Пиши и продавай! |
Рассказывают, что Малик поспорил с безбожником. Спорили долго, каждый говорил, что правда на его стороне. Они договорились взяться за руки и положить руки в огонь, и слова того, чья рука сгорит, окажутся ложью. Сунули руки в огонь — ни одна из них не загорелась, а огонь погас. Они сказали: каждый из нас прав, Малик вернулся домой унылым, упал ничком и воззвал к Господу: семьдесят лет я иду по пути веры, и это для того, чтобы сравняться с безбожником. Он услышал голос: того не знаешь, что руке безбожника помогла твоя рука. Сунул бы в огонь только его руку — тогда бы увидел. Из «Гулистана» ("Цветника роз") персидского сочинителя Сзади (XIII в.)Увидел Гален (Гален (ок. 130—230 гг. н. з.) — прославленный древнеримский врач.), как один невежда, схватив за ворот ученого, обращается с ним грубо. Воскликнул он: «Будь он (действительно) мудрым, его беседа с невеждой никогда бы до этого не дошла». Из «Книги путей и стран» Ибн Хордадбеха, арабского географа (IX в.) о средневековых археологахМы посетили в Египте одну из малых пирамид с Абу Абдаллахом ал-Васити, секретарем Ахмада ибн Тулуна. С нами были рабочие. Мы увидели, что пирамида занимает площадь равную загону для 10 верблюдов. Выламывая (кладку), мы стали продвигаться внутрь нее. Разобрали первый слой из камня и пришли к сыпучим пескам, затем прокопали второй слой и подошли к третьему слою, где обнаружили проем; прокопали третий слой и вошли в помещение площадью сорок на сорок локтей. Там были четыре ниши в сторону киблы (Кибла — ниша в мечетях, указывающая направление к Каабе.), востока, запада и юга, каждая с дверью, замурованной камнями. Мы разобрали восточную дверь и обнаружили там кувшин из оникса... похожий по виду на кабана и заполненный мумией. Затем мы разобрали западный и южный входы и обнаружили в каждой из (открывшихся комнат) то же, что нашли в восточной, но только формы кувшинов - были разными. В этих помещениях было 360 статуй людей, похожих на безбожников. Вопросы1. Кем был автор отрывка о взятии мусульманами Иерусалима — христианином, иудеем или мусульманином? 5. Какое будущее ожидало потомков упомянутого в отрывке графа Парижского ? § 17. Святы ли иконыПровозглашение Карлом Великим Франкской империи было немалой дерзостью. Ведь единственным государем, который имел право на императорский титул, был ромейский василевс. Но Византия переживала тогда трудные времена и не могла всерьез воспротивиться намерениям Карла. Извне на Ромейскую державу наступали арабы. Внутри империю сотрясали распри между иконоборцами и иконопочитателями. Греческий огоньВо второй половине VII в. византийцы навсегда теряют Сирию, Палестину, Египет и северную Африку, уступив их мусульманам. Теперь арабы постоянно вторгаются в малоазийские провинции империи, атакуют они и островные владения византийцев в Средиземном море. Остановить арабов удается только василевсу Льву III Исавру (717— 741). Лев Исавр был незнатного происхождения, но славился как искусный полководец. Не успел он взойти на престол, как арабы осадили Константинополь с моря и суши. Византийцы разгромили арабский флот, применив очень мощное оружие — греческий огонь. ИконоборчествоВ правление Льва III Исавра среди византийских христиан возобладало учение, которое отвергало почитание святых икон — иконоборчество. Македонская династияНовое усиление Византии связано с императорами Македонской династии. Основатель династии — император Василий I (867—886). Византийская дипломатияБез помощи хитроумной дипломатии византийцам вряд ли удалось бы отбиться от своих врагов. В Византии существовало особое ведомство «иностранных дел», в котором служили профессиональные дипломаты — василики, и переводчики со всевозможных языков. Вопросы1. Почему арабы так легко завоевали Сирию и Египет, но не смогли отнять у Византии Малую Азию? Из «Истории» Никифора, патриарха Константинополя о преследовании иконопочитателей при Льве IIIГоворят, что император (Лев III), услышав о землетрясении и извержении вулкана на одном из островов недалеко от Крита, счел это свидетельством Божиего гнева и старался угадать, какова же причина этого. Поэтому-то он и восстал против благочестия и святых икон, замышляя их низвержение, ибо полагал по невежеству, что будто бы от водружения икон и от поклонения им произошло страшное знамение. И начал он учить народ собственным догматам. Многие, впрочем, горько оплакивали оскорбление церкви. Именно поэтому жители Эллады и Кикладских островов, отвергая неблагочестие, ополчились на императора. Собрав многочисленный флот, они поставили над собою императором некоего человека по имени Косьма и прибыли к царственному городу. Жители города, сразившиеся с ними, подожгли многие из кораблей вокруг Косьмы. Видя поражение, (мятежники) побежали к (своему) императору. Один из его архонтов, по имени Агаллиан, увидев это и отчаявшись в собственном спасении, предал себя вместе с войском (морской) пучине. Косьма же и другой (мятежник), Стефан, были схвачены и обезглавлены... Из законов императора Романа I (934)...Пусть никто впредь из высших и низших чинов гражданских, военных и церковных... не осмеливается вступить посредством покупки, дара или каким другим путем в какое-либо селение или деревню, покупая его земли в целом или хотя бы даже частью... Злоупотребление властью со стороны таких лиц, являющихся в села с многочисленной челядью, рабами и всякого рода спутниками, не только увеличивает тяготы бедных и ведет за собою восстания, преследования, барщину, притеснения, вымогательства, но служит к непосредственному и немалому государственному ущербу и вреду. Потому что именно крестьянское землевладение удовлетворяет двум существенным государственным потребностям, внося казенные подати и исполняя воинскую повинность. То и другое должно будет сократиться, если сократится число крестьян. Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара, о приеме во дворце василевса (949)В Константинополе к императорскому дворцу непосредственно примыкает зала изумительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата. Император Константин велел привести ее в порядок для приема прибывших одновременно со мной послов испанского халифа и Лиутфреда, богатого купца из Майнца, который тогда был послан германским императором. Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. Я оперся на плечи двух евнухов и так был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ни страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некоторыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины. Он не произнес ни слова, а если бы и хотел произнести, то такое нарушение церемониала считалось бы в высшей степени неприличным. О жизни и здоровье Беренгара меня спросил логофет (Логофет — один из важнейших чинов при константинопольском дворе.). Ответив ему по обычаю, я покинул залу аудиенции и отправился назад в свою гостиницу. Византийский император и писатель Константин Порфирородный (Порфирородный — родившийся в Порфире, особом покое в императорском дворце, где обычно разрешались от бремени императрицы. Слово «порфира» означает пурпур или же ткань, окрашенную в пурпурный — «царский» — цвет. Поэтому Константина Порфирородного часто называют Багрянородным.) (908—959) о ромейской дипломатииЯ полагаю весьма полезным для василевса ромеев искать мира с народом печенегов, заключать с ними дружественные соглашения и договоры, посылать отсюда к ним каждый год посланника-апокрисиария с подобающими и подходящими для (этого) народа дарами и забирать оттуда заложников и (печенежских) послов. Пока василевс ромеев находится в мире с печенегами, ни русы, ни тюрки не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и богатств, (ибо они) побоятся, что василевс употребит силу этого народа (печенегов) против них, когда они выступят на ромеев. Печенеги, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю русов и тюрок, уводить в рабство их ясен и детей и разорять их землю... Вопросы1. Кажется ли вам правдоподобным объяснение патриарха. Никифора причин иконоборчества императора Льва III? § 18. Между двух мировОгромное пространство между двумя крупнейшими державами раннего средневековья — империей Карла Великого и Византией — было занято варварскими племенами славян. Вторжения славян в ВизантиюВ конце V в. начинаются вторжения южных славян в Византийскую империю через ее дунайскую границу. Императору Юстиниану удалось остановить славян и не допустить их на Балканы. Для этого он выстроил по дунайской границе множество крепостей. Однако южные славяне становились все более грозной силой. В последующие века они не только отвоевали у Византии северные области Балканского полуострова, но и большими группами расселились в центральной и южной частях Балкан, в сердце Византии. От этих славянских племен произошли южно-славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др. Княжество Само?Первым славянским государством историки нередко называют княжество Само на земле нынешней Чехии и Моравии. Сведения о нем крайне скудны и неопределенны. В скупых словах хронист сообщает, что некий человек по имени Само сплотил славянские племена и поднял их на борьбу сначала с аварами, а затем и с франками. В 627 г. Само избрали князем, и он правил 35 лет. По-видимому, сразу после его смерти созданное им государство распалось. Скорее всего, это было еще не настоящее государство, а неустойчивый союз племен. Не вполне ясно, был ли Само славянином. По некоторым сведениям, он родом франк, по какой-то причине покинувший родину. Второе крупное политическое образование у славян возникло в том же веке, но уже на юге. Первое Болгарское царство VII—XI вв.В 681 г. хан Аспарух из тюркского племени болгар, переселившегося незадолго до того из Поволжья на Дунай, объединил придунайских славян и создал мощное государство, так называемое Первое Болгарское царство. Очень скоро пришлые тюрки растворились среди многочисленных славян, название же «болгары» перешло к славянскому народу. Соседство с Византией весьма способствовало их культурному развитию. В 864 г. царь Борис принял от византийцев христианство. Константинопольский патриарх не настаивал, чтобы языком богослужения и христианской литературы в Болгарии был непременно греческий. Поэтому вся христианская литература переводилась с греческого языка на славянский, понятный и знатным и простым болгарам. Древнеболгарская литература расцвела в царствование Симеона, сына Бориса. Царь всячески поощрял богословов, поэтов, историков, писавших на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий. Великая МоравияЦерковь объявляла греховным |
|
|
|