Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась. Рядовые готы не понимали, почему они должны считаться с жителями завоеванной ими страны, как этого хотел их король. И среди римлян хватало недовольных тем, что в Италии хозяйничают германцы, что бывшие граждане империи, покорившей чуть ли не весь мир, теперь лишены права носить оружие. Одни с тоской грезили о славе Рима, о доблести его легионов, другие надеялись на то, что византийский император вспомнит об Италии и освободит ее от владычества варваров. Недоверие, подозрительность между готами и римлянами со временем не ослабевали, а усиливались, и разница в вере сыграла тут далеко не последнюю роль. Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций.
Боэция называют иногда «последним римлянином». Он был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того, Боэций стал широко известным философом, писателем, автором учебников по музыке, арифметике, логике, переводчиком сочинений греческих мыслителей на латынь. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет! Творчество Боэция стало как бы завещанием угасающей античной культуры.
Теодорих сначала чрезвычайно ценил Боэция не только как философа, но и как политика, доверял ему важнейшие посты в королевстве. В последние несколько лет жизни Боэций был, как мы бы сказали, первым министром Теодориха. Но, поверив доносу, король немедленно заключил былого любимца в тюрьму, а вскоре приказал казнить. Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией».
В тюрьму к Боэцию словно бы явилась сама Философия, которой он был предан всю жизнь, в виде прекрасной и величественной женщины. Она беседует с Боэцием о жизни и смерти, о справедливости и удаче, о том, правит ли миром зло или все же добро сильнее... И в этих долгих разговорах отчаяние и обида уступают в душе Боэция место спокойствию и мужеству... Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией» в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...

Гибель остготского королевства

Престарелый Теодорих всего на год пережил Боэция. После смерти короля, заслужившего у потомков прозвище Великого, о нем было сложено множество песен, прославляющих его мудрость и доблесть. Но основанное им королевство продержалось лишь тридцать лет. Среди преемников Теодориха начались ссоры. Тогда византийский император Юстиниан решил разгромить остготов и подчинить Италию своей власти. Он послал большое войско под командой лучшего полководца Велисария, но война с храбро сопротивлявшимися готами затянулась на много лет. Только в 555 г. — ровно через тридцать лет после казни Боэция — Византия окончательно справилась с остготским королевством. Италия снова была под властью императора — теперь уже восточного. Но торжество Византии было недолгим.
С севера на Италию обрушились новые германские племена. Римляне прозвали их «лангобардами» — «длиннобородыми». Они были, пожалуй, самыми устрашающими из всех, кого повидала за последние полтора века Италия. Про лангобардов говорили, что они «дикие более страшной дикостью, чем обычно бывает дикость германцев». Страна подверглась страшному разгрому. Новое лангобардское королевство занимало почти всю Северную Италию. Там только Равенна осталась за Византией, как и островки в Адриатическом море, на которых впоследствии выросла Венеция. В руках Византии по-прежнему находился и крайний юг Италии, а Рим был под властью папы.
Гробница Теодориха в Равенне
Гробница Теодориха в Равенне

Вопросы

1. Составьте список завоевателей (союзов племен и их вождей), сменявших друг друга в Италии в эпоху Великого переселения народов.
2. Чем отличался Теодорих от германских вождей, о которых шла речь в § 1 учебника? Только ли отношением к Риму?
3. Что вам известно о римском сенате?
4. Почему Боэция прозвали «последним римлянином»?
5. Иногда «последним римлянином» называют и полководца Аэция, о котором говорилось в § 4. Что же общего у военачальника Аэция и философа Боэция (кроме созвучия в именах, конечно)?

6. В чем, по-вашему, был прав Теодорих, а в чем заключаются его ошибки (или преступления)? Какие аргументы вы нашли бы, чтобы оправдать Теодориха перед «судом истории»? А какие — чтобы обвинить?

Иордан о том, как Теодорих отправился отвоевывать Италию у Одоакра

Но вот Теодорих, состоя в союзе с империей Зенона и наслаждаясь всеми благами в столице, прослышал, что племя его... живет не совсем благополучно и не в полном достатке. Тогда он избрал по испытанному обычаю своего племени: лучше трудом снискивать пропитание, чем самому в бездействии пользоваться благами от Римской империи, а людям — прозябать в жалком состоянии. Рассудив сам с собою таким образом, он сказал императору: «Хотя нам, состоящим на службе империи вашей, ни в чем нет недостатка, однако, если благочестие ваше удостоит меня, да выслушает оно благосклонно о желании сердца моего». Когда ему с обычным дружелюбием была предоставлена возможность говорить, он сказал: «Гесперийская сторона («Гесперия» означает «Запад». Греки называли «Гесперийской стороною» Италию.), которая недавно управлялась властью предшественников ваших, и город тот — глава и владыка мира — почему носятся они, как по волнам, подчиняясь тирании короля торкилингов и рогов?(Здесь подразумевается Одоакр и его варварское войско.) Пошли меня с племенем моим, и если повелишь,— и здесь освободишь себя от тяжести издержек, и там, буде с помощью Господней я одержу победу, слава благочестия твоего воссияет.
Полезно же,— если останусь победителем,— чтобы королевством этим по вашему дарению владел я, слуга ваш и сын, а не тот, неведомый вам, который готов утеснить сенат ваш тираническим игом, а часть государства вашего — рабством пленения. Если смогу победить, буду владеть вашим даянием, вашей благостыней; если окажусь побежденным, благочестие ваше ничего не потеряет, но даже, как мы говорили, выиграет расходы (на содержание племени остготов)».
Хотя император с горечью отнесся к его уходу, тем не менее, услышав эти слова и не желая опечаливать его, подтвердил то, чего он добивался, и отпустил, обогащенного многими дарами, поручая ему сенат и народ римский.

Из «Утешения философией» Северина Боэция

О мой питомец, разве могу я покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое! Ведь не в обычае философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы? Неужели ты сейчас впервые почувствовал, что при дурных нравах мудрость подвергается опасности? Разве в древние времена, еще до века нашего Платона, я не сталкивалась часто с глупостью и безрассудством в великой битве? А при его жизни учитель его Сократ разве не с моей помощью добился победы над несправедливой смертью?.. Если бы ты не знал ни о бегстве Анаксагора, ни о яде, выпитом Сократом, так как все это было в чужих краях, то ты мог слышать о... Сенеке... воспоминания о котором не столь давни и широко известны. Их привело к гибели не что иное, как то, что они, воспитанные в моих обычаях и наставлениях, своими поступками резко отличались от дурных людей. Поэтому не должно вызывать удивления то, что в житейском море нас треплют бури, нас, которым в наибольшей мере свойственно вызывать недовольство наихудших людей. Их воинство, хотя и многочисленно, заслуживает презрения, так как оно не управляется каким-либо вождем, но влекомо лишь опрометчивым заблуждением и безудержным неистовством. Если же кто-нибудь, выставляя против нас войско, оказывается сильнее, наша предводительница стягивает своих защитников в крепость, а врагам же достаются для расхищения лишь не имеющие ценности вещи. А мы сверху со смехом взираем на то, как они хватают презреннейшие из вещей, а нас от этого неистового наступления защищает и ограждает такой вал, который атакующие воины глупости не могут даже надеяться преодолеть.

Вопросы

1. Сильно ли опечалился император Зенон, узнав, что Теодорих со своим племенем собирается идти на Запад?
2. Какие выгоды от завоевания Италии обещал Теодорих Зенону и что он ждал для себя самого? В чем Теодорих, вероятно, был искренен, а в чем он лукавил?
3. Что вы помните о судьбе Сократа, Анаксагора и Сенеки? Почему именно о них вспоминает Философия в беседе с Боэцием?
4. Как вы думаете, что это за «не имеющие ценности вещи», которые «достаются для расхищения», и что это за вал, который не могут даже надеяться преодолеть «атакующие воины глупости»?

§ 7. Франки и их король Хлодвиг

Варвары, которые умели бриться

В страшной битве на Каталаунских полях против полчищ Аттилы сражалось и племя франков. Франки славились своим воинским мастерством. Особенно боялись враги боевых топориков (или секир) франков, которые они с невероятной силой и меткостью бросали в цель. Жили франки сначала вдоль нижнего течения Рейна на границе с римской Галлией. Может, из-за столь близкого соседства с галло-римлянами франки даже внешне заметно отличались от многих других германцев. Все франки носили одежду из ткани, а не из звериных шкур, как было принято, например, у готов или лангобардов. Кроме того, что уж совсем необычно, франки стриглись и брили бороды. Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.
Перстень-печать короля Хильдерика отца Хлодвига
Перстень-печать короля Хильдерика отца Хлодвига

Рождение франкского королевства

В конце V в. все франкские племена объединил под своей властью Хлодвиг из рода Меровея. Действуя где хитростью, где жестокостью, он устранил всех других франкских вождей и стал править один. Особое уважение соплеменников снискал Хлодвиг своей удачливостью в сражениях — ему удалось разбить в 486 г. римского наместника, правившего Галлией, и создать на месте этой провинции Римской империи свое королевство.
Королевская династия, основанная Хлодвигом, называется династией Меровйнгов в честь легендарного предка первого короля. Меровинги правили во Франкском королевстве до середины VIII в.
Путь от вождя варварского племени до короля большой страны не прост, не легок. Хлодвигу пришлось преодолевать сопротивление собственных соплеменников, многие из которых видели в его возвышении нарушение вековых обычаев и прав свободных франков. «Не слишком ли много власти забрал себе наш вождь?» — ворчали они.
Вождю сравнительно немногочисленных завоевателей-франков надо было также налаживать отношения с местным населением — галло-римлянами. И Хлодвиг нашел прекрасное решение.

Крещение Хлодвига

Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником, Хлодвиг в 498 г. первым из всех варварских вождей принял христианство не в арианском варианте, а по римскому образцу. Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки.
«Склони свою гордую выю,— сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, — сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!» Многие франки не одобряли решения Хлодвига переменить веру, но боялись своего короля. Зато римляне были очень довольны. «Ваша вера, — писал один из них Хлодвигу,— это наша победа!»
Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более не был он образцовым христианином. Но поступок его оказался очень мудрым. С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ — их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры.
Сцена крещения. Миниатюра (IX в.)
Сцена крещения. Миниатюра (IX в.)
Самому же Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископата. Но Хлодвиг, возможно, догадывался еще об одном преимуществе новой религии. Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников. Подобного не было в верованиях древних германцев. Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками.
Держава Меровингов
Держава Меровингов


Обычное право
Либо Хлодвиг, либо один из его ближайших потомков приказал записать древние законы франков. Точнее говоря, это были не законы, а обычаи. Законы пишут знатоки-юристы для монарха или парламента, а они потом провозглашают их от своего имени. В раннем средневековье дело было иначе. Никому не разрешалось «придумывать» новые законы. Можно лишь следовать давнему обычаю. Тогда люди считали, что только очень старые нормы бывают правильными. Любые новшества могут лишь нанести вред. На судебном заседании при разбирательстве какого-нибудь дела особые, заслуживающие доверия люди должны были «вспоминать», чего требует обычай в данном случае. Свои знания они передавали детям, а те внукам. Времена менялись, старые нормы не всегда соответствовали новым условиям. Тогда люди как бы помимо своей воли, сами этого не замечая, немного поправляли древний обычай. Но сами они при этом были совершенно убеждены, что следуют тем же правилам, что прадеды и прапрадеды.
Когда отношения между людьми строятся на основе устного обычая, а не письменного закона, говорят, что действует обычное право. Обычное право было раньше очень распространено, особенно в раннем средневековье. Короли той поры, желая издать новый закон, но боясь всеобщего недовольства «новшеством», часто объявляли, что им якобы удалось найти или вспомнить очень древний обычай, который теперь почти всеми, к несчастью, забыт...

«Салическая правда»

Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда». Название происходит от того, что в сборник вошли законы только одного из франкских племен — салических франков.
Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» — по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие — нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, — в сборнике изложено подробно.
«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.
В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке — скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании».

Вопросы

1. В чем сходство задач, которые приходилось решать Хлодвигу и Теодориху?
2. Чем отличается политика Хлодвига в отношении завоеванных им галло-римлян от политики Теодориха?
3. Хлодвиг долго отказывался креститься, несмотря на настойчивые просьбы его жены-христианки. Как вы думаете, какие доводы «за» и «против» принятия христианства были у Хлодвига?
4. Не можете ли вы привести примеры, когда в нашем обществе отношения между людьми регулируются не законом, а обычаем. Объясните, почему в этих случаях закон не вытесняет обычай.
5. Что общего и в чем различие между письменным документом, оформляющим сегодня какую-либо сделку, и обрядом, ритуалом, выполнявшимся в подобных случаях древними германцами?

Франкский историк Григорий Турский о Суассонской чаше

Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу».
По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еше и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!»
Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив в душе глубокую обиду.
А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил секирой по чаше, и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря. «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх.

Григорий Турский о любви Хлодвига к родственникам

После того как он убил также многих других королей и даже близких своих родственников, боясь, как бы они не отняли у него королевство, он распространил свою власть на, всей Галлией. Однако, говорят, собрав однажды своих людей, он сказал о своих родственниках, которых он сам же умертвил, следующее: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев, и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Но это он говорил не из жалости к убитым, а из хитрости: не сможет ли он случайно обнаружить еще кого-либо из родных, чтобы и того убить.

Из «Салической правды»

О ГОРСТИ ЗЕМЛИ
Если кто лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклялись бы в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родичем. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, то есть на троих ближайших родичей по матери и по отцу. Потом в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родича по матери) должны уплатить половину того, чего не хватает для уплаты следуемой по закону виры (Вира, или вергельд,— в раннесредневековых обществах штраф за тяжкое преступление). То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родичами по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание.
Ютская фибула (застёжка)
Ютская фибула (застёжка)

Вопросы

1. Почему Хлодвиг просто не забрал понадобившуюся ему чашу из общей добычи?
2. Как вы думаете, объясняется ли поведение воина, разрубившего чашу, только его «вспыльчивостью», «завистливостью» и отсутствием ума?
3. Почему Хлодвиг «перенес это оскорбление с терпением и кротостью»?
4. Мартовское поле — это пережиток народного собрания древних германцев — тинга. Чем отличается Мартовское поле от тинга?
5. Какие важные изменения во франкском обществе должны были произойти после расправы Хлодвига с родственниками?
6. Напишите сочинение о жизни франков на основании отрывка из «Салической правды». Расскажите о семье, имущественном положении, судебной процедуре и наказаниях, обрядах, бытовых деталях и т. п.

§ 8. От Британии - к Англии

В 407 г. римские легионы покинули Британию и ушли на материк. За легионерами на континент постепенно потянулись и римские колонисты. Кельтское население Британии оказалось предоставлено само себе. Римская культура на острове угасала. Кельтские вожди завязли в междуусобицах. С севера то и дело совершали набеги племена пиктов и скоттов.

Опасные защитники

По-видимому, именно для защиты от пиктов бритты пригласили наемные дружины германских племен ютов, англов и саксов. Они жили на севере Германии и на Ютландском полуострове. Первые германцы прибыли на трех кораблях, но вскоре за ними последовали десятки, сотни и тысячи соплеменников. Германцы требовали от кельтов все более высокую плату, постоянно бунтовали, грозили разорением их страны. Примерно в середине V в. юты захватили Кент (область на крайнем юго-востоке Британии) и остров Уайт.
Примеру ютов последовали англы и саксы. Они начали с разбойничьих набегов на кельтов и, не встречая серьезного сопротивления, вскоре перешли к завоеванию страны. Местное население они часто уничтожали, превращали в рабов, вынуждали к бегству. По словам хрониста, «огонь их ярости лизал своим красным языком западный океан (то есть Ирландское море)». Очень пострадали города, язычники-германцы грабили и разрушали церкви и монастыри. Многие кельты в ужасе бежали от нашествия на континент — в область, называемую Арморика. После массового переселения туда бриттов она получила новое название, которое сохраняется и сейчас — Бретань.

Рождение легенды о короле Артуре

Кельты не только бежали от нашествия. В начале VI в. некий Амвросий Аврелиан, возможно, один из последних римлян на острове, сумел сплотить бриттов и наладить сопротивление германцам. Он одержал несколько ярких побед и примерно на полвека приостановил натиск англов и саксов. Воспоминания об этих победах веками сохранялись в памяти кельтских племен. Правда, в легендах имя героя, давшего отпор жестоким захватчикам, изменилось. Сказители стали называть его Арториусом или Артуром. Постепенно вокруг имени короля Артура сложился большой цикл сказочных историй, не имевших уже ничего общего с реальными событиями VI в. Средневековые писатели в разных странах Европы сочинили через пятьсот лет десятки романов о короле Артуре, его рыцарях Круглого стола во главе со славным Ланселотом, королеве Джиневре и волшебнике Мерлине. Этими книгами тогда зачитывались повсюду.
Англосаксонские королевства
Англосаксонские королевства

Конец борьбы

Германцы постепенно оправились от поражений, нанесенных Амвросием Аврелианом, и вновь перешли в наступление. Теперь у бриттов не оказалось достойного вождя, и к 600 г. большая часть острова была завоевана. Кельтские племена, не потревоженные нашествием, остались в Ирландии и Шотландии, а также на крайнем западе Британии, куда многие бритты бежали из центральных районов. Полуострова Корнуолл и Уэльс так и не были завоеваны англами и саксами. Кельтские языки и кельтская культура сохранялись там еще несколько столетий.
Завоеватели создали на земле Британии семь королевств. В северной и центральной части острова осели англы. Три их королевства назывались: Нортумбрия, Мёрсия и Восточная Англия. На юге тоже три королевства принадлежали саксам. Они назывались Уэссекс (Западно-саксонское), Сассекс (Южно-саксонское) и Эссекс (Восточно-саксонское). Седьмым был уже упоминавшийся Кент под властью ютов. Завоеватели говорили на разных наречиях, но постепенно господствующим в стране стал диалект Мерсии, в которой, как уже сказано, расселились англы. Поэтому со временем язык, на котором общались завоеватели, стал называться английским, а позже и вся страна — Англией.
Разные племена завоевателей и остатки покоренного населения сливались в один народ. За ним в истории закрепилось название англосаксы.
Крест, поставленный ирландскими монахами
Крест, поставленный ирландскими монахами

Чудо ирландской церкви

В кельтской Британии христианство успело пустить глубокие корни. Но после англо-саксонского завоевания проповедникам христианства все приходилось начинать заново — германцы поклонялись своим богам, приносили им жертвы и не собирались оставлять верования отцов, дедов и прадедов.
За трудное дело обращения варваров взялась прежде всего ирландская церковь. Ирландская церковь сама по себе была явлением удивительным. В то время как по всей Европе образование пришло в полный упадок, на далеком острове, населенном кельтскими племенами, расцвели монастыри, в которых знали не только латынь, но даже греческий. Да не просто знали — владели в совершенстве! Ирландские монастыри не отличались богатством — монахи жили в простых хижинах и шалашах, спасаясь от набегов недругов в одиноких каменных башнях. Зато в мастерских письма переписывали церковные и светские книги. Эти рукописи до сих пор удивляют своим великолепием, невероятным мастерством их создателей.
Ирландские монахи не только «накапливали» знания, они старались как можно шире распространить их по Европе. В утлых ладьях, без дорожных припасов, но с драгоценными рукописями за спиной, пускались ирландцы в плавание к чужим берегам. Там они проповедовали Евангелие, делились своими знаниями с учениками, основывали новые обители, налаживали мастерские письма. Самые знаменитые монастыри того времени в Западной Европе — Боббио в Северной Италии и Санкт-Галлен в нынешней Швейцарии — были основаны ирландцами.
Страница одной из ирландских рукописей
Страница одной из ирландских рукописей
Конечно, монахи «Зеленого острова» не могли оставить без внимания и германцев, вторгшихся в Британию. Весь север страны — Нортумбрия был в VII в. крещен ирландскими монахами.

Вмешательство Рима

Распространение христианского учения среди язычников называется миссионерством. История сохранила имена многих миссионеров, добровольно, с большим риском для жизни шедших проповедовать Евангелие к германским, славянским, кельтским, балтийским племенам. Немало миссионеров приняли мученическую смерть и за это были причислены церковью к лику святых.
Миссионерством стала заниматься и римская церковь. Папа Григорий I Великий (590—604) — умный политик и отличный администратор — сделал очень много для ее усиления, роста ее богатств и влияния. Григорий I заботился и о внешней выразительности церковной службы. Его даже считают создателем особого типа песнопений — григорианского хорала.
Когда папа Григорий I узнал, что константинопольский патриарх повелел называть себя впредь «вселенским патриархом», он «в ответ» принял подчеркнуто смиренный титул «раб рабов Божиих». Этим он хотел упрекнуть своего главного соперника в гордыне. С тех пор так себя именуют все римские папы. Что же касается подлинного смирения Григория I, то он первым из пап заявил, что всем светским государям следовало бы подчиниться епископу города Рима. Ведь римский папа получил свою власть через апостола Петра от самого Иисуса Христа. Короли и герцоги, впрочем, не спешили выполнить это пожелание Григория I.
Григорий I боролся против любых местных отклонений от церковных порядков, принятых в Риме. И если справиться с Восточной церковью было не в его силах, то попытаться распространить влияние римской церкви далеко на севере — в Англии Григорий I вполне мог.
Папа Григорий I Великий. Резьба по кости (IX - X вв.)
Папа Григорий I Великий. Резьба по кости (IX - X вв.)
Папа послал в Британию своих монахов, главный из которых носил имя великого богослова Августина. Августин обосновался в Кенте в местечке Кентербери. Оттуда он и его сподвижники стали проповедовать по всему югу острова. Они имели успех и со временем смогли даже вытеснить ирландскую церковь с севера Британии. Главными центрами, архиепископствами, в Англии стали Кентербери — на юге и Йорк — на севере.
Принятие христианства для варваров означало не просто перемену веры, но и приобретение множества новых знаний. Священные книги и сочинения отцов церкви нужно прочитать, а значит, необходимо овладеть латынью. Чтобы выучить латынь, надо освоить сочинения латинских классиков еще языческой поры — Цицерона и Вергилия, Горация и Сенеки. Разобраться в событиях, описанных в Библии, нельзя без знания истории. Вычисление церковных праздников — это тоже целая наука. Поэтому повсюду в Европе, куда в раннем средневековье приходило христианство, местные варварские племена начинали приобщаться к позднеантичной культуре.

Беда Достопочтенный

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гибель империи ромеевзаключениехронологическая таблицакарты варварские народы европы вторжения
Франков
Крестоносцы отправляются в поход

сайт копирайтеров Евгений