Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Подобное толкование справедливо. Однако можно предположить и, иное: не имеем ли мы здесь дело с даль ним отзвуком гностицизма, согласно которому звезд ный небосклон считался величайшей космической тюрьмой, узилищем, в котором разыгрывается драма смерти? Думаем, можно рискнуть и другой аналогией. Вспомним, что в зороастрийском ритуале « daeva », дивы, обитаю щие на небе существа, считались силами зла. Централь ным в зороастрийском ритуале был культ огня. В масон ском ритуале огонь появляется дважды: в кадильнице и в словах, обращенных к Великому Архитектору, который поименован как «священный огонь, оплодотворяющий все, что живет».

Вероятнее всего, мы имеем дело не со случайными совпадениями. Цепь единения — это ритуально-символи ческое изобретение масонов, живущих в латинских странах. Английский ритуал такого обычая не знает". Цепь единения образуют братья, которые, скрестив руки (правая рука находится под левой), держатся вместе. Традиционно такая цепь символизирует дух братства и вселенскости вольных каменщиков. Однако ритуальное упоминание о потерянном «слове», когда в цепи не достает одного звена, заставляет думать, что и сама цепь является симоволом прямой передачи инициационного знания. Согласно традиции, такое знание передается непосредственно от одного человека к другому (или от мастера к преемнику). Это знание не может «просеивать ся» посредниками или суррогатами в виде книжного образования, то есть образования безобразного или без личностного. Так, например, по обычаю одной из самых древних инициационных школ, какой является школа древней, или ведической, Индии • (ведической — по названию священного текста «Веды»), по завершении об ряда посвящения, называемого « upanayana », юноша вру чался наставнику, истинному духовному мастеру-учи телю, который устанавливал с подопечным прямую связь передачи знаний. Таким образом, учитель и ученик яв ляются цепью единения.

В работах С. Де Гуаита |2 мы находим, например, следующее соображение: «Ряд вопросов, связанных с

148

I проблемой ритуала, может быть поставлен также в том, ЧТ о касается цепи единения. К чему, скажем, скре щивать руки на груди, вместо того чтобы просто взя ться за руки, как дети, водящие хоровод? Думаю, что масонский обычай сближает людей друг с другом и поз воляет достичь большей сосредоточенности, то есть реа лизовать замысел цепи единения более полно...» Но есть ли какой-нибудь магический компонент в цепи единения? Образуют ли масоны свою цепь для того толь ко, чтобы более полно зазвучал их голос, взывающий к Великому Архитектору? Имеем ли мы дело с неким «теургическим» ритуалом? Думаем, что нет. Масонское представление о Боге, насколько известно, лишено та кого понятия, как умилостивление. Нет в нем и дву смысленности отношений доверие — подозрительность, любовь — ненависть, заклинание — понуждение, кото рые так или иначе во многом характеризуют традиционную религиозную жизнь. Магия цепи единения более утончена. Она вся как бы обращена вовнутрь. Ее задача сообщить участникам дополнительный заряд энергии любви, укрепить сердце. Всякое сравнение цепи единения с практикой «церемониальной магии» или медиуми ческой цепи спиритов лишено основания.

Литургическое и ритуальное использование ладана известно во многих религиях — в буддизме, синтоиз ме, католицизме и т. д. Курение ладаном часто сопровождает молитву, возносимую божеству. Нам же пред ставляется важным подчеркнуть значение ладана осо бенно в религиозном обиходе мандеизма, считающего ладан символом божественного существа, которое воз носится на небо. Равным образом можно толковать и кадение ладаном в траурном масонском обряде, где это действо является символом «имманентного бога», чело веческой души, возвращающейся на свою горнюю родину. Любопытно также отметить, что приверженцы манде изма, религиозной общины, насчитывающей сегодня ¦сего несколько тысяч человек, сосредоточенных глав ным образом в странах Персидского залива, являют ся гностиками. Само слово « manda » означает «позна ние». Религиозный расцвет мандеизма приходится на эпоху «золотого века» синкретизма — первые века н. э. ' 3

Общая служба в память братьев, ушедших на Веч ный Восток, совершается в итальянских масонских лож ах ежегодно 10 марта.

149


В Англии устраивают « Sorrow Lodges » («Ложи скор би»), ритуал которых в значительной мере обусловлен библейской святостью. Совершается ритуальная процес сия. В храме, убранном в черный и красный цвета, на особом столе помещаются знаки покойного масона и чи таются отрывки из Священного писания и .

В « Ceremonie du Souvenir » («церемонии поминове ния»), существующей в Великой национальной ложе Франции, также подчеркнуты библейские мотивы. Ритуал открывается с обращения к Великому Архитектору Все ленной. Вершина всего обряда — чтение Братом Мило сердия знаменитого отрывка из последней главы книги Екклезиаста: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни, и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольст вия в них!» Доколе не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику пету ха, и замолкнут дщери пения; высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кув шин у источника, и не обрушилось колесо над колоде зем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его. Суета сует, сказал Екклезиаст, все — суета!» (Екклезиаст, 12).

В завершение церемонии Великий Мастер говорит о смиренномудрии масонского труда: «Наступило время сказать последнее прости тем, кто, изучив заветы Ордена, соблюдя законы, записанные на скрижалях книги Святого Закона, соизмерив свои поступки с угольником и циркулем, полагаясь при всех обстоятельствах на Бога, снял наконец фартук масона...» 15

Однако еще раз вернемся к легенде о Хираме и попытаемся восстановить то, каким образом она была введена в круг масонства.

Изучая древние рукописи оперативных масонов, на пример « Poema Regius », мы не найдем там упоминаний о Хираме. Но уже «Рукопись Кука» говорит о «Kyngis

150

s one of Tyry », то есть сыне Тирского царя, который был « his maist masen » — его (Соломона) мастером-ка-менщиком 16 .

Итак, в первой половине XV в. Хирам признавался вольными каменщиками. Начиная с этого времени и вплоть до 1724—1725 гг. (когда, по словам Джонса, легенда о Хираме систематически стала использоваться при посвящении в степень Мастера) располагается пе риод ритуальной «драматизации» героя легенды. Теперь уже невозможно установить с большей или меньшей мерой достоверности авторство этой пьесы или хотя бы дату ее написания.

Нам представляется необоснованной гипотеза о ро зенкрейцерском авторстве «драмы о Хираме», хотя бы по тому, что центральная легенда розенкрейцеров повест вует о том, как было найдено неповрежденное тело Кристиана Розенкрейцера. Будь розенкрейцеры авторами ле генды о Хираме, то она вошла бы в масонский обиход с середины XVII в. и была бы принята многочислен ными английскими розенкрейцерами, которые получили бы членство в масонских ложах.

Впрочем, гипотеза о том, что легенда о Хираме относится к периоду после 1717 г . (когда была создана первая Великая ложа Англии), скептически оценивается и таким авторитетом в области истории масонства, каким является Б. Джонс ''. Он полагает невероятным, что новая масонская организация, пусть и обладающая весьма гибкой структурой, могла бы в течение всего нескольких лет «навязать» применение откровенно нового текста многочисленным ложам, разбросанным по всей Великобритании и являвшимся ревностными хранителя ми традиций.

Во всяком случае, установлено, что один из элемен тов легенды о Хираме был известен и в течение дол гого времени применялся масонами при посвящении в степень Подмастерья. Речь идет о «пяти точках» кон такта между Достопочтенным Мастером и посвящаемым в Мастера. Согласно Джонсу, эти точки соприкос новения символизировали попытку узнать секреты ма стерства у мертвого тела |8 .

Говоря о происхождении легенды о Хираме, следует также иметь в виду, что в ее содержании отражены воспоминания о древнейших «жертвоприношениях, свя занных с закладкой фундамента», и «жертвоприношени ях, связанных с окончанием работ».

151

Первые были ритуалом устойчивости. В начале строительных работ совершалось человеческое жертвоприно-» шение, и тело замуровывалось в основание здания. Древ ние полагали, что жертвоприношение сделает возводи мое здание устойчивым и прочным. Этот жестокий обычай имел повсеместное распространение. Б. Джонс приводит пример одного из полинезийских храмов, центральная колонна которого «поставлена» на человеческой жертве. Немало похожих примеров можно найти и в Европе и в Африке |9 . Говоря о старом континенте, Б. Джонс приводит легенду, согласно которой один из проповедников Евангелия в Ирландии ( VI в. н. э.) заживо погреб своего монаха в основании монастыря во имя умилостивления «духа земли». Подобный факт совер шенно неудивителен, если вспомнить о сопротивлении языческих элементов христианству, особенно в тех странах, где была чрезвычайно сильна близкая к природе духовность народа. Другие примеры, содержащиеся в ис следовании Б. Джонса, относятся к кругу японской культуры. В японской культуре известны « hitobashira », люди-столбы, которые добровольно погребали себя под первым камнем какой-либо каменной постройки — замка, плотины, моста и т. д. 20

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Чт о касается цепи единения
человеческая цивилизация началась после человека масонства
Пренебрегала степенью подмастерья
Относятся первые сведения о приеме в масонство непрофессионалов
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 3 масонства

сайт копирайтеров Евгений