Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

и презрение разом- что лишний раз подтверждает общее правило,
почти не знающее исключений. Во всей Европе пастух всегда был
человеком особенным. Часто его считают «вестником душ», посредником
между мертвыми и живыми, способным общаться с потусторонним
миром, иногда обладающим вторым зрением (на юге Франции говорят
un armier). Не то, чтобы пастух был колдуном, владел искусством
черной магии,- хотя при случае его могут обвинить и в «сношениях
с дьяволом» "', но он несомненно обладает необыкновенной силой,
таинственной, пугающей властью. Еще немного, и его бы прокляли.

Последуй мы за другими проводниками, мы могли бы полюбоваться
перегоном овец на летние пастбища в Провансальских Альпах, описан-
ном Терезой Склафер "^ или вместе с Мари Морон """, которая жила
в горах бок о бок с пастухами, восхититься их поэтичной жизнью, или
отправиться, как это совсем недавно, в 1978 году, сделала Анн-Мари
Бризбарр, в Центральный Массив и подняться по склонам Эгуаля, по
широкой тропе для перегона стад, именуемой Маржерид "*.

Трудное ромсдение научного мсивотноводства. Начиная с середины
XVIII века французские ученые резко осуждают традиционное ското-
водство. Они пытаются навязать скотоводам, которых считают невеже-
ственными и ограниченными людьми, английский тип селекции путем
скрещивания местных пород с племенным скотом других кровей. Эти
опыты иногда бывали удачными. Например, в Нижнем Мене в XIX веке
поголовье скота явно улучшается ""^.

Но крестьяне упорно сопротивляются новшествам. Вдобавок зачас-
тую во втором или в третьем поколении животные вырождаются и про-
исходит возвращение к местным породам. Жители Нормандии около
1860 года еще думают, как поступить: продолжать ли разводить мест-
ную «котантенскую» породу коров, дающих по 100 килограммов масла,
попытаться ли улучшить ее, скрестив с английской породой из Дарема
или попросту заменить последней ^. То же касается черно-белых «мор-
бианских» коров """ и, тем более, коров «шаролезских», которые, благо-
даря цепи последовательных улучшений, превратились в породу, из-
вестную нынче во всем мире.

Монархическое правительство, со своей стороны, начиная с XVII
века, неустанно заботилось о развитии всех видов скотоводства. В 1665
году Кольбер создал конные заводы. Верно ли, что коннозаводческой
деятельности положила конец Французская революция? Именно так
еще в феврале 1833 года утверждало Королевское академическое общес-

III. Скот, внноградники, зерно, лес                        83

тво департамента Нижняя Луара "°. Члены его считали организацию
современных им государственных конных заводов «порочной» и сожа-
лели об исчезновении в Пуату прежних конных заводов, тех, которые
существовали до 1789 года. Восстание в Вандее привело к исчезновению
«английских, андалузских, арабских, лимузенских, нормандских и гол-
штинских жеребцов» "". Даже если предположить, что это обвинение
имело под собой основания, стоит ли обобщать? Не всякому мнению
провинциальной академии следует верить.

Однако не подлежит сомнению, что долгие и похвальные усилия
привели к появлению в конце XVIII века першеронской лошади,
которую сразу стали охотно покупать для перевозки грузов, а также
булонской лошади, тотчас завоевавшей неменьшую популярность.
Сходным образом для разведения в Бургундии и других местах ис-
панских мериносовых овец в Рамбуйе в 1786 году была создана
образцовая овчарня. Она чудом уцелела в бурные годы Революции
и Империи и после 1815 года, в первые же годы Реставрации, добилась
замечательных успехов. Но времени на это потребовалось немало.
Да и убедить нерешительных и консервативных крестьян в преиму-
ществах новой породы было не так уж легко.

Но всегда ли были неправы крестьяне, предпочитая известные
породы, давно приспособившиеся к их нуждам? По мнению Жака
Мюлье ^, традиционное скотоводство подчинялось «опыту народной
мудрости». Это доказывает тот факт, что, несмотря на постоянный обмен
между краями «родильными» и краями «кормильными», о котором мы
говорили, породы с четко выраженными признаками, приспособленные
к местным условиям жизни и нуждам, продолжают существовать. В го-
рах Монтань-Нуар разводят низкорослых коров, которые, несмотря на
свои размеры, могут тащить соху, повозку или телегу, а также обеспечи-
вают своих хозяев молоком, маслом, сыром. Зачем здесь большие быки,
как в Пуату или предгорьях Пиренеев, где роскошные упряжки пашут
плодородные лангедокские земли? Недаром порода коров, которую
называют «тарантезской», или «таринской» и характеризуют как «хоро-
шо переносящую резкую смену погоды, голод и усталость», «типична
для Альп» ^'. Действительно, «родильные» края удовлетворяют спрос
своих потенциальных покупателей. Они держат стадо коров той поро-
ды, которая лучше всего подходит для нужд местности, которую они
обеспечивают скотом, оставляя среди потомства какого-нибудь бычка на
племя и нисколько не заботясь об улучшении породы. В конечном счете
всякий «родильный» край специализировался на какой-то одной породе
для какой-то одной области, жители которой к нему и обращались.

84                    Глава третья. Сельские инфраструктуры

Между тем скотоводам, наоборот, предлагают останавливать свой
выбор на таких быках-производителях, которые способны усовершен-
ствовать породу. А это мешает им торговать по старинке. Скотоводов
побуждают добиваться «чистокровности», подтвержденной официаль-
ной родословной, эту чистокровность гарантирующей. Цель: произвести
отбор и обеспечить передачу количественных рекордов, то есть вывести
такие породы, которым предстоит вытеснить другие породы, потому что
они дают больше мяса, молока, масла, шерсти или, как, например,
в случае со свиньями, дают больше мяса, чем сала...

Отметим, что разведение породистых животных по-настоящему раз-
вернулось у нас во Франции только в конце пятидесятых годов нашего
столетия, с появлением искусственного осеменения. Стало легко выбрать
несколько пород, имеющих самые высокие показатели, чтобы разводить
их повсеместно. Однако недавно генетики заметили, что «распростране-
ние нескольких наиболее продуктивных в настоящих экономических
условиях пород и исчезновение сотен других» грозит резким истощением
генофонда. Таким образом, уменьшение «внутреннего и межпородного
разнообразия» со временем может ухудшить качественные характерис-
тики имеющегося скота, поэтому ученые пошли на попятный и охраня-
ют исчезающие породы ""'.

Разумеется, традиционное скотоводство функционирует нормально
лишь там, где имеются необходимые ему естественные ресурсы, которые
крестьяне могут использовать без особого труда. Единственная отрасль
животноводства, которой противопоказана беспечность,- та особая
отрасль, которую породил спрос парижского и - шире - городского
населения на высококачественное жирное мясо. Этот спрос способство-
вал созданию в Лимузене и других областях, в частности, в Нормандии,
промышленного откорма рогатого скота для богатых клиентов. В Лиму-
зене в XVIII веке существовал сложный, научный способ откорма.
Выбирали более молодых животных, чем обычно, как правило шести-
леток. «Поскольку в рабочем скоте недостатка нет, то, когда нужны
деньги, хозяева охотно продают быков среднего возраста» ^. В кантоне
Шабануа скот, предназначенный для откорма, днем отпускали пастись,
но на ночь загоняли в стойло. Когда не хватало травы, его кормили
сеном, а в пойло добавляли ореховый хлеб (жмыхи, разведенные в теп-
лой воде). Этих привилегированных животных выгоняли на пастбище
только в хорошую погоду. В воду, которой их поили в хлеву, подмеши-
вали ржаную или ячменную муку. Подстилка у них была плотная
и сухая. Такой же заботой, таким же вниманием, я бы сказал, такой же
роскошью животные были окружены в соседнем кантоне Помпадур, где

III. Скот, виноградники, зерно, лес                        85

также откармливали великолепных быков, отпуская их пастись до
праздника всех святых, после которого уже не выпускали из хлева
и кормили месивом из каштановой муки и разных злаков.

Обыкновенно этих отборных животных продавали в конце поста,
чтобы отпраздновать разговенье; стоили они дорого. Однако чем бы ни
кормили скот (а кормили его в разных лимузенских кантонах, даже
расположенных по соседству, по-разному), доходы от животноводства
были невелики. Барыш, как сообщает нам длинный документ 1791 года,
подробно описывающий откорм скота, едва покрывает расходы на
дополнительное питание: «Купив [быка] за 200 ливров, его продают
после откорма за 300, [но] барыш [за вычетом затрат] составляет от 60
до 70 ливров» ^\

Скотоводство вызывало порой забавные нарекания, которые лиш-
ний раз подчеркивают огромную разницу между севером и югом
Франции. У каждой области, как мы уже говорили, своя специализация:
животных, которыми изобилует один край, в другом краю не сыщешь.
Бедный Артур Юнг! Он так огорчался, что не может найти чашку
молока между Тулоном и Каином! А Пиго-Лебрен, мало известный
как путешественник, посетив в 1827 году Оранж, писал: «В оранжской
мясной лавке столько же говядины, сколько оливковых деревьев на
землях Сибири. Здесь есть только вкусные маленькие барашки, мясо
которых подают во всех видах. Здесь, как во всей Франции, едят
суп, но суп этот также сварен на бараньем бульоне. Зубчик чеснока
отбивает запах баранины. Молоко здесь пьют овечье; из него же
делают масло и сыр. Провансальцы словно бы знать не знают, что
Ной когда-то взял в свой ковчег быка и корову» ^. Нельзя не улыб-

нуться, читая эти слова.

Чем момсно объяснить любопытную историю французского коневод-
ства? Говоря о лимузенских быках, предназначенных для откорма,
я восславил спрос, словно он автоматически влечет за собой предложе-
ние. Французской армии постоянно требовались лошади, но спрос на
чистокровных животных удовлетворялся, как правило, за границей.
Для начала я готов согласиться с объяснением, какое дает этому фено-
мену Жак Мюлье (объяснением верным, но недостаточным). По мнению
Мюлье, некогда, в далекую эпоху феодализма и даже еще раньше, во
Франции существовали чистокровные кони, родившиеся и выросшие на
французской земле, но королевская власть постепенно разрушила эту
традицию. Короли хотели сломить дворян как политическую силу,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

16 августа эскадра овладела замком сент маргерит
Со всей францией
Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 1 городов
Но вые инциденты на рынках
Дело меняющийся рельеф заставляет забыть о повторя емости этих элементов провансальского пейзажа

сайт копирайтеров Евгений