Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

125 В настоящее время нами подготавливается специальная работа на эту тему, краткое изложение которой см.: И. П. Медведе в. Византийский гуманизм. ВИ, 1972, № 4, стр. 214—217.

126 J. Verpeau x. Byzance et lHumanisme. Position du probleme. Bulletin de lAssociation Guillaume Bude, 1952, N 3, р. 25—38; Fr. Masa i. Le probleme des influences byzantines, p. 82—90; K. M.  Sеtto n. The Byzantine Background of the Italian Renaissance. Proceeding of the American Philosophical Society, 100, 1956, р. 1—76; Г. М. ?артма н. Значение греческой культуры для развития итальянского гуманизма. ВВ, 15, 1959, стр. 100—124; D. J. Geanakop l о s. 1) Greek learning from Byzantium to Western Europe. Cambridge Mass., 1962, р. 53—70 (новогреч. перевод — 1965); 2) Byzantine East and latin West: two Worlds of Christendom in Middle Ages and Renaissance. Oxford, 1966; J.  Thomso n. Manuel Chrysoloras and the Early Italian Renaissance. Greek, Roman and Byzantine Studies, 7, 1966, р. 63—82; A. Pertus i. Storiografia umanistica e mondo bizantino. Palermo, 1967; E. Gari n. La cultura del Rinascimento. Profilo storico. Ed. Leterza, 1967 (см., в частности, главу: I greci е le origini del Rinascimento, р. 34—46).

127 Доклад, сделанный 28 ноября 1947 г . на IV сессии Отделения истории и философии АН СССР, не опубликован. См.: ВВ, II, 1949, стр. 412—415.

128 H.-G. Вес k. Reichsidee, S. 92. Вернер считает этот термин исключительно удачным (Е.  Werne r. Die Geburt einer Grossmacht, S. 214).

129 H.-G. Вес k. Humanismus und Palamismus, S. 78.

130 Rapports complementaires (resumes) du XII e Congres International des etudes byzantines. Belgrade—Ochride, 1961, р. 39; J. Меyendorf f. Society and culture in the fourteenth century: religious problems. Rapports du XIV e Congres International des etudes byzantines. I. Bucarest, 1971, р. 54.

131 Р. Lеmerl e. Byzance et les origines de notre civilisation, р. 8—15.

132 М . С. Корели н. Ранний итальянский гуманизм и его историография, I. СПб., 1914, стр. ???—????.

133 С. Д. Сказки н. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. СВ, 11, 1958, стр. 133.

134 Е. Werne r. Die Geburt einer Grossmacht, S. 215.

135 Б. Дана м. Герои и еретики, стр. 245.

136 Разве не является парадоксом тот факт, что византийцы без конца :взывали к римскому папе, моля о священной войне — крестовом походе против турок, и в то же время не делали ни малейшей попытки пропагандировать эту идею у себя в стране.

Обращение к истории архитектуры и живописи, т. е. темам, разработкой которых занимаются искусствоведческие дисциплины, сопряжено для автора данной работы, лишенного возможности непосредственно работать над памятниками Мистры, с большими трудностями. Тем не менее сделать это необходимо, ибо в противном случае характеристика жизни этого города была бы неполной и в значительной степени искаженной. Как известно, именно в качестве центра поздневизантийского искусства Мистра имеет особое значение для истории византийской цивилизации. Помимо {122} высокого уровня художественной культуры Мистры в целом, это обусловлено следующими причинами: во-первых, сохранностью ее архитектурных и живописных памятников, которые в основе своей дошли до нас такими, какими их создали византийцы, 1 во-вторых, тем, что все эти памятники, создававшиеся на протяжении двух веков, относятся к одной эпохе — эпохе Палеологов, и есть, следовательно, возможность проследить историческую эволюцию поздневизантийского искусства на ряде памятников одного и того же центра. Разумеется, мы стремимся лишь показать, как стоит вопрос относительно архитектурных и живописных памятников Мистры в науке, не претендуя на научную разработку искусствоведческих проблем.

Архитектурное и изобразительное искусство Мистры, находясь в теснейшей связи с общим развитием поздневизантийского искусства, получившего в историографии название «Палеологовского возрождения», все же в первую очередь определялось историческим развитием самого города, что и придает им столь яркие специфические черты. Уже сам городской архитектурный ансамбль, как мы видели, складывался в ходе развития города, в зависимости от сложных градообразующих факторов: рельефа местности, характера застройки, фортификационной системы города. О членении города на ряд кварталов, изолированных друг от друга крепостными стенами (кастрон — castello; верхний город, или ???? — Terra; ???????? , или ??????????; '???????, или '????????? , называвшийся также ???????? , или ?????????? ), единодушно сообщают почти все побывавшие в Мистре путешественники. 2 В город можно было попасть только через северо-западные ворота, называвшиеся воротами Навплии, и восточные — Монемвасии или Сидеропорта (Железные ворота). 3 Как и другие византийские города, Мистра делилась на две части (северную, расположенную на обширной горизонтальной террасе и застроенную дворцами и домами придворных, и южную, занимавшую склон и состоявшую из домов горожан) центральной магистралью города — ???? , едва достигавшей в ширину трех метров 4 и перекрытой в нескольких местах сводами готической формы (так называемые ?????????? ). 5 В стороны от этой Меси вели извилистые улочки шириной до двух метров каждая. 6

Некоторые особенности гражданской архитектуры были подробнее рассмотрены в соответствующих разделах работы, поэтому нет надобности здесь останавливаться на них, тем более что, представляя особый интерес для характеристики быта и социального положения городского населения, гражданские постройки (в том числе и наиболее импозантные из них — дворец деспотов, небольшой архонтский дворец — '????????? и др.) в архитектурно-художественном отношении представляют собой заурядное явление. Весь строительный опыт, все достижения конструктивной и архитектурно-художественной мысли суммированы в культо- {123} вом зодчестве, в строительстве главного типа общественных зданий в средние века — храмов. 7 Уже самые ранние из культовых построек Мистры (митрополитская церковь св. Димитрия, на протяжении всей истории города являвшаяся его религиозным центром, и одна из церквей Бронтохиона, посвященная св. Феодорам — Тирону и Стратилату 8 ) представляют значительный интерес для истории архитектуры.

Если говорить о первоначальном облике церкви св. Димитрия, то приходится иметь в виду лишь ее нынешний первый ярус, 9 так как верхний этаж является результатом более поздней перестройки. Первоначально церковь по своему плану, конструкциям и всей композиции была типичной базиликой, ориентированной почти точно на юго-восток. 10 Ее главное внутреннее пространство делилось тремя парами стоявших в два ряда колонн на три нефа, которым с запада предшествовал нарфик. Юго-восточная часть состояла из удлиненной вимы и апсидального полукружия; по сторонам его — такие же диаконикон и жертвенник (професис). Снаружи полукружия имеют очертания, треугольником выступающие из прямоугольного плана. 11 На каждой грани центральной апсиды — по высокому двойному окну; у боковых апсид — по одному. 12

Снаружи храм прост. Наиболее интересен восточный фасад, со стороны апсид, который почти целиком относится к первому периоду строительства церкви. 13 Здание дает здесь классический образец особой кладки стен, присущей греческой школе в архитектуре и носившей название ????????????????? : 14 блоки тесаного камня разделялись плитками кирпича как между рядами по горизонтали, так и внутри одного и того же ряда по вертикали, вследствие чего оказывались обрамленными кирпичом. 15 Этим зданию сообщалась пластичность, строгая гармония, чему способствовала пропорциональность всех частей восточного фасада. умеренность в использовании декоративных средств. Типичным для греческой школы является также обрамление оконных проемов декоративными дорожками из кирпичей, положенных под углом к поверхности стены. 16 Подобное же украшение венчает трехгранные апсиды и двойным рядом обрамляет арку центрального нефа, под кровлей. Ее тимпан снабжен двойным, как и на гранях апсиды, окном, по сторонам которого в стену вставлены две плиты. Одна представляет рельеф с животным и растительным орнаментом (X—XI вв., как полагает Хаджидакис), 17 другая, современная храму, содержит мозаичный круг. Кроме того, плоскость стен оживляется находящимися над боковыми апсидами двумя белыми четырехугольными плитами, каждая из которых также содержит мозаичный красный круг. 18

Следует отметить, что не все исследователи одинаково отнеслись к появлению в Мистре стародавнего архитектурного типа — базилики. Шмит видит в этом «неожиданный оборот» развития {124} исконных основных начал византийского зодчества. «Византийские строители завершают круг и возвращаются, казалось, к раз навсегда оставленной базилике». 19 Диль тоже считал, что византийцы отказались от строительства базилик, 20 однако работа Милле о греческой школе в византийской архитектуре показала, что если в Константинополе базилика почти не встречается после V в., то в провинции (в Анатолии, на Крите, в Македонии, в Греции) этот тип сохраняется в течение всего средневековья в двух разновидностях — эллинистической и восточной. 21 Базилика Никифора в Мистре, центральный неф которой с деревянным покрытием возвышался над более низкими сводчатыми боковыми нефами, принадлежит к ряду базилик, имеющих эллинистическое происхождение, причем главные особенности ставят ее в ряд наиболее значительных памятников греческой школы.

Очень своеобразной среди культовых построек Мистры является упомянутая церковь св. Феодоров, построенная почти одновременно с церковью Митрополии (строительство было начато в 1290 г . игуменом Даниилом и закончено к 1296 г . его преемником Пахомием) 22 и представляющая собою последний по времени образец в серии церквей этого типа в Греции (св. Луки в Фокиде, Панагия Ликодиму в Афинах, Неа Мони на о. Хиос, св. Николая в Беотии, св. Софии в Монемвасии и др., хронологически — XI—XIII вв.). 23 В крестовокупольном храме этого типа переход от подкупольного квадратного в плане объема центральной части к купольному кольцу совершен посредством архаического вида сводчатой конструкции — тромпов. 24 Внушительный купол, охватывающий по ширине весь наос, покоился 25 не на четырех арках, как в обычном типе, а на восьми, образующих восьмиугольник; к четырем из них примыкают ветви креста, перекрытые коробовыми сводами. 26 При такой системе тяжесть купола равномерно распределялась на стены и на пару мраморных колонн в северо-западной ветви креста (церковь была ориентирована также на юго-восток). Купол на высоком барабане был композиционным центром здания, создающим обширное подкупольное пространство, устремленное ввысь. Выявлению центрального пространства способствовало также то обстоятельство, что четыре небольшие часовни, занимающие угловые части здания, оказываются полностью изолированными от наоса: две северо-западные вообще не сообщаются с храмом, а юго-восточные связаны низкими четырехугольными проемами с боковыми ветвями креста. 27 Наконец, как особенность композиции следует отметить отсутствие хор и нарфика, что по мнению Хаджидакиса, свидетельствует об «огречивании» этого типа.

Не менее интересен внешний вид здания, поражающий исключительно богатой кирпичной орнаментикой. Весь восточный фасад с его тремя трехгранными апсидами делится на широкие горизонтальные зоны равной величины. Границей их служат уже {125} известные нам по Митрополии кирпичные зубчатые поребрики, опоясывающие здание и соединяющие сводчатые перемычки дверей и окон. 28 Типична и стенная кладка — ????????????????? . Мощный барабан купола с множеством высоких и узких окон, чередующихся с их «глухими» повторениями, обрамленных сплошной аркадой на колонках, создает впечатление необычайной легкости, ажурности и декоративности. 29

Таким образом, крупное культовое строительство в Мистре началось на основе местных, греческих, традиций — конструктивных и архитектурно-художественных форм. Однако прошло немного времени, и в Мистре, в полном соответствии с развитием исторических событий, со всей очевидностью стало проявляться влияние Константинополя, причем синтез столичной и местной, греческой, традиции дал здесь специфические, редкие образцы культового зодчества. Первым и самым совершенным из них стала построенная, как считают исследователи, 30 около 1311 г . вторая церковь Бронтохиона — Панагии Одигитрии, обычно называемая Афентико. 31 В литературе долгое время господствовала точка зрения Милле о том, что композиция этого здания определяется комбинацией двух совершенно различных структур — базиликальной в нижнем ярусе и крестовокупольной — в верхнем. 32 Базилика, считал Милле, как и в Митрополии, делится тремя парами колонн на три нефа, в то время как развернувшаяся вверху система четырехколонного крестовокупольного храма покоится на двух аркадах базилики и усиленных наружных стенах. Своды, перекрывающие боковые нефы и объединяющие колонны базилики с наружными стенами, делят каждую сторону нефа на пять частей. Такое перекрытие придает прочность верхнему этажу, называемому ????????? , который в восточной части достигает професиса и диаконика, а в западной господствует и над нарфиком. Последний, таким образом, органически включается в объемно-пространственную структуру храма. В свою очередь перекрытие ????????? представляет собою систему взаимно уравновешенных сводов; четыре маленьких купола на углах здания своей тяжестью противодействуют боковым распорам, которые порождаются сводами, принимающими на себя тяжесть большого центрального купола. 33

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Северные области полуострова были богаты
Деспот иоанн на правах старшего сына
Распространяя в большом количестве как свои богословские полемические сочинения

сайт копирайтеров Евгений