Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. См.: Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 35.
2. Idem, p. 48.
3. Idem, p. 49—51.
4. Idem, p. 53.
5. Idem, p. 94—95. Джонс предполагает, что преследования Генри
хом VIII монашеских орденов были также направлены на пресе
чение деятельности тайных эзотерических обществ.
6. См.: Rivista Massonica, № 5, mag. 1975.
7. См.: A m b e s i A. C. Storia della Massoneria, p. 33.
8. Idem, p. 90—92.
9. К этим сведениям следует подходить с известной осторожностью,
100

имея в виду субъективность содержащейся в этой работе информации. За псевдонимом Фулысанелли, как полагают также Поуэлс и Бержье (в «Утре магов»), скрывается один из наиболее способных сторонников герметизма и алхимии.
10. В прошлом литература о розенкрейцерах на итальянском языке носила совершенно ненаучный характер. Так, например, «История и доктрины розенкрейцеров» Седира представляет собой работу, не лишенную, правда, известной тщательности суждений и обширного реферативного материала, которая написана под влиянием моды конца XIX — начала XX в. на магический оккультизм. В этой книге все смешано в кучу — и философские воззрения Роберта Фладда, и оккультизм Барлета, и произвольно интерпретируемые алхимические символы и операции.
Кроме того, есть такие книги, как «Мудрость розенкрейцеров» Рудольфа Штейнера и «Космогония розенкрейцеров» Макса Гей-деля (который, если мы не ошибаемся, сам входил в круг воинствующих штейнерианцев), в которых изложены доктрины, не имеющие ничего общего с исторической розенкрейцерской традицией.
То же можно сказать и о брошюре «Символы розенкрейцеров», принадлежащей перу Франца Гартмана, плодовитого автора XIX в., писавшего об эзотеризме, основателя ордена эзотерического розенкрейцерства. В его книге прежде всего бросается в глаза эмоциональное желание стать розенкрейцером, что на деле ему так и не удалось.
Быть может, в этом обзоре мы упустили те или иные названия. Укажем только опубликованный издательством «Атанор» труд иод ред. X. Кунрата «Amphiteatram Sapientiae Aeternae, solis verae christiano-eabalisticum, divino-magicum, nee non physico-chimicum, tertriunum catholicon» и «Химический банкет Христиана Розенкрей-ца» В. Андреа. Эти работы в отличие от предыдущих по меньшей мере оригинальны и в известном смысле «научны», хотя и связаны, как подчеркивает А. Амбези, с закатным периодом розенкрейцерства.
Не так давно в исследование розенкрейцерства внес вклад Аль-берто Амбези, автор исследования «Розенкрейцеры». На итальянский язык был переведен также объемистый том Ф. Йитса «Просветительство розенкрейцеров». Согласно Амбези, розенкрейцерская закваска обнаруживается в творчестве многочисленных писателей, философов, художников. Сочетание христианских, неоплатонических, каббалистических источников в творчестве Пико делла Мирандолы, Шекспира, Дюрера, Боттичелли является не какой-то случайностью, обусловленной культурной модой того времени, но свидетельством инициации, основной движущей силой которой было движение розенкрейцерства. П. J о n e s В. Е. Op. cit, p. 118.
12. A m b e s i А. С. I Rosacroce, p. 159.
13. См.: J о n e s В. Е. Op. cit., p. 119.
14. См.: Ibid.
15. G a m b e r i n i G. Massoneria Italiana, storia e storiografia.— Rivista
Massonica, № 1, 1975, p. 4.
16. См.: J о n e s В. Е. Op. cit., p. 147—158.

24 июня 1717 г . в Лондоне в таверне «Гусь и вертел» появилась первая в мире Великая ложа. Четыре ложи, которые прежде собирались в других лондонских тавернах, наконец объединились, создав тем самым первую масонскую организацию нового времени. На этот день приходился праздник св. Иоанна Крестителя. Об этом событии до нас дошел краткий отчет Джеймса Ан дерсона, опубликованный во втором издании его «Книги уставов» по прошествии многих лет после памятного дня. Судя по всему, сам Андерсон в тот день не присутствовал в таверне. Однако его свидетельство, составленное со слов очевидцев, можно считать достаточно корректным. Тем более что другой отчет об основании Великой ложи, принадлежащий перу неизвестного авто ра, мало чем может дополнить сообщение Андерсона '.

Собранию, состоявшемуся 24 июня 1717 г ., пред шествовала встреча, имевшая место за год до этого в таверне «Под яблоней» в Ковент-Гардене. Именно тогда лондонские ложи приняли решение, «согласно велению времени», учредить Великую ложу и поставить во главе ее Благородного брата. Итак, на собрании, состоявшемся в день св. Иоанна Крестителя, накануне торжественной трапезы старейший Мастер-каменщик огласил список кандидатов в руководители Великой ложи. Были избра ны: дворянин Энтони Сэйер на должность Великого Мастера, капитан Джозеф Эллиотт и плотник Джекоб Лэмболл на должность Великого Смотрителя.

Четыре ложи, ставшие основателями Великой ложи, были заняты не только «умозрительной» деятельностью. По меньшей мере три из них активно работали также в сфере «практической деятельности». По сути дела, речь идет об обществах товарищеской взаимопомощи и взаи мовыручки, действовавших на основе старинных установ лений, выражением которых была система символи ческих обрядов 2 .

102

1723 и 1730 гг.— узловые даты в истории масонства. В 1730 г . орден принял решение усилить эзотерическую сторону своей деятельности, включив в состав своей сим волики легенду о Хираме. В 1723 г . были изданы «Книги уставов», написанные в основном Джеймсом Андерсоном. И по сей день они считаются идейным и практи ческим основанием масонства.

Джеймс Андерсон был пастором пресвитерианской церкви. Кроме масонской «Книги уставов», им написан труд по королевской генеалогии и ряд проповедей, среди которых наиболее известная — о «Единстве Троицы» (1733), свидетельствующая, как утверждают многие, о его глубоких «традиционных» христианских убеждениях. Как бы там ни было, именно благодаря пресвитериан скому пастору Андерсону произошла кодификация все ленского, деистского и неконфессионального характера деятельности ордена масонов, скрепленной «Книгой уста вов» 1723 г . 3

Первая из «древних обязанностей», содержащихся в «Книге уставов» и касающихся Бога и религии, ут верждает, в частности, следующее: «Согласно своему званию, масон обязан подчиняться нравственному зако ну, и если он правильно понимает Мастерство, то ни когда не станет глупым безбожником или распутным нечестивцем. Хотя с древних времен масоны были вы-

103

нуждены в той или иной стране исповедовать религия) той страны или того народа, которая там была принята сегодня считается более целесообразным придерживать-^ся только той религии, которую исповедуют все люди, оставив для себя свои собственные взгляды. Иными словами, быть вместе с людьми добрыми и искренними, с людьми чести и целомудрия, несмотря на то, как они себя называют или каких убеждений придерживаются»

Андерсон открыто провозгласил примат этики над догмами, веротерпимость и миролюбие. Религиозный ми нимум, требующийся от масона, состоит в выполнении нравственного закона, изваянного в каждой человеческой душе. Мы далеки от ортодоксии, будь она протестант ской или католической, далеки и от православия, от религий, основанных на доктринальных изъяснениях, ко торые следует принимать не рассуждая. Мы видим, как Андерсон, хотя и отвергает конфессионализм, в то же время обрушивается с нападками на «вольнодумца» Джона Толанда, которого он, надо думать, имел в виду, говоря о «распутном нечестивце» °.

Другим идеологом масонства нового времени был Джон Теофил Дезагюлье. Сын эмигрантов-гугенотов, членов Королевского общества, Дезагюлье вошел в историю как один из наиболее талантливых популяризато ров теорий Ньютона 6 . Прекрасный лектор и автор мно гочисленных исследований по экспериментальной фило софии, введший в употребление барометр, исследовавший флюиды и рефракции света, в 1719 г . он был избран Великим Мастером 7 .

В XVIII в. история английского масонства озна меновалась знаменитым диспутом между «старыми» и «новыми» масонами. Начиная с 1730 г . Великая ложа переживает период значительных организационных труд ностей. Великие Мастера перестали уделять организа ционным вопросам хоть сколько-нибудь внимания. От части этот факт может служить подтверждением того, что английские масоны XVIII в. рассматривали свою принадлежность к ордену в качестве формальной по чести. Тем не менее интерес общественности к вольным каменщикам в Англии продолжал возрастать. Выходили книги, например известный «Критический разбор масон ства» Причарда. Противники масонства организовывали шутовские процессии, пародировавшие масонские ритуа лы. Конъюнктурой не преминули воспользоваться и обо ротистые дельцы. Так, в одной из таверн красовалось

104

объявление, что здесь за определенную плату «производят в масоны» 8 . В 1730 г . Великая ложа Англии, ж елая предотвратить проникновение в ложи авантю ристов и избавиться от скомпрометировавших себя чле нов, приняла решение о замене знаков различия 1-й и 2-й степени. Тем не менее среди братьев-масонов про должался разброд. Многие ложи не приняли нововве дения, установленного Великой ложей. Разногласия воз никли и по целому ряду других вопросов. В 1751 г . была основана соперничающая Великая ложа, которая была названа «старой» Лоуренсом Дермоттом, одним из наиболее активных ее сторонников, дабы подчеркнуть почтение к традиционным установлениям ордена. Исходя из этого, Великая ложа, основанная в 1717 г ., была поименована «новой».

Среди обвинений, выдвинутых «старыми» масонами против «новых», помимо неприятия нозых знаков разли чия для первых двух степеней, выдвигалось и обвине ние в «дехристианизации» обряда, сокращении продол жительности ритуалов, равно как и в отказе от эзоте рических церемоний, связанных с присуждением степени Достопочтенного Мастера 9 .

Однако на исходе XVIII в. разногласия между «но выми» и «старыми» масонами утратили прежнюю остро ту. Практикующие ложи как той, так и другой системы стали заимствовать друг у друга наиболее привлека тельные особенности. Наряду с этим сближением велись и переговоры между двумя Великими ложами, которые привели к заключению Акта о союзе. 27 декабря 1813 г . в день св. Иоанна Евангелиста в Лондоне была провозгла шена новая Великая объединенная ложа Англии. Церемония носила торжественный характер. В Фримэ-сонс-холле в двух отдельных залах были открыты две Великие ложи — «новых» и «старых» масонов. Затем в ходе процессии они перешли в общий зал, и Великие Мастера обеих лож заняли места рядом друг с другом. Великий Капеллан провозгласил: «Да будет известно всем людям, что союз между двумя Великими ложами вольных каменщиков Англии подписан. Отныне два брат ства едины. Пусть же Великий Архитектор Вселенной сделает их союз вечным и нерушимым!» 10

Тем временем масонство уже распространилось на континенте и в Новом Свете.

В Америке орден имел своим крестным отцом Б- Франклина, который издал «Книгу уставов» Андерсо-

105

на и стал Великим Мастером в 1734 г . Вся его жизнь была неразрывно связана с деятельностью масонства.

Американское масонство унаследовало разногласия между «новыми» и «старыми» масонами. Сторонники провозглашения независимости от метрополии были особенно многочисленны среди «старых» масонов.

Представление о том, что Американская революция, так же как и Французская революция, является якобы порождением масонских лож, нельзя назвать соответ ствующим реальности. Действительно, духовные вожди масонства были по большей части в лагере сторонников независимости. Верно также и то, что большинство подписавших Декларацию независимости были масона ми. Масоном был и Джордж Вашингтон, посвященный в масонство в 1752 г . в ложе Федериксбург-4, штат Вирджиния ". Однако не следует забывать, что немало масонов было и на другой стороне, в том числе и среди английских военных, воевавших против Джорджа Ва шингтона.

Тем не менее нельзя отрицать и тот факт, что дух свободолюбия, терпимости и самостоятельности, содер жащийся в культурном эпосе масонства первой поло вины XVIII в., мог одухотворить идеи Декларации неза висимости. Во всяком случае, можно говорить о существовании если и не причинно-следственной связи, то совпадении во времени между идеями масонства и Декла рацией независимости.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 2 совершенной
Человека можно репресси ровать за стремление познать реальность
Прочитать этот график можно следующим образом Я
Вольное масонство
Но есть ли какой нибудь магический компонент в цепи единения образуют ли масоны свою цепь для

сайт копирайтеров Евгений