<<< ΛΛΛ >>>
были протестантами. У женщины-протестантки нет идеала. Она может быть
целомудренной, чистой, добродетельной, но любовь не захватывает ее всю,
любовь ее всегда остается спокойной и упорядоченной, как выполненный долг.
Может показаться, что дева Мария охладила сердце софистов, изгнавших ее с
неба вместе с сокровищами милосердия, исходящими от нее. В протестантстве
для женщины падшей все кончено, в то время как в католической церкви надежда
на прощение делает ее возвышенной. Поэтому для протестантского писателя
возможен только один женский образ, между тем как писатель-католик находит
новую женщину в каждой новой ситуации. Если бы Вальтер Скотт был католик,
если бы он взял на себя труд правдивого изображения различных обществ,
последовательно сменявшихся в Шотландии, то, может быть, автор Эффи и Алисы
(два образа, за обрисовку которых он упрекал себя в старости) признал бы мир
страстей с его падениями и возмездием, с добродетелями, к которым ведет
раскаяние. Страсть -- это все человечество. Без нее религия, история, роман,
искусство были бы бесполезны.
Заметив, что я собираю столько фактов и изображаю их, как они есть на
самом деле, включая и страсть, некоторые ошибочно вообразили, будто я
принадлежу к школе сенсуалистов и материалистов -- к этим двум видам одного
и того же направления -- пантеизма. Но,' быть может, они могли, они должны
были заблуждаться на этот счет. Я не верю в бесконечное совершенствование
<<< ΛΛΛ >>>
Бальзак О. Предисловие к Человеческой комедии классической литературы 13 несчастья Бальзак О. Предисловие к Человеческой комедии классической литературы 10 страсть Христианство количество религия Поэзию этой истории человеческогосердца Бальзак О. Предисловие к Человеческой комедии классической литературы 9 вопросах
|