Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В середине 1 в. до н.э. в пылу ожесточенной междуусобной
борьбы за власть иудейские правители обратились к Помпею с прось-
бой о помощи. Римские войска вторглись в Палестину, захватили
Иерусалим и храм Яхве и превратили Иудею в зависимую от Рима
страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов
храма Яхве, позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной
жизни и внутреннего управления, римляне назначали в Иудею ца-
рями своих ставленников. Таким <царем Иудеи> был уроженец со-
седней с Иудеей области - Идумеи - Ирод, управлявший страной
под контролем римского легата Сирии и особого уполномоченного
(<прокуратора Иудеи>) во время правления Августа.

Масса иудейского населения испытывала двойной гнет - как от
римских наместников, так и от своих собственных угнетателей, ко-
торые жили в постоянных усобицах и борьбе за власть. Кроме того,
жрецы и учителя <закона> смотрели с презрением на массу земле-
дельцев и дали ее представителям кличку - <амхаарец> (народ
земли). В свою очередь сельские жители и ремесленники ненавидели
представителей знати и <законоучителей>, которых они стали назы-
вать <фарисеями>. Постепенно в Иудее сложились три религиозно-
политические группировки - высшая жреческая знать, из которой
комплектовался синедрион и выбирались, вернее, назначались рим-
лянами верховные жрецы иерусалимского храма, - <первосвящен-
ники>, называемые саддукеи; низшее жречество - учителя и толкова-
тели <закона>, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных
правил, обрядов и церемоний, - фарисеи и сектанты, жившие в осо-
бых поселениях в пустынных местах, занимавшие оппозиционную
по отношению к жреческой знати и фарисеям позицию, - ессены.
О жизни и обычаях ессенов сообщает Иосиф Флавий. Он пишет, что
<... они признают бессмертие души и считают стремление к справед-
ливости высшей целью... это наилучшие люди, которые всецело от-
даются земледельческому труду... имущество у них общее, и богач
пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк... Они
не имеют ни жен, ни рабов... Живя сами по себе, они услуживают
Друг другу. Для заведывания доходами и произведениями почвы они

38

е помощью голосования избирают наиболее достойных лиц... послед-
ние и должны заботиться о доставке хлеба и других припасов...> '.

В конце сороковых годов текущего столетия археологи открыли
остатки поселения ессенов поблизости от северного берега Мертвого
моря и полностью подтвердили рассказ Иосифа Флавия о быте ессе-
нов. Кроме того, в пещерах побережья Мертвого моря было обна-
ружено много древних рукописей, названных по высыхающей речке
Вади-Кумран <кумранские документы>. В пещерах Кумрана, кроме
отдельных библейских сочинений, были найдены различные поуче-
ния и толкования (комментарии) на книги древних пророков, а
также аллегорические произведения, призывавшие верующих к борь-
бе с врагами. К таким произведениям относится трактат о <Войне
сынов света с сынами тьмы>. Был найден и устав общины ессенов.

Среди иудеев Палестины и других областей Восточного Среди-
земноморья существовали и другие секты - назареи и терапевты, ко-
торые, подобно ессенам, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не
признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским
жречеством.

Среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины,
широкую популярность приобрели философские идеи уроженца
Александрии Египетской-Филона (ок. 20 г. дон.э.-54 г.н.э.).
В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклекти-
ческому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеа-
лизма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными дог-
мами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов
и книг Биб.лии.

Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей
человека действительности является <сущий> (бог Яхве) - недо-
ступный человеческому познанию и обладающий мудростью и все-
могуществом. Он творец окружающего человека чувственного мира,
который существует и развивается по воле своего творца. Божество
наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих
бестелесных вестников (<ангелов>). Высшим из этих посланцев <су-
щего> является-<логос> (божественное слово), который-<сын
божий>. Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмерт-
ную душу, заключенную в теле, и само тело, <душа> деятельна, а
материя тела - бездеятельна и косна. В теле все худшее, что тянет
человека к грубому, материальному миру, в душе все лучшее, что
помогает человеку приблизиться к <сущему> путем доведения своей
веры до экстаза. Филон проповедывал <подражание> божеству пу-
тем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очи-
щения.

Характеризуя историческое значение философии Филона, Ф. Эн-
гельс писал: <Многочисленные дошедшие до нас сочинения.

' Иосиф Флавни. Древности, кн. XVIII, гл. 1,5.

383

приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегори-
чески и рационалистически понятых еврейских преданий с грече-
ской, а именно, стоической, философией> *.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

В середине 1 в.н.э. Римская империя пережила тяжелый поли-
тический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и же-
стокую гражданскую войну 68-69 гг.н. э.

Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее
и других восточных провинциях Империи. Восстания против рим-
лян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно,
но в 66 г. восстание охватило всю страну. Повстанцы, изгнав и
уничтожив римские отряды в Иерусалиме и других местностях Па-
лестины, обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых
распространялись пророческие сочинения о близком <конце мира>,
о приходе <агнца> (<мессии>), который уничтожит господство злых
и установит <тысячелетнее царство бога> в Иерусалиме. Одно из
сочинений подобного типа, написанное в начале 69 г.н. э., сохрани-
лось и вошло в число <священных> книг христианской религиозной
литературы под названием <Апокалипсиса Иоанна>.

Однако после отчаянной борьбы римские легионы сломили со-
противление иудейских повстанцев. Иерусалим был взят штурмом
и сожжен. Восстание было подавлено. Подавлены были восстания и
в других провинциях Римской империи. Многие тысячи иудейских
пленных, в том числе и различных сектантов, были проданы в раб-
ство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований
(73 г.н. э.).

Большинство переселенцев осело в богатых торговых городах
Малой Азии, но некоторые из иудейских беженцев поселились в
Греции, Македонии, Италии и самом Риме.

Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность
надежд на появление <мессии> вызвали среди масс угнетенного на-
селения провинций чувство глубокого разочарования, стремление
найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. <...Во всех классах
должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись
в материальном освобождении, искали взамен него освобождения
духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного
отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия,
ни школа Эпикура... Утешение должно было выступить именно в
религиозной форме...> ^

Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей
новых религиозных учений. <Не только Палестина, но и весь Во-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако спартак сумел по плетен ным из ивняка лестницам спустить своих бойцов по отвесной скале
Император феодосии ii приказал соединить отдель ные сборники законов в единый свод lt
Занятые сельскохозяйственным производством свободных хозяйства
14 мамуралии праздник ковки щитов в честь бога марса
Весьма существенным для понимания древнеримской истории были историко философские работы итальянца империи большое

сайт копирайтеров Евгений