Пиши и продавай! |
681 Ср. акт восстановления Макария на престоле (102, 142-147). Интересно, что составитель этого акта называет себя ритором Михаилом Вальсамоном, которого мы знаем как автора "Энкомиона" литовским мученикам. Может быть он представлял в патриархате крайние промосковские и антилитовские круги. 682 Постановление Антония, изд. 233, с. 225-228. 683 О жизни Пимена вблизи Константинополя, о его смерти и месте погребения см., в частности: G. Majeska, 97; русские летописи печально отмечают: "и разъяша имение его инии". 684 При патриархе Ниле митрополит '?????? появляется в синодальных списках дважды: в октябре 1385 и в мае 1387. Ср. 102, II, 57 (о дате см. 27, с. 377). Во втором случае имеется в виду явно Киприан, поскольку в мае 1387 года Пимен был в России. В октябре 1385 года и Пимен, и Киприан могли быть в Константинополе; однако император Андроник IV, покровитель Пимена, умер в июне этого года, и Пимен вряд ли бы получил право голоса в синоде после этой даты. Поэтому в постановлении 1385 года упоминался, скорее всего, тоже Киприан. 685 Рукопись, прежде находившаяся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, теперь в Ленинской библиотеке, ?. № 152; ср. 252, с. 189. 686 102, И, 98-99. 687 Ср. 134, с. 93. Нет оснований думать, как это делал И. Б. Греков (202, с. 186-188), что Киприан несет ответственность за союз Польши и Литвы. Следует, скорее, предположить, что в 1387 г. он был в западной Руси, чтобы оградить интересы Православной Церкви. 688 Ср. выше, прим. 32. 689 102, II, 112. 690 Пространное синодальное постановление февраля 1389 года (102, II, 116-129) также описывает ход событий в России после 1353 года. В целом это описание точнее, чем в акте 1380 года (102, II, 13-18). 691 246, с. 434. 692 102, II, 137-138 (июль 1389 г.). Евфросин переметнулся на сторону Киприана еще до смерти Пимена, см. 239, с. 548. Голубинский же предполагал, что Евфросин был посвящен в Константинополе (201, с. 301). О Дионисии как "духовном отце" Евфросина см. 102, II, 192-193. (Употребляется слово ?????????, а не ?????). 693 Например, Киприан и Феодор Ростовский выдали вексель на 1000 старых новгородских рублей, помеченный 8 сентября 1389 года, императорскому ????????????, переводчику, Николаю Нотаре (текст в 194, I. № 252, с. 473). 694 Те же два греческих епископа ездили на Русь в 1385 году, чтобы судить Пимена, и вернулись вместе с Киприаном. 695 237, стлб. 157-158. 696 Сыновья Ольгерда от первой жены - Марии Ярославны Витебской - носили христианские имена: Андрей, Дмитрий, Константин, Владимир и Феодор. Сыновья второй его жены, Ульяны, дочери Александра Михайловича Тверского, предпочитали употреблять традиционные языческие литовские имена, но имели также и христианские имена: Ягайло-Яков, Скиргайло-Иван, Корибут-Дмитрий, Лугвен-Симеон, Вигунд-Александр. Ср.: Ю. К. Бегунов, Д. С. Лихачев и Л. А. Дмитриев, "Слово о полку...", с. 513. 697 Ср. документ, опубликованный Л. Черепниным: "Договорные и духовные грамоты Дмитрия Донского", Исторические записки, 24, 1947, с. 247-250. 698 Terras suas Litvaniae et Russiae coronae regni Poloniae perpetuo applicare, in: Akta Unii Polski z Litwa, 1385-1791, ed. S. Kotrzeba - W. Semkowicz, Krakov, 1932, p. 2. 699 Общий обзор этих событий и их причин можно найти, к примеру, в 189, с. 124-131; 63, с. 196-200. 700 Akta Unii..., .№№ 16-34, с. 12-31. 701 "Другие литовские князья, братья Ягайло, уже крестились по греческому обряду и потому не могли повторить или, точнее, дополнить свое крещение". - Длугош, Historia Polonica, X. Мейендорф И. Византия и Московская Русь истории России 10 проблемы |
|
|
|