<<< ΛΛΛ >>>
Случались еще и вещи иного рода; я знаю, что в доме одного предводителя учитель
народного училища публично проповедовал следующие вещи:
"Роскошь! Кто говорит против комфорта и роскоши? Вот здесь (в доме помещика)
хорошо, красиво. Но надо более ровное распространение всего этого. Посмотрите,
как живут крестьяне, посмотрите и на церковь. В церкви роскошь: золото, серебро;
все это накопление богатства можно обратить на другое, более полезное. Если
крестьяне в силах поддерживать церковь, то они были и в силах вместо этой церкви
поддерживать и клуб, в котором они привыкали бы постепенно к опрятности, к
удобствам жизни, читали бы газеты" и т. д. .
Все слушают и никто не находит даже эти речи злонамеренными. Все это -- приятная
беседа и больше ничего. В этом данном случае мы слышим всю гамму либерального
концерта, мы видим все оттенки либеральной окраски от явного нигилизма
(злонамеренности) в лице учителя до простодушного и невнимательного потворства
со стороны земских деятелей, и даже до снисходительности полицейских властей.
Как именно? А вот как: земские деятели слушают и молчат, может быть, не находя
это серьезным, а может быть, и соглашаясь с учителем в том, что рано или поздно
это и должно быть так, "нельзя только вдруг сдирать с народа старую кору
суеверий". Это я и не называю явной злонамеренностью, а просто -- прогрессивной
пустотой, просветительным простодушием, европейской глупостью...
<<< ΛΛΛ >>>
истории России Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден 2 величества Помещики злоупотребляли данной им властью властью правительство истории России Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден 6 крестьяне Рабство в новой форме истории России Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден 12 митрофанию
|