Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

изменения в законы. С этого времени и появляются утверждения
римских юристов: <что угодно императору, то имеет силу закона>,
и что сам император <законами не связан>. Эти положения позво-
лили римским юристам <создать самое гнусное государственное
право, какое когда-либо существовало...> ^

Во II в.н. э. появились специальные юридические школы, для
которых талантливый юрист Гай подготовил сборник <Институций> -
краткий учебник частного права и ведения судебных процессов.

В III в. над уточнением законодательства и уничтожением раз-
ницы между правом римских граждан и остального населения Импе-
рии работали выдающиеся юристы и государственные деятели Рим-
ской империи-Папиниан (погибший в 212 г.н. э.), Ульпиан и
Павел.

В IV в. появились компилятивные сборники - <Дигесты>, в кото-
рых комментировались различные законы в целях приспособления
их к действию в изменившихся условиях. В это время юристы уже
были не авторами новых законов, а лишь императорскими чиновни-
ками, применявшими механически ссылки на высказывания выдаю-
щихся юристов прошлого.

В начале V в. император Феодосии II приказал соединить отдель-
ные сборники законов в единый свод - <Кодекс>.

Столетие спустя, при императоре Юстиниане в 533 г., были обна-
родованы два сборника законов, выбранных и отредактированных на
основании сочинений римских юристов II в.н.э.- <Собранное>
(<Все вмещающее>), разделенные на 50 книг и получившие обяза-
тельную силу. В следующем 534 г. появился новый свод законов
с добавлениями и уточнениями. Этот свод законов и получил назва-
ние - <Свод гражданского права>.

Римские правовые нормы были столь гибкими, что их можно
было применить в любой общественной системе, построенной на ос-
нове частной собственности и эксплуатации одних людей другими.

Римское право с его непревзойденной по точности разработкой
всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев
явилось, по словам Ф. Энгельса, <наиболее совершенной формой
права, покоящегося на частной собственности> ^

' К. M арк с, Ф. Э п г е ль с. Соч., т. 19, стр. 312.
^ См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 412.

Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и
последующие императоры считали поддержание древнеримской ре-
лигии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного
жреца города Рима и римского государства. Август и его преемники
установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили
за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпу-
скали средства на содержание жречества. Они лично как верховные
жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являв-
шихся обязательными для римских граждан.

Однако уже в 1 в. до н.э. в высших слоях римского общества
относились весьма скептически к древним наивным представлениям
о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в осо-
бенности на различные формы гаданий, смотрели как на бессмыс-
ленные формальности.

Не внесло изменения в отношение к религии населения города
Рима и установление новых культов - почитания <гения> импера-
торов, объявлявшихся после смерти <божественными^, и почитания
богини Ромы как божественной покровительницы всей римской дер-
жавы. О скептическом отношении к культу почивших императоров

378

можно судить по сатирической поэме Сенеки <Аполокинтозис>, вы-
смеивавшей объявление <божественным> императора Клавдия.

Представители высших слоев римского общества 1 в.н.э. все
больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и
к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трак-
татах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия
<К самому себе>. Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неиз-
менен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах ху-
дожников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому
истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение
ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним
благам, огорчаться в несчастий. Счастье заключается в спокойствии
духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом!

Подобное философское учение как нельзя более подходило рабо-
владельческой знати Римской империи. Оно призывало к терпели-
вости низшие слои общества, угнетаемые римскими и местными ра-
бовладельцами. Однако мировоззрение стоицизма было чуждо ог-
ромному большинству населения Римской империи.

Среди масс городского и сельского плебса Италии, и, особенно,
провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники
киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рва-
ным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя ки-
нической философии бродили по городам и селениям, выступая с
обличительными речами против богатых и знатных. Киники учили,
что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по-
настоящему может быть лишь тот, кто. сведет до минимума свои
потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни.
Зачастую речи киников, в которых они нападали на знать, вызывали
неудовольствие носителей власти, что еще более усиливало симпа-
тии к ним народных масс.

Наиболее популярны в Римской империи были культы богов
<спасителей>, о которых их последователи рассказывали, что они
победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бес-
смертие в <загробном> мире. Тяжкое положение большинства сво-
бодной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения его
в земной жизни, заставляли их искать надежду и утешение в иллю-
зорных религиозных учениях о загробной жизни <бессмертной ду-
Bte>, о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В руках римлян оставался только укрепленный капитолий
Голосовал в народном собрании
Наладил работу народных собраний
Жизнь римского военного u государственного деятелягая юлия цезаря483ок
После смерти адриана тит аврелий антонин был про возглашен императором под именем антонина пия армению провинции

сайт копирайтеров Евгений