Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

157 Т. е. пайдзу, от китайского - "дощечка", "табличка". Пайдзой (пайцзой) назывались металлические таблички, дававшиеся посланникам и гонцам и представлявшие собой своеобразные удостоверения. Пайдзы бывали золотые, серебряные, бронзовые и даже деревянные. Чем важнее было лицо, получившее пайдзу, чем выше его ранг, тем больше прав заключалось в данной ему пайдзе, что отмечалось на ней разными знаками (изображения льва, дракона и т. д.).

158 Большие пиры устраивались в дни Нового года и в день рождения великого хана. Праздник, о котором упоминает Рубрук, относится, вероятнее всего, к первым дням Нового года. Монголы отмечали Новый год по лунному календарю, называя его "белый месяц" (Цаган-Сара). Обычно начало Нового года у монголов приходится на конец января или начало февраля. Описание празднования Нового года великим ханом Хубилаем дано и в "Книге" Марко Поло.

159 Хутухтай Хатун (Кутуктай Катун у мусульманских авторов), старшая жена Мункэ-хана. Хатун - женский титул, который носили жены и дочери хана, т. е. ханша, принцесса (Т.).

160 Итальянские средневековые купцы, ведшие торговлю с Левантом, называли золотую парчу "нассит", производное от арабского "несидж". Вероятно, это и есть "насик" Рубрука. Трудно определить, какого рода материя подразумевалась в средние века под этим названием. Марко Поло также упоминает о золотых сукнах "нашизи" и "нак" ("Книга" Марко Поло, гл. LXXIV) (Ш.).

161 Это слово скорее всего надо рассматривать как сокращение canonizatum (т. е. причислен к лику святых) (А. М.).

162 Монголы употребляли ревень как лекарство, в то время как в Европе он еще был неизвестен. Марко Поло также упоминает о торговле ревенем, который в изобилии растет в Восточном Тибете и северо-западных областях Китая.

163 Жители Северного Китая и Монголии делают кашицу из поджаренной муки (цзамба) и горячего чая, в которую добавляют кусочки бараньего жира. Особенно рекомендуется есть это блюдо досле запоя или выпивки, какая была, вероятно, у Мункэ-хана накануне (Ш.).

164 О гадании упоминает и Марко Поло.

165 То же, что и су-монголы у Плано Карпини, см. примеч. 29 к путешествию Плано Карпини,

166 В данном случае киргизы, жившие на север от Монголии, в Минусинской котловине, тюрки по происхождению, известны в китайских источниках с III в. под названием "гянь-гунь". В IX в. у киргизов сложилось раннефеодальное государство, во главе которого находился каган. Успешно разбив Уйгурское царство, киргизы заняли Монголию и столицу уйгуров в 840 г. Но государство киргизов, известное в исторической литературе под названием "Киргизский каганат", просуществовало недолго (Ш.).

167 Имеются в виду урянхи, или урянкат. Лесные урянхи занимались охотой, жили в лесах. Степные кочевали в степях и разводили скот. Рубрук упоминает лесных урян-хов, живших, по-видимому, по течению р. Баргузин и использовавших зимой своеобразные лыжи (Ш.).

168 Гай Юлий Солин, римский писатель, живший в III в. и написавший книгу "Собрание достойных упоминания вещей", которая весьма ценилась в средние века (Ш.).

169 Рассказы, приводимые Рубруком, о человекоподобных существах "хинхин" и о бессмертии, представляют собой одну из многих легенд, распространенных в Азии в средние века. Здравый смысл заставлял Рубрука иногда оговариваться: "Я этому не верю".

170 Гаоли - название династии, правившей в Корее до середины XV в. Часто применялось ко всему государству. Имея плохих переводчиков, на что Рубрук неоднократно жалуется, он иногда делает неверные выводы. Так и в данном случае Рубрук считает, что Гаоли (т. е. Корея) и Манзе (Южный Китай) находятся на островах. Однако сведения о Гаоли Рубрук получил от Гильома Буше, который мог видеть корейцев, живших на острове Кан-Хуа, около берегов Кореи (Ш.).

171 Первый монгольский император Китая Хубилай заимствовал у китайцев систему бумажных денег, и его потомки широко пользовались ею для увеличения доходов императорской казны. Как упоминание Рубрука о китайских иероглифах, так и рассказ о бумажных деньгах являлись наиболее ранним известием о них в западноевропейской литературе (Ш.).

172 23 февраля 1254 г.

173 Аксамит - тяжелая шелковая ткань с вплетенной в нее золотой или серебряной нитью.

174 Речь идет о столице провинции Галисия в Испании.

175 Манихейство - религиозное учение, возникшее в III в. Основателем его считается Сураик, более известный под прозвищем Мани (производное от греческого "манес" - ум, дух). В основе учения манихеев лежали понятия о борьбе доброго и ;3лого начал, присущих бытию. Манихейство существовало в Персии, Сирии, Средней Азии, Китае и других странах Востока.

176 Гильом Буше был не единственным христианским художником-мастером в Каракоруме, где за несколько лет до того жил, например, русский мастер Косма, работы которого являлись образцами высокохудожественного мастерства, так же как и работы Буше, описанные Рубруком (Ш.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гильом ле Рубрук. Путешествие в восточные страны истории 12 приказал
247 столица малоазиатских сельджуков
237 2 февраля
Как упоминание рубрука о китайских иероглифах
Нам нельзя приказать

сайт копирайтеров Евгений