|
<<< ΛΛΛ >>>
660 Ср. 246, с. 428, 435; акт 1389 г.: 102, II, 123.
661 Русские летописи утверждают, что он был поставлен "в Цареграде митрополитом на Русь", но при этом называют его архиепископом (например, 237, стлб. 149; 246, с. 429). В акте 1389 года о поставлении не говорится (только о желании Дионисия стать митрополитом). Реально оно было неосуществимо до канонического низложения Пимена и Киприана. В таком случае, следует предположить, что существовало только условное соглашение, по которому Дионисий должен был управлять русской церковью во время канонического суда над Пименом и Киприаном, но что формально он митрополитом назначен не был.
662 237, стлб. 150-151; 246, с. 429. Д. Оболенский справедливо отвергает необоснованную гипотезу Е. Голубинского (201, с. 223), поддержанную А. Карташевым (206, с. 332), что Киприан был ответствен за арест Дионисия (134, с. 92, прим. 59). О выдающейся личности Дионисия см. также 233, с. 176.
663 246, с. 428; 102, II, 124. Соответствующий раздел в акте 1389 года даже не пытается скрыть противоречия в поведении патриарха.
664 102, II, 98-99 показывает, что Киприан также находился под каноническим запрещением.
665 237, стлб. 150; ср. также: Пахомий, "Житие преп. Сергия", изд. Тихонравова (с. 127): "святый вселенськыи патриархъ Нилъ... оучини монастырь симановьскыи во имя патриарше... а митрополитоу ничимъ никоторыми делы не повиновати". Это описание в точности соответствует каноническому статусу ставропигии в византийской практике (10, с. 84, 129).
666 Согласно акту 1389 года, он прибыл во время поездки Киприана в Литву в 1387 году (ср. 102, II. 124 и 98-99).
667 Ср. письмо Киприана Феодору, написанное в 1385-1386 гг. (233, с. 171-181).
668 102, II, 124-125. Турки постепенно занимали весь Балканский полуостров, и византийцы постоянно враждовали с итальянскими купцами; Пимен, конечно, пользовался поддержкой своих генуэзских кредиторов.
669 Ср. 72, с. 308.
670 102, II, 125-126.
671 218, с. 382; 246. с. 433; 237, с. 154-155.
672 246, с. 435. Ср. также почетную роль, которая отводится Феодору в обеих редакциях Жития преп. Сергия (ук. изд., с. 52-54, 124-128).
673 246, с. 445.
674 246, с. 433. Его отъезд из Москвы в четверг Страстной недели был очень неожиданным. Согласно русским источникам, Дмитрий был против путешествия, но не стал силой ему препятствовать. Великий князь был явно удовлетворен правлением Пимена - было ли оно канонически санкционировано Константинополем или нет, - как он был бы удовлетворен Михаилом-Митяем в качестве митрополита только Великой Руси. Нет оснований полагать, как это делает Прохоров (233, с. 183-185), что Пимен столкнулся с оппозицией в Москве.
675 Новое критическое издание "Хождения Пимена", написанного Игнатием, с английским предисловием и подробным комментарием Джорджа Мажеска вышло в серии 35.
676 Согласно тексту "Хождения", имя епископа Рязанского - Феогност. Согласно летописной редакции, Рязанскую кафедру занимал грек Иеремия. Противоречие можно объяснить наличием в 1389 году двух рязанских епископов: Феогноста, поставленного Пименом в 1388 году, и Иеремии, поставленного Киприаном (или непосредственно патриархом?). Ср. 239, с. 562-563.
677 Ср. по этому вопросу 239, с. 560-562.
678 Ср. гл. 9.
679 Эти сведения мы находим в синодальном акте патриарха Антония сентября 1389 года, сохранившемся в славянском переводе и опубликованном Прохоровым (233, с. 227).
<<< ΛΛΛ >>>
Мейендорф И. Византия и Московская Русь истории России 3 будущий Послание францисканского викария боснии владычества приложение 676 согласно тексту Возможно лихачев присутствия Мейендорф И. Византия и Московская Русь истории России 11 великий
|
|