Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. Учебник для VII класса

Предисловие
Введение. Лики средневековья
Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи)
§ 1. Варвары и остальные
§ 2. Беспокойные соседи римлян
§ 3. Падение «Вечного города»
§ 4. Конец империи
§ 5. Христианская церковь на Западе и Востоке
§ 6. Теодорих Великий: между варварами и римлянами
§ 7. Франки и их король Хлодвиг
§ 8. От Британии - к Англии
Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)
§ 9. Ромеи — наследники римлян
§ 10. Золотой век Византии
§ 11. Колыбель новой религии
§ 12. Слово пророка
§ 13. Мир ислама
Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)
§ 14. Управитель дворцом становится «Помазанником божьим»
§ 15. Самый знаменитый монарх средневековья
§ 16. «Каролингское возрождение» и закат франкской империи
§ 17. Святы ли иконы
§ 18. Между двух миров
Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)
§ 19. Норманны: от Америки до Руси
§ 20. Англия: волны завоеваний
§ 21. Руны и саги
Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)
§ 22. Рождение немецкого королевства
§ 23. Три новые страны
§ 24. Римский папа бросает вызов
§ 25. Под знаком креста
§ 26. Англия и Франция: слишком тесные объятия
§ 27. Три кретоносца
§ 28. «Расширение» Европы
§ 29. Между молотом и наковальней
§ 30. Камни тоже можно читать
Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)
§ 31. Крестьянин и сеньор
§ 32. Жизнь крестьянина.
§ 33. Между язычеством и христианством
§ 34. Феодалы и феодализм.
§ 35. Девиз — куртуазность!
Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)
§ 36. Возникновение городов
§ 37. Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов
§ 38. Городские улицы и их обитатели
Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)
§ 39. Рассудок или озарение?
§ 40. Господь узнает своих!
§ 41. Нищенствующие монахи
§ 42. Вершина средневековой философии
§ 43. Так давайте радоваться!
§ 44. Соборы, устремлённые к небесам
Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)
§ 45. Обжигающее солнце
§ 46. Удивлявший мир
§ 47. Святой король и ... монгольский хан
Глава 10. На переломе (Европа в XIV—XV вв.)
§ 48. Начало великих потрясений
§ 49. «Чёрная смерть» и вокруг неё
§ 50. Долой господ!
§ 51. Время справедливых страданий
§ 52. Римская церковь в обороне
§ 53. Вечная война...
§ 54. Последние рыцари и их победители
§ 55. Гибель империи ромеев
Заключение

Хронологическая таблица

КАРТЫ
Варварские народы Европы
Вторжения варваров на земли римской империи
Византия и варварские королевства в V в.
Держава Меровингов
Англосаксонские королевства
Византия в середине VI в.
Арабский халифат к VIII в.
Держава Карла Великого и её раздел в 843 г.
Византия к началу XI в.
Походы норманнов
Держава Канута Могучего
Священная Римская империя и её соседи в XII в.
Религии и основные церкви в Европе к началу XII в.
Первый Крестовый поход
Владения крестоносцев на Ближнем Востоке
Держава Плантагенетов в XII в. и собственные владения (домен) французских королей
Этапы реконкисты
Старейшие университеты Европы и годы их основания (XII - XV вв.)
Распространение эпидемии чумы по европе в середине XIV в.
Область немецкой колонизации в Восточной Прибалтике
Англия и Франция во время Столетней войны
Владения бургундского герцога Карла Смелого
Возникновение и рост Швейцарии


Предисловие

В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.
Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы — скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.
При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими — дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.
Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» — они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это — актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.
Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.

Введение. Лики средневековья

Что в прошлом?

Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим — все это Древний мир. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности шли в битвы македонские фаланги и римские легионы, мчались в бой ассирийские боевые колесницы и конница китайских императоров. В древности были построены египетские пирамиды, Великая Китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности рухнула Вавилонская башня и сгорела Троя, аргонавты искали золотое руно. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха — самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Римской империи она подходит к концу.
Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть средними веками, или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.

Мрачное средневековье?

Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности. А что посередине? Посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества невероятных предрассудков. Попусту пропавшее время.
И сейчас часто можно встретить в газетах и книгах, услышать в передачах по радио и телевидению слова об «ужасах средневековья», о «средневековых пытках» и даже о «ночи средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». О чем-либо безнадежно устаревшем или просто страшном говорят: «Ну, это как в средние века!» Значит, в представлениях наших современников есть мрачный образ средневековья. Он возник давно, когда само средневековье было еще совсем свежо в памяти. Люди часто очень недовольны всем, что было совсем недавно, а хвалят какие-нибудь далекие времена. Тогда якобы и жить было проще и веселее, и даже дышалось легче...

Светлое средневековье?

Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги еще не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди не владели столь смертоносным оружием, как нынешнее. Средние века были якобы временем, когда умели особо ценить благородство, мужество, достоинство. Это было время рыцарей, как оно описано в романах В. Скотта или балладах В. А. Жуковского.
А ведь были еще мудрые короли и князья, защищавшие свои народы от вторжений жестоких врагов, были ученые монахи, постигавшие тайны мироздания и просвещавшие людей, были могучие и добрые крестьяне, растившие хлеб и в трудный час спасавшие отечество!
Что же касается костров, на которых кого-то сжигали, то число жертв «средневекового варварства» даже отдаленно не может сравниться с числом невинно убиенных в наши, столь гордящиеся своей просвещенностью времена. Так говорили те, кто «оправдывал» средние века.
Это другой образ средневековья — светлый, или романтический. И он тоже есть у каждого из нас, чудесно соседствуя с мрачным.

Так где же правда?

И не там, и не здесь. И там, и здесь. Ни «мрачный», ни «светлый» облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом деле. Конечно, храбрые рыцари в блестящих доспехах скрещивали копья в поединках, поэты слагали замечательные стихи, ученые писали мудрые книги, а монахи проявляли чудеса служения Богу. Конечно, пылали костры, бушевали войны и эпидемии, приходили страшные голодные времена. Все это было, но было вместе — и доброе и злое, и плохое и хорошее, и светлое и мрачное. Тысячелетняя эпоха не может быть только «плохой» или только «хорошей». Она может нам показаться либо «плохой», либо «хорошей», лишь если мы плохо с ней знакомы.

Откуда наши знания о средневековье?

Средневековье не так уж далеко от нашего времени. И поэтому от средних веков осталось куда больше исторических источников, чем от древних восточных держав или, скажем, от Римской империи. Сохранились соборы и церкви, стены и башни городов и замков. Даже названия улиц порой те же, что и полтысячи лет назад.
Чуть ли не в каждом музее есть средневековые вещи — от простого горшечного черепка или наконечника стрелы — до великолепных произведений искусства: ювелирных изделий, картин и икон, статуй, предметов обихода. Некоторые из этих вещей бережно передавались из поколения в поколение и так дошли до нас, другие же были найдены археологами в ходе раскопок средневековых городов и замков.
Письменных источников эпохи средних веков сохранилось намного больше, чем от предыдущих столетий. В специальных хранилищах документов — архивах сберегаются десятки и сотни тысяч средневековых грамот. Множество рукописей погибло от пожаров, наводнений и войн, гибнут они нередко и сегодня. Поэтому историки стараются как можно больше публиковать старинных документов, чтобы сохранить их от всяких бед и сделать доступными всем ученым.
В средние века жило немало историков, поэтов и писателей. Они оставили нам очень важные сочинения: истории, в которых, как правило, описывалось прошлое одного какого-то народа, хроники (или, как их называли на Руси, летописи), куда год за годом последовательно заносились все важнейшие события, а также биографии замечательных людей. Стихи, романы и повести открывают нам мир чувств людей средневековья. Для историков хозяйства и торговли бесценны даже короткие и сухие отчеты о торговых операциях, счета, расписки, протоколы судебных разбирательств.
Многие замечательные сказания и легенды о богах, героях, первых правителях передавались устно — их впервые записали спустя века после того, как они были сочинены. Эти сказания называются эпосом. Народная память сохранила и тысячи загадок, пословиц, заговоров, которые тоже нередко идут из глубины веков.
Ученые-этнографы (они занимаются изучением народных обычаев, обрядов и быта) подтвердят, что крестьянские свадьбы и другие обряды, детские игры, праздники, одежда, утварь крестьян еще прошлого и начала нынешнего века очень часто повторяли старинные образцы и также могут немало нам поведать о средних веках.
Многие поколения историков собирали по крупицам знания о средневековье. Ими написаны тысячи книг об этой эпохе, и каждый год появляются все новые и новые статьи и книги.

Так что, все уже известно?

Историки постоянно спорят между собой и не только из-за мелочей. Порой нет согласия по самым большим проблемам, вплоть до того, что же такое вообще средневековье. Десятки разных мнений можно найти в сочинениях современных историков, и выбрать из них «единственно правильное» очень трудно, а то и невозможно. Об одних и тех же событиях можно рассказывать совершенно по-разному, в зависимости от выбранного угла зрения.

Наш учебник — это только одна из версий...

 

история средних веков учебник
М.: МИРОС, 1995 - 416 с.: ил.  

Экспериментальный учебник, посвящённый истории средневековой Европы, отличается от традиционных не только структурой учебного матнриала, но и тем, что в нём большое внимание уделяется культуре того времени.

После смерти Стилихона некому было возглавить оборону Рима от вторжений варваров. Гонорий беспомощно наблюдал из своей укрепленной столицы — Равенны за тем, как вестготы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к самым стенам Рима. Взять мощные укрепления Рима было Алариху не под силу — и он начал долгую осаду города. Когда измученные осадой римляне решили узнать, на каких условиях они могли бы сдаться, Аларих потребовал отдать ему все золото, все ценности и всех рабов-варваров. «Что же тогда останется у римлян?» — возмущенно спросили горожане. «Жизнь», — холодно ответил Аларих.
В тот раз вестготам и римлянам удалось договориться, и Аларих снял осаду. Правда, чтобы удовлетворить варваров, римлянам пришлось переплавить множество серебряных и золотых статуй, в том числе и скульптуру, изображавшую Доблесть. Действительно, римская доблесть была уже в прошлом.
Это стало окончательно ясно всего через два года, когда Аларих вновь осадил Рим. Теперь ни отразить вестготов, ни откупиться от них римлянам не удалось...
Кто и как открыл ворота «Вечного города» варварам, так в точности и неизвестно. Но в 410 г. Рим пал. Три дня грабили город вестготы. Тысячи римлян были проданы в рабство или бежали из города.
Оставаться в Риме Аларих не пожелал и ушел на север.

Аврелий Августин

Падение Рима произвело устрашающее впечатление на современников. Многие были уверены, что гибель «Вечного города» означает и скорый конец всего мира. Особенно часто говорили об этом христиане: «Увы! Мир гибнет, а мы пребываем в наших грехах; императорский город и славу Римской империи пожрал огонь!». Люди страдали не только от бесконечных войн и насилий — их охватывало отчаяние из-за того, что на их глазах рушилось все, что казалось незыблемым: гибла великая империя, теряли силу законы, бунтовали рабы, варвары покоряли римлян. Как жить в этом ужасном мире, ради чего?
Это душевное смятение, вызванное падением великого Рима, лучше всех, пожалуй, передал в своих сочинениях Аврелий Августин, знаменитый мыслитель, прошедший в поисках истины сложный путь от языческой философии к христианству. Последние 34 года жизни Августин был епископом маленького города Гиппона в Северной Африке, неподалеку от Карфагена. Самым известным сочинением Августина стала его большая книга «О граде Божием». В ней епископ Гиппона среди прочего хотел объяснить, почему стало возможным падение Рима. Это расплата, пишет Августин, за насилие, которое Рим творил над другими народами на протяжении многих столетий, за изнеженность и безнравственность, царившие в империи. И конечно, будучи христианином, Августин видит в падении Рима справедливое возмездие язычникам за гонения на христиан, за отказ от истинной, по его мнению, религии.
Германцы штурмуют римское укрепление. Рельеф на колонне императора Траяна
Германцы штурмуют римское укрепление. Рельеф на колонне императора Траяна
Августин — автор многих богословских сочинений. Не случайно епископа Гиппона до сих пор почитают и в православной, и в католической церкви, при этом у католиков Августин — один из самых главных святых.

Вопросы

1. Почему римлянам приходилось нанимать германцев для обороны от других германцев?
2. Римская армия и раньше терпела тяжелые поражения. Почему после битвы при Адрианополе она не смогла оправиться? Только ли в одном проигранном сражении дело?
3. Напишите «монологи» Стилихона и Гонория и «диалог», который мог бы между ними состояться.
4. Согласны ли вы с мнением Августина о причинах падения Рима? Если нет, то что, по-вашему, означало это событие для всемирной истории?

Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) о взятии Рима готами в 410 г.

Я расскажу, каким образом Рим был взят Аларихом.
Этот предводитель варваров долгое время осаждал Рим и, не имея возможности овладеть им ни силой, ни хитростью, придумал следующее.
Из своих воинов он выбрал триста человек, ещё безбородых молодых людей, которые выделялись своей знатностью и храбростью, превышавшей их возраст, и тайно сообщил им, будто он намерен подарить их некоторым знатным римляйам. Он приказал держать им себя у римлян очень скромно и добродетельно и усердно выполнять все, что им прикажут их господа, а спустя некоторое время, в заранее назначенный срок, в полдень, когда их господа, как обычно, погрузятся в послеобеденный сон, они все должны будут устремиться к тем городским воротам, которые называются Салариевыми (то есть Соляными), и, внезапно напав на стражу, истребить ее и быстро растворить ворота.
Такой приказ отдал Аларих молодым воинам и в то же время отправил послов к сенату с заявлением, что он, дивясь приверженности римлян к своему императору, не намерен больше их терзать, а из уважения к их мужеству и верности дарит на память каждому сенатору по несколько рабов.
Вскоре после этого официального заявления Аларих отослал в Рим своих молодых людей, а войску отдал приказ готовиться к отступлению, чтобы римляне могли это видеть.
Римляне обрадовались заявлению Алариха, приняли дар и возликовали, не заподозрив коварства со стороны варвара.
Исключительная покорность, которую проявили присланные Аларихом молодые люди, уничтожила всякие подозрения, а войско частично действительно стало отступать, другие же воины делали вид, что готовятся к снятию осады.
Настал назначенный день Аларих повелел своему войску вооружиться и наготове стал ждать у Салариевых ворот, где он располагался с самого начала осады.
Молодые люди в условленное время сбежались к Салариевым воротам, внезапно напали на стражу, перебили ее, беспрепятственно отперли ворота и впустили в Рим Алариха и его войско.
Варвары сожгли здания, находившиеся поблизости от ворот, в том числе дворец Саллюстия, древнего римского историка. Большая часть этого дворца в наполовину обгорелом виде существовала и в мое время.
Варвары ограбили весь город, перебили большую часть населения и отправились дальше.
Рассказывают, что в Равенне один придворный евнух, выполнявший обязанности птичника, сообщил Гонорию, что Рим погиб. «Да я только что кормил его своими руками!» — воскликнул Гонорий (у него был огромный петух по кличке Рим). Евнух, поняв ошибку императора, пояснил, что город Рим пал от меча Алариха. Тогда Гонорий, успокоившись, сказал: «Друг мой, я подумал, что околел мой петух Рим» (В греческом и латинском языках название Рим — женского рода (звучит «Рома»), соответственно, в подлиннике Прокопия речь идет не о петухе, а о курице, названной именем «Вечного города». ). Такой недотепа, говорят, был этот император.
Некоторые уверяют, что Рим был иначе взят Аларихом: якобы одна женщина по имени Проба, богатая и знатная, принадлежавшая к сенаторскому сословию, сжалилась над римлянами, которые погибали от голода и прочих бедствий и стали уже питаться человеческим мясом. Проба, не видя никакой надежды на спасение, так как река и порт были во власти врага, приказала своим рабам ночью отпереть городские ворота и впустить варваров.

Проповедник Сальвиан (V в.) о бегстве римлян к варварам

Бедные обездолены, вдовы стенают, сироты в презрении, и настолько, что многие из них, даже хорошего происхождения и прекрасно образованные, бегут к врагам. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян. У них нет ничего общего с народами, к которым они бегут; они не разделяют их нравов, не знают их языка и, осмелюсь сказать, не издают зловония, исходящего от тел и одежды варваров; и тем не менее они предпочитают смириться с различием нравов, нежели терпеть несправедливость и жестокость, живя среди римлян. Они уходят к готам... или к другим варварам, которые господствуют повсюду, и совсем не жалеют об этом. Ибо они желают быть свободными в обличье рабов, а не рабами в обличье свободных. Римского гражданства, некогда не только очень уважаемого, но и приобретавшегося за высокую цену, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх... По этой причине даже те, кто не бежит к варварам, все равно вынужден превращаться в варваров, как это происходит с большинством испанцев и многими галлами, равно как и со всеми, кого на обширных пространствах римского мира римская несправедливость побуждает отрекаться от Рима.

Вопросы

1. Какую известную историю о взятии неприступного города напоминает первый рассказ Прокопия Кесарийского? Какую древнюю поговорку забыли римляне на свою беду?
2. Можно ли объяснить поведение императора Гонория как-нибудь иначе, чем тем, что он был «недотепой»?
3. Некоторые историки утверждают, что Аларих не позволил своим воинам сжигать Рим. Есть ли какие-нибудь подтверждения этому в тексте?
4. Правильно ли поступила «женщина по имени Проба»?
5. Напишите «воспоминания» от лица Алариха, Гонория или Пробы о том, как готы захватывали и грабили Рим.
6. Вспомните историю поздней Римской империи. Объясните, почему многие римляне не только не сопротивлялись варварам, но и предпочитали жить под их властью.

§ 4. Конец империи

Удары «Божиего Бича»

Мы говорили о страшных ордах кочевников-гуннов. Это они внезапно вторглись с востока — из Азии — в Европу и окончательно изменили там соотношение сил не в пользу Римской империи. Гунны уничтожили, подчинили или заставили бежать из обжитых мест десятки племен. Гунны расположились там, где сейчас Венгрия, но вся Европа была в ужасе от бесконечных нападений безжалостных кочевников.
Самого знаменитого из вождей гуннов звали Аттила. Настрадавшиеся от его войск христиане впоследствии прозвали Аттилу «Бичом Божиим». Чтобы получить власть, Аттила убил родного брата. Железной рукой правил он гуннами и всеми покорившимися им племенами.
В 451 г. Аттила повел несметные полчища гуннов в очередной поход. Гунны перешли Рейн и двинулись дальше на юго-запад. Навстречу им вышла большая армия во главе с римским полководцем Аэцием. Армия Аэция считалась римской, но вся сила ее была в том, что многие германские вожди и короли пришли к Аэцию во главе своих племен сражаться с гуннами. И в стане Аттилы тоже собралось множество разноязыких племен.
Поэтому битва на Каталаунских полях стала одной из самых знаменитых в истории. В ней встретились огромные армии, в которых бились чуть ли не все племена и народы тогдашней Европы. Поле сражения покрылось тысячами тел павших, но ни одна из сторон до наступления темноты не могла одержать верх. И все же в конце концов Аттиле пришлось отступить. Преследовать его у победителей сил не было...
Аэций. Резьба по слоновой кости (V в.)
Аэций. Резьба по слоновой кости (V в.)
Согласно легенде, еще три дня над полем битвы сражались души погибших. Они и после смерти не могли прекратить бой...
Поражение Аттилы на Каталаунских полях вовсе не означало, что «Бич Божий» перестал угрожать Европе. В следующем же году войско гуннов внезапно ворвалось в Италию и двинулось на беззащитный в тот момент Рим. Почти без всякой надежды римский папа Лев I отправился с богатыми дарами навстречу грозному завоевателю. Как прошла встреча преемника апостола Петра (как называли себя папы) с «Бичом Божиим», что они говорили друг другу, мы не знаем. Зато результат известен хорошо: Аттила забрал большой выкуп и повернул назад. Римляне сочли это чудом.
Спустя год Аттила внезапно умер на собственной свадьбе сразу после брачного пира. Тело усопшего положили в золотой гроб, его поставили внутрь большего — серебряного, а тот поместили в железный. Чтобы никто не мог потревожить покой почившего владыки и коснуться захороненных вместе с ним сокровищ, гунны, как утверждает легенда, отвели большую реку в сторону, сделали гробницу на дне ее русла, а затем вновь позволили реке течь как прежде.
Огромная держава гуннов распалась сразу же после смерти Аттилы, и только в сказаниях многих народов то с почтением, то со страхом еще много веков повторялось имя человека, перед которым когда-то трепетала вся Европа.

Второе падение Рима

Всего через четыре года после блистательной победы на Каталаунских полях Рим был снова захвачен варварами. Это было германское племя вандалов. Вандалы сначала прорвались из Германии в Испанию, а затем один римский наместник пригласил их в Северную Африку в качестве наемников. Но германцы быстро захватили власть в этой бывшей римской провинции и создали там свое королевство. Кстати, Августин умер в 430 г. как раз в те дни, когда его город Гиппон осаждали вандалы. Падения Гиппона Августину посчастливилось не видеть...
Ровно через четверть века после смерти Августина, в 455 г., флот вандалов, которыми командовал король Гейзерах, подошел к берегам Италии, поднялся вверх по Тибру и неожиданно для римлян оказался у стен их города. Рим был совершенно не готов к обороне. Снова к варварам отправился папа Лев I уговаривать пощадить город.
Вестготская корона
Вестготская корона
Гейзерих грозил римлянам страшной резней, но после переговоров со Львом I и полученных от него огромных подарков варвар несколько смягчился. Он согласился оставить в живых жителей, не сжигать церкви и не разорять главные храмы Рима, а разграбление города ограничить «всего лишь» четырнадцатидневным сроком. На память о тех двух неделях осталось навеки слово «вандализм», означающее бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Конец Западной Римской империи

 ΛΛΛ     >>>   

Жили франки сначала вдоль нижнего течения рейна на границе с римской галлией
Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца
Могучую церковь
Боханов А. Деловая элита России г. электронная библиотека истории России

сайт копирайтеров Евгений