Пиши и продавай! |
Англосаксы оказались восприимчивы к знаниям. Имя одного из англосаксонских монахов — Беды Достопочтенного (672—735) — в числе самых знаменитых ученых европейского средневековья. Благодаря своей обширной «Церковной истории англов» он считается первым английским историком. Ему принадлежит также множество сочинений по богословию, медицине, астрономии, арифметике, грамматике, философии. Именно Беде, авторитетности его трудов мы обязаны тем, что ведем счет лет «от Рождества Христова». Беда поддержал мнение одного монаха VI в., вычислившего, что Иисус якобы родился в 753 г. после основания Рима. Именно от этой даты мы до сих пор и отсчитываем: первый год нашей эры, десятый век нашей эры, двухтысячный год... Вопросы1. Найдите на карте все географические названия, упомянутые в тексте. Бриттский историк Ненний (VIII в.) о появлении саксов в БританииВ Британии царствовал тогда Гвортигирн и, пока царствовал, трепетал пред пиктами и скоттами... Между тем прибыли три циулы (Циула — большая лодка, ладья.) с находящимися на них изгнанниками из Германии, среди коих были два брата, Хоре и Хенгист... Гвортигирн принял их благосклонно и отдал им во владение остров (в Кенте), который на их языке называется Танет, а на языке бриттов — Руим... Саксонский историк Видукинд Корвейский (Х в.) о появлении саксов в БританииИ вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы, прибывшие к саксам, заявили: «Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить бриттов без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с нашими врагами, то знайте, какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести». Наши праотцы ответили на это кратко: «Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут с ними в равной мере и в их беде, и в их удачах». Из инструкции, данной папой Григорием I Великим Августину, отправляющемуся в АнглиюХрамы идолов в этой стране вовсе не следует разрушать, но ограничиваться только истреблением одних идолов. Пусть окропят такие храмы святой водой, построят алтари и поместят мощи (Мощи — сохранившиеся останки святых.), ибо если эти храмы хорошо отстроены, то полезнее просто обратить их от служения демонам на служение истинному Богу. Сам народ, видя свои храмы неразрушенными и изъяв из сердца заблуждения, будет тем охотнее стекаться в местах, к которым издавна привык, познавая и поклоняясь при том истинному Богу. И так как язычники имеют обычай приносить в жертву демонам многочисленных быков, то необходимо им заменить и это каким-нибудь торжеством в дни памяти или рождения святых мучеников, которых мощи положены там. Пусть народ строит себе из древесных ветвей шалаши около церквей... и празднует такие дни религиозною трапезой... Когда им будет обеспечено материальное довольство, они легче воспримут и радость духовную. Англосаксонское стихотворение, посвященное руинам римского городаКаменная диковина — великанов работа. Рок разрушил. Ограда кирпичная. Пали стропила; башни осыпаются; украдены врат забрала, мороз на известке, щели в дощатых — в щепки изгрызены крыши временем; скрыты в могилах, земью взяты зодчие искусные — на века они канули пока не минет сто поколений смертных; стены красно-кирпичные видели, серо-мшаные, держав крушенья; под вихрями выстояли; рухнули высокосводчатые... дух созидательный людей подвигнул; камни окованы кольцами железными, стянуты сутугой столпы и стены. Был изобильный город, бани многие; крыши крутоверхие; крики воинские, пенье в переполненных пиршественных палатах; — судьбы всесильные все переменили: смерти несметные, мор явился, гибель настигала могучих всюду; стогны опустели, стены распались, город сгибнул; в могилу — дружина, в землю — зодчие; разор и разруха, и падает черепица кирпично-красная с кровель сводчатых; и вот — развалины, кучи камня, где сверкали прежде золотом властные, латами ратники знатные, хмельные казной любовались, камениями и серебром, имением драгоценным, мужи дружинные, жемчугом самоцветным, гордые, этим городом в богатой державе. Были каменные покои; и рекою вливались воды в купель кипучие; кирпичной оградой, стенами обставленный источник горячий бил в тех банях, что было удобно...Вопросы1. Сравните версии Ненния и Видукинда Корвейского о появлении саксов в Британии. Составьте таблицу, содержащую ответы на вопросы: как появились саксы в Британии? с какой целью прибыли саксы? кто первый нарушил взятые обязательства? как вели себя бритты, и т.п.? Не забудьте отметить и то, что в обоих текстах сходно. Основав новую религию, Мухаммад распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммад был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммаду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы. Вопросы1. Справедливо ли утверждение, что ислам родился в среде арабов-кочевников? Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням...Когда Измаил, сын Авраама, — да благословит их Бог! — поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания. Из КоранаИз суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки. Хадисы пророка МухаммадаХадисы — высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы — это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое. Вопросы1. Определите по отрывку из Корана, какие христианские представления об Иисусе Христе и богородице мусульмане разделяют. § 13. Мир исламаМусульманские завоеванияПосле смерти Мухаммада во главе мусульманского государства стали ближайшие сподвижники пророка, избранные на собраниях наиболее авторитетных и знатных мусульман. Эти правители именовались по-арабски халифами. Первыми четырьмя халифами (так называемые "праведные халифы") были Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие друг за другом в 632—661 гг. После объединения Аравии в единое государство арабы обращают свои взоры на Византию и Иран. Византийцы с тревогой наблюдали за усилением арабов и враждебно встретили мусульман, видя в их религии лишь новое еретическое учение. Воинственные же арабы жаждали подтвердить правоту своей веры победой на поле битвы. Они начали завоевание византийских земель, а также владений Иранской державы, государи которой (шахи) также враждовали с мусульманами. Арабская конница во второй половине VII в. невероятно быстро отвоевала у Византии огромные территории: Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку. В конце VII в. арабы захватили и остров Сицилию. На востоке мусульмане, нанеся поражение иранским шахам, дошли до границ Китая. Мусульмане и христианеОтношение мусульман к покоренным христианским народам все раннее средневековье было скорее дружественным, чем враждебным. Конечно, в мусульманской державе у приверженцев ислама были преимущества по сравнению с немусульманами, однако христиане и иудеи находились как бы под покровительством властей. Во главе христианских общин оставались главы местной церкви (патриархи, епископы). Христианские общины пользовались самоуправлением и собственными судами. Мусульмане хотели, чтобы христиане жили и решали споры между собой по законам собственной религии. Иноверцы нередко служили у мусульманских владык советниками, врачами и переводчиками. Свет знанияАрабы, пришедшие в древние культурные области Передней Азии, первое время выглядели варварами по сравнению с греками, евреями, сирийцами и персами. Однако очень скоро они впитали мудрость этих народов и создали новую, блестящую культуру. Мусульмане переводили много греческих и персидских сочинений на арабский язык, ставший вскоре языком ученых. В начале IX в. при дворе халифа Мамуна была создана целая переводческая школа (Байт ул-хикма, или Дом мудрости). Здесь переводили сочинения греческих мыслителей по всем областям знания. Арабская ученость вскоре достигла небывалых высот. Особенно развито было богословие, алгебра, астрономия, медицина и химия. Мусульмане создали науку о языке (предшественницу современной лингвистики). Они много сделали в области географии и картографии. Географические сочинения писались не только для купцов, чтобы облегчить им поиск выгодных рынков, но и из чистой любознательности. Со?рементая цивилизация восприняла от мусульман многие открытия в мореходстве, военном и торговом деле. Искусство житьБытовая культура мусульман отличалась утонченностью и изысканностью. Некоторые ее стороны впоследствии переняли и европейцы. ЛитератураМусульманская литература создавалась первоначально на арабском языке, а с X в. — и на персидском. Большого изящества, строгости и разнообразия форм достигла мусульманская поэзия. Жанры поэзии были весьма многочисленны: эпические сказания (повествования о легендарных героях), любовная лирика, религиозная поэзия, придворная поэзия восхвалений и т. д. Очень любили мусульмане короткие поучительные рассказы. Многие писатели достигли большого мастерства в этом жанре. Всемирно известны мусульманские (арабские и персидские) сказки, как, например, «Тысяча и одна ночь», а также персидский эпос «Шахнамэ» и "Книга царей"). ИскусствоШироко распространено заблуждение, что мусульманская религия запрещала изображать какие-либо живые существа. Это не так. Религия запрещала изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг. К книгам делались многокрасочные иллюстрации, изображавшие людей и зверей. Текст обрамлялся сложными узорами. Однако главным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия. т. е. искусство красиво писать. Если христиане считали самым священным из изображении икону, образ Божий, то мусульмане более всего почитали образ Слова Божиего, изображенное Слово. Достижения мусульман в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков, каждый из которых использовался в зависимости от содержания переписываемого текста. Разнообразные надписи (по большей части — коранические айаты) покрывали мусульманские храмы как внутри, так и снаружи. Посуда, дорогие ткани, оружие украшались мудрыми стихами и священными словами. Казалось, весь мир мусульман расписан славословиями Богу. Развитию каллиграфии способствовало то обстоятельство, что в это искусство внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии. Ведь все они, на каких бы языках ни говорили, пользовались арабской письменностью. Вопросы1. Подумайте, почему византийцы (а также персы) посчитали, что возникновение мощного арабского государства в Аравии нанесет им ущерб. Из анонимной сирийской хроники (XIII в.) о вступлении халифа Умара в Иерусалим в 637 г.Умар прибыл в Иерусалим, сидя на верблюде, под ним было положено покрывало, с одной стороны была положена мука ячменная, а с другой стороны — финики, сосуд с водой... Когда он достиг города, вышли к нему главы города, один из них араб Абу Гуайдад, другой — епископ Софроний. Они установили договор и клятвы, а он написал им грамоту, как они просили по их обычаям и законам. Во всей Палестине они дали слово и клятвы, чтобы евреи не жили в Иерусалиме(Евреи были изгнаны из Иерусалима римлянами в 135 г. Халиф Умар все же разрешил евреям вернуться в Иерусалим.) Когда договор был написан и подтвержден, вступил царь Умар в Иерусалим. Он приказал построить на месте храма Соломона святилище, или дом молитвы, арабов. Увидел епископ Софроний, что царь Умар надевал грязные одежды, он принес ему одежду и плащ и просил его, чтобы он их принял от него, и весьма настаивал. Но Умар не пожелал их принять, говоря: «Мне не должно принимать от кого-либо что-либо». Дело в том, что Умар постоянно делал из листьев пальм опахала и отдавал их, чтобы их продавали, и за счет этого одевался. И трудом рук своих он питался. Когда епископ очень упрашивал его, он сказал: «По твоей просьбе и потому, что я люблю твое достоинство (т.е. «весьма почитаю тебя»), сделай мне милость, разреши мне надеть их, пока ты возьмешь эти мои одежды и отдашь их выстирать. Затем, ты вернешь их, когда ты возьмешь свои.» Он сделал так. Когда выстирали одежды царя, он вновь надел их и вернул епископу его (одежды). Немного пожив в Иерусалиме, Умар вернулся в Ясриб, свой город. Из стихов Абу-л-Ала ал-Маари, великого арабского поэта-слепца (XI в.)Человек — что луна, чуть свеченье достигнет предела., Начинает истаивать белое лунное тело. Люди — что урожай снятый, он возрождается в поле И, волнуясь, как прежде, сдается жнецу поневоле Не на пользу ли нам, расточения вечное диво? Мускус благоуханней, растертый рукой терпеливой.* * * Звезды мрака ночного — живые они или нет? Может быть, и разумны, и чувствуют собственный свет? Говорят «Воздаяние ждет за могилой людей». Говорят и другое: «Мы сгинем, как злаки полей». Я же вам говорю: совершайте благие дела, Не бегите добра, сторонитесь неправды и зла. Мне воочию видно пред тем как начать переход, Покаянные слезы душа истомленная льет. Наши души заржавели в наших телах, как мечи, Но вернется их блеск, столь же яркий, как звезды в ночи.Из «Жизнеописания святых» Фарид ад-Дина Аттара, иранского суфия (Суфиями мусульмане называли отшельников и аскетов) и поэта (XIII в.) О суфии Малике Динаре |
|
|
|