Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По всей вероятности, враждебное отношение марк систов к масонству уходит своими корнями не столько в социальный вопрос (следует отметить отсутствие не совместимости масонских идеалов с социальной програм мой «ревизионистского» толка) ' 5 , сколько в проблему культуры. По мнению историка масонства А. Амбези, марксизм «не только верит, что всякий без исключения фактор культуры сводим к экономике, но и полагает необходимым отвергать с порога всякую метафизику, гневно обрушиваясь на один из основополагающих прин ципов масонства — терпимость» 16 . Вывод, к которому приходит Амбези особенно в последней части своего рас суждения, представляется нам несколько натянутым.

230


Ведь именно Пальмиро Тольятти перевел и написал предисловие к «Трактату о терпимости» Вальтера !Т . С историком масонства можно, пожалуй, согласиться лишь в том смысле, что аксиомы исторического материализма, коль скоро интерпретировать их по суще ству, неизбежно приводят всякого, кто следует их букве и духу, к рассмотрению религиозного, мистического или инициационного опыта под углом зрения социологии, иными словами — в качестве контрабандного товара, предлагаемого обществу в «культурной упаковке» пра вящими классами, стремящимися увековечить свое гос подство, либо под углом зрения, который можно было бы назвать антропологическим, когда весь вопрос сводится к таким понятиям, как отчуждение или «отрыв» человека от природы, к иллюзорной попытке восстановить утраченное единство посредством идеалов самосовершенствования к трансцендентной целокупности. Как известно, согласно марксистскому учению, восстановление единства человек — природа возможно посредством социалистическо го преобразования общества, которое ознаменует собой отмирание метафизических предрассудков. Однако, по крайней мере в настоящее время, правящие партии в ком мунистических странах вынуждены считаться с возрож дением религиозного чувства своих народов.

Нежелание воспринимать феноменологию духа в ка честве самостоятельной и целостной проблемы отчасти было сведено на нет благодаря усилиям современных марксистских мыслителей, вынужденных пересмотреть некоторые элементы духовного наследия человечества. Это также отмечает Эрнст Блох, рассматривающий марксизм в общем русле развития эсхатологической утопии 18 . В связи с тематикой книги определенный интерес представляют также работы Лучиано Паринетто. Будучи автором ряда серьезных исследований, Паринетто подготовил итальянское издание масонских диалогов Лессинга. В обширном введении к этой работе Па ринетто ставит вопрос о том, что масонский путь в том виде, как его сформулировал Лессинг, считавший, что этот путь основан прежде всего на практике, быть мо жет, является своеобразным предвосхищением движущих идей мыслителя из Трира, в частности его замысла создать «гуманное» общество на руинах истории, раз рушенной в результате деятельности классов и наций. Следует отдать должное Паринетто хотя бы за то, что ему удалось обойтись без импровизаций и вопреки субъекти-

231

визму построить свое исследование на основе документальных материалов. Однако и в данном случае при ходится констатировать, что исследователь пытается свести к социологии даже столь многогранное наследие, каким является творчество Лессинга. В итоге Лессинг предстает перед нами в виде плоского геометриче ского чертежа, а его мысль кажется лишенной духов ного измерения. Паринетто рассматривает Лессинга преимущественно под углом зрения социально-политической борьбы.

Заклятыми врагами масонства были национал-со циализм и фашизм. Что касается национал-социализма, то корни его антимасонских установок можно обнару жить в сочинении Гитлера «Майн Кампф». Существует немало исследовательских работ, в которых, как нам представляется, обоснованно говорится о том, что национал-социализм противостоит масонству в качестве силы, отвергающей концепцию инициационного подхода к действительности. Не случайно национал-социалисты приспособили к своим целям древнейший солярный символ свастики (от санскритского « su » — добро и « asti » — быть, являться), развернув в противоположном направлении ее углы. Так называемый национал-социалистический спиритуализм — не что иное, как коллективная оргия, глубинный смысл которой состоит в инфантильной регрессии, возвращении в материнскую утробу, в лоно матери-земли. Эстетствующим отражением данного регресса является восстановление атрибутов древне- германской архаики. С точки зрения психоанализа возврат к арийским корням может считаться признаком неспособности незрелого организма войти в мир взрослых людей.

Масонский путь духовного созревания противостоит подобной регрессии. Цель масонского пути — самосовершенствование личности и ее постепенный и осмыслен ный выход за рамки примитивного материализма, царства хаоса и насилия во имя достижения «упорядоченно сти», самоутверждения в царстве «упорядоченности», общечеловеческих ценностей и спиритуализации мате рии.

Национал-социалистический витализм изгоняет из своих пределов всякое подобие нравственности. Будучи преломлением садистских и, следовательно, человеконе навистнических наклонностей своего вождя, национал- социализм испытывал врожденную ненависть к тради-

232

ционному гуманизму немецких масонских лож. В этом отношении немаловажную роль сыграло и то, что масон ские ложи являлись связующим звеном между Гер манией ж западными демократическими странами, напри мер Великобританией и Францией, против которых было направлено жало националистического и пангерманского реваншизма.

Политика национал-социализма, направленная на уничтожение масонства, проводилась не только в преде лах германских границ, но и на оккупированной нем цами территории. Напомним только о многих тысячах французских масонов, уничтоженных национал-социа листами по доносам коллаборационистов. Среди погиб ших был историк Б. Фэй, автор труда по истории масонства 19 .

Что касается моды на оккультизм, существовавшей среди национал-социалистов (полагают, что Розенберг являлся членом общества « Thule », развивавшего теорию нордического происхождения цивилизации и разделяв шего «гиперборейское» учение), то следует подчеркнуть, что история эзотерических доктрин давно осудила подобные псевдокультурологические извращения, отвергнув их как не имеющие никакого научного смысла.

В Италии к моменту захвата власти фашистами су ществовали две деноминации масонства: одна из них управлялась из дворца Джустиниани, другая — из штаб- квартиры, расположенной на площади Джезу. Первая деноминация, считавшаяся «регулярной», покончив с колебаниями некоторых своих руководителей (объясни мых в связи с неоднозначностью первых фашистских деклараций), отвергла движение, возглавлявшееся Мус солини, и во всеуслышание заявила о том, что отно сится к нему резко отрицательно. В 1923 г . фашисты провозгласили принцип несовместимости членства в пар тии с принадлежностью к масонству. На масонов об рушились преследования, они становились жертвами на силия.

В апреле 1925 г . отдел по делам масонства нацио нал-фашистской партии направил секретный циркуляр, в котором от партийных организаций требовалось при менять с особой строгостью меру судебного пресече ния деятельности тайных организаций. С этой целью накануне был принят особый указ. Его острие было на правлено против масонства, главным образом против их программы, характеризовавшейся фашистами как «ин-

233

тернационалистекая, пацифистская и гуманитарная», а следовательно', «наносящая ущерб воспитанию в нацио нальном духе». Членам партии, которые не проявят достаточного усердия в кампании по искоренению масонства, грозило суровое наказание: «Фашисты, посту пающие нерешительно, высказывающие сомнения насчет правильности принимаемых мер в момент, когда борьба уже началась, будут считаться предателями и пораженца ми и как таковые не заслуживают никакого снисхожде ния». Таким образом, были развеяны последние иллюзии о возможности сосуществования фашизма с масон- ством .

Представители фашистских движений первого призы ва, которые еще в дофашистское время вступили в масонское братство (главным образом в деноминацию, подчинявшуюся руководству на площади Джезу), отреклись от своих убеждений. Фариначчи, например, заявил, что ничего не смыслит в циркулях и угольни ках, хотя в течение ряда лет и посещал масонские ложи. Он стал самым злобным преследователем орде на 21 . В этом его горячо поддерживал Муссолини, ко торый сам безрезультатно пытался встать на путь инициации в бытность свою агитатором и пропагандистом идей крайнего толка, которые, как оказалось, имели мало общего с подлинно социалистическим учением. Те перь Муссолини представился случай дать выход своей антимасонской ненависти.

Ложи были разгромлены. Великий Мастер Домицио Торриджиани был приговорен к ссылке, из которой он выйдет всего лишь за несколько месяцев до смерти. Выступления фашистского режима против политиче ской оппозиции и против масонов в основном сов падали. Так, член парламента, один из основателей «авентинской» оппозиции фашизму Джованни Амендола, искренний деятель масонства, был жестоко избит и умер в изгнании во Франции вследствие полученных травм. Большинство масонов, входивших в ложи, управляемые из дворца Джустиниани, вступили на путь изгнания. Во Франции были основаны итальянские ложи. Из пятнадцати членов ложи «Новая Италия» девять от правились добровольцами в Испанию, чтобы бороться с Франко в рядах антифашистов. Трое из них пали смертью храбрых на полях сражений Испании. Среди них был и видный деятель республиканской партии Марио Анджелони 22 .

234

Во главе Великого Востока в изгнании стояли Эудженио Кьеза, видный политический деятель и журналист, сотрудничавший на страницах «Голоса Республики», и видный мыслитель Артуро Лабриола, правовед, экономист, занимавший в прошлом министерские посты в итальянском правительстве.

Наиболее активные масоны, оказавшиеся во француз ском изгнании, способствовали созданию организации «Антифашистская концентрация». Поддерживали они от ношения и с антифашистами из «Справедливости и сво боды». Хотя, если верить Э. Росси, на одном из собраний антифашистов, состоявшемся в доме масона Кан- тони, он и другие члены организации «Справедливость и свобода», Ферруччо Парри и Рикардо Бауэр, вырази ли мнение о нецелесообразности включения напрямую «организованного масонства» в деятельность антифа шистской эмиграции 23 .

Антимасонские преследования не обошли стороной и ложи с площади Джезу в Риме, заигрывавшие с фа шизмом в соответствии с установками своего бесслав ного руководителя Рауля Палерми. В конце концов и эти ложи бьии разогнаны фашистами, а их члены из числа наиболее честных людей подверглись преследова ниям. Так, например, член парламента Микеле Терцаги, один из руководителей социалистической партии, пор вавший с чернорубашечниками, был отправлен в ссылку. Терцаги написал воспоминания под названием «Фашизм и масонство». В предисловии он говорит о несов местимости «природы» двух противоположных исторических сил: «Между фашизмом и масонством существует та же связь, какая есть между оглушающим воем бури и пережившим ее натиск величием природы» 24 . Пройдут годы, и в 1975 г . Великий Мастер Лино Сальвини в традиционном обращении по случаю дня весеннего равноденствия напишет о противостоянии рефлексии, сопровождающей масонский путь, борению политических страстей, буйствующих под аккомпанемент озлоблен ности, насилия и шантажа, следующие слова: «Чередование времен года дало человеку понимание меры вре мени: арка, состоящая из 365 дней годового цикла, есть синтез того, чем является его жизнь. Природ ный порядок вещей переменчив, но его устроение таково, что человек не испытывает при этом страда ний. Медленно, но неуклонно, день сменяется ночью, из царства дня человек переходит во владения ночи,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Керубини был членом ложи сен жан де палестин великого востока франции
Чувство это исчезло будущая исчезло
Как отмечал один из основателей европейского масонства нового времени андерсон
Указывающая на связь масонства с мистериями античности
Масонство это

сайт копирайтеров Евгений