захватить верховную власть в государстве,
история древнего рима
Тиберий. Голова статуи.
Бронза 14-37 гг. н. э.
Неаполь. Национальный музей.
183

Сеян уничтожил всех законных наследников императора и с помощью закона об оскорблении величия расправился с враждебными ему сенаторами. Однако Тиберий всецело доверял своему любимцу и, возможно, даже собирался сделать его своим наследником. Сеяну уже совсем немного недоставало для достижения желанной цели, когда в 31 г. он вдруг был обвинён Тиберием в заговоре против императора и казнён. По версии античных писателей, причиной столь неожиданного поворота событий стало то, что Тиберию сообщили об убийстве Сеяном в 23 г. его сына Друза (ранее считалось, что он умер от болезни).

После казни Сеяна Тиберий впал в меланхолию и все последующие годы до самой своей смерти в 37 г. с невероятной жестокостью преследовал всех подозреваемых в близости к бывшему фавориту. В римском обществе сложилась столь нездоровая обстановка, что многие сенаторы кончали жизнь самоубийством; даже близкий друг Тиберия Кокций Нерва, проживший рядом с принцепсом все годы на Капри, не выдержал напряжения и покончил с собой. Смерть Тиберия 16 марта 37 г. была встречена в Риме с радостью.

история древнего рима
Калигула. Бронза. 37—41 гг. н. э.
Цюрих. Частная коллекция.
18 марта 37 г. сенат при всеобщем ликовании народа вручил полномочия принцепса внуку Тиберия Гаю Цезарю Августу Германику, по прозвищу Калигула (Сапожок). Первые мероприятия молодого принцепса (ему было 25 лет, когда он пришёл к власти) были встречены с одобрением. Он обещал править в согласии с сенатом и под его руководством, а также прекратить действие закона об оскорблении величия. В Риме были возобновлены в небывалых масштабах любимые народом представления: гладиаторские бои и травли зверей, которые почти совершенно прекратились при Тиберии. Праздничный угар, однако, закончился довольно
быстро. Через несколько месяцев принцепс заболел. После выздоровления Гай Калигула решительно порывает с римскими традициями предков, охранителями которых объявляли себя принцепсы Август и Тиберий. Увлечение гладиаторскими и цирковыми играми перерастает в желание самому принять в них участие. И вот римское общество видит своего принцепса, первого гражданина великой империи, сражающимся на сцене амфитеатра гладиатором и возницей на цирковой арене. По римским понятиям, выступать на сцене и арене цирка — это удел рабов, преступников или вольноотпущенников, т. е. людей с ущербным социальным статусом. Полноправный гражданин, тем более глава государства, не имел права опускаться до занятий такого рода.
Ещё большее изумление вызывала религиозная политика Калигулы. Он объявил себя живым божеством и, стоя в храме между статуями богов, принимал подобающие богу почести от посетителей или «беседовал» с самим Юпитером Капитолийским. В обществе заговорили о сумасшествии принцепса. Оснований для такого вывода было, с точки зрения современников Калигулы, более чем достаточно. Принцепс, казалось, задался целью доказать всему роду человеческому, что для него нет ничего невозможного. Безумные траты на зрелища, пиры, раздачи подарков, бессмысленные, но грандиозные постройки, опустошив совершенно казну, сменились не менее безумной налоговой политикой для её пополнения. Возобновились судебные процессы об оскорблении величия, единственной целью которых часто была конфискация имущества обвиняемого.
Трудно сказать, что определяло поведение Гая Калигулы, — болезнь или совершенно иное, чем у его предшественников, понимание власти принцепса: не первый гражданин, а господин, по отношению к которому все, от простолюдина до высокопоставленного сенатора, — рабы. «Мне можно всё в отношении всех», — утверждал Калигула и доказывал это на деле. Если Тиберий переходил все принятые границы в своём почтении к сенату, то Калигула ещё более безгранично унижал его. По утверждению Светония, он даже хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата. В 39 г. Гай Цезарь Калигула издал эдикт, в котором объявил о своей враждебности сенату и отказе сотрудничать с ним. Римская знать восприняла это как узурпацию власти и установление режима тирании в Риме. Она ответила на новый политический курс принцепса серией заговоров. 24 января 41 г. Гай Калигула был убит. Впечатление, произведённое его правлением на римское общество, оказалось столь сильным, что на созванном консулами заседании сената заговорили о восстановлении республики. Но пока в сенате спорили о политическом устройстве государства, преторианцы и римский народ уже решили этот вопрос. Окружив курию, толпа скандировала имя нового императора. Им оказался дядя Калигулы Клавдий.
Избрание Клавдия (Тиберий Клавдий Нерон Гер-
184

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Германский император
Средневековый крестьЯнин жизнь крестьян в средние века была суровой

Римляне продвинулись на один шаг дальше греков
Наполеон их

сайт копирайтеров Евгений