Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

16. Христианская любовь, церковь и либерализм. Мизеса серьезно беспокоила тема неоднозначного отношения христианства к идее рыночной экономики именно по причине проблемы солидарности. Не устают повторять, что психология рынка во всем противна сочувствию слабым, униженным и оскорбленным, нуждающимся в помощи. Фридрих фон Хайек, ученик Мизеса, показал, почему капиталистическое общество может и должно быть солидарным с несчастными. Но, спрашивает Мизес, разве можно считать менее солидарным общество, где богатство поделено на неравные части, чем то, где совсем не равным образом поделена нищета, мир репрессий, где действует принцип "кто не подчиняется, не ест"? Церковь воюет с современной наукой, она осудила Галилея и затем обрушилась на теорию дарвинизма. Не случится ли то же самое с социологией? "Возможно, церкви лучше примириться с социальным принципом свободной кооперации посредством системы разделения труда? Принцип христианской любви нельзя ли интерпретировать в таком именно смысле и для этой цели?" [L. von Mises. Socialism, p. 381]

Жизнь и творчество

1. Юность и годы учебы. Людвиг фон Мизес родился 19 сентября 1881 года в Лемберге. Его отец Артур был инженером и работал в министерстве управления железных дорог. Людвиг был старшим из трех братьев, один из них -- Карл -- умер от скарлатины еще в младенчестве, а другой -- Ричард -- стал известным математиком неопозитивистского направления, он умер в 1953 году. С 1892-го по 1900 гг. Мизес посещает лицей и гимназию в Вене. "Окончив лицей, -- вспоминает Мизес, -- я ощутил себя увлеченным не столько политической историей, сколько проблемами экономической, административной и социальной истории. Я решил заняться правом, а не историей, как намечалось прежде, еще со средней школы". Таким образом, в 1900 г. Мизес поступил на факультет политических наук и правоведения. "Приступая к учебе в университете, -- отмечает Мизес, -- я был решительным сторонником интервентизма. В то же время было нечто, что выделяло меня среди коллег, — я был убежденным антимарксистом". 2. Мизес и немецкая историческая школа экономики. В 1902 году, будучи еще студентом, Мизес опубликовал свою первую книгу "Die Entwicklung des gutsherrlichen-bauerlichen Verhaltnisses in Galizien 1772--1842". Эта работа, по словам Фридриха фон Хайека, "написана в духе господствующей немецкой исторической школы экономики и ее венского представителя Карла Грюнберга". Именно Грюнбергу, будущему директору Института социальных исследований, основателю франкфуртской школы, Мизес обязан своим интересом к проблемам экономической истории. Однако скоро Мизес замечает теоретические недостатки в историцизме экономической школы, эти недостатки становятся объектом его острой критики. По его утверждению, упомянутая школа "не произвела ни одной стоящей идеи" и "не вписала ни одной страницы в историю науки". С методологической точки зрения исторические исследования сопоставимы разве что с неусваиваемыми изданиями историографического характера". Историческую школу Мизес отвергает из-за "убогой тенденциозности подобного сорта литературы". 3. Знакомство с "Grundsatze" Карла Менгера. В декабре 1903 года Мизес прочел "Grundsatze der Volkswirtschaftslehre" Карла Менгера. "Благодаря этой книге, -- напишет он несколько десятилетий спустя, -- я стал экономистом". Через четыре года он лично встретился с Менгером; многочисленные встречи и беседы не остались без следа. Первого апреля 1909 года Мизеса пригласили в Венскую торговую палату в качестве члена центрального комитета по торговой политике. 4. Семинар Евгения фон Бем-Баверка и публикация "Theorie des Geldes". С 1913 года Мизес участвует в работе семинара, руководимого Евгением Бем-Баверком. "То был великий день, -- вспоминает Мизес, -- как в истории Венского университета, так и для развития политической экономии -- день торжественного открытия Бем-Баверком своего семинара". В 1912 году выходит в свет первое немецкое издание "Theorie des Geldes und Umlaufsmittel" ("Теория денег и средств обращения"), работу над которым Мизес начал в 1909 году. "Как я и ожидал, -- замечает Мизес, -- книга была буквально отвергнута грубыми рецензиями научных немецких журналов. Я не очень обеспокоился, зная, что совсем скоро мои прогнозы найдут реальное подтверждение". Джон Мейнард Кейнс также прислал свою рецензию, но слабое владение немецким языком не позволило ему уловить самобытную оригинальность книги. 5. "Я был экономистом страны". В 1913 году Мизеса пригласили преподавать, и в 1913--1914 годах он провел свой первый семинар в Венском университете. В годы Первой мировой войны Мизес испытал себя на фронте артиллерийским офицером, а за несколько месяцев до окончания военного конфликта поступил на службу в экономический отдел Военного министерства. В 1918 году Мизес продолжил работу в Венской торговой палате. Официально являясь рядовым служащим, окруженный коллегами и начальником, Мизес, по его же собственным словам, ощущал себя "экономической совестью страны". "Занимаемая тогда мною должность, -- пишет он, -- бесспорно позволяла оказывать влияние, сопоставимое с влиянием стоящего во главе какой-либо мощной политической партии австрийца. Я был ведущим экономистом страны. Но под этим не подразумевается беспрекословное исполнение моих рекомендаций. При поддержке своих немногочисленных друзей я вынужден был постоянно вести отчаянную борьбу. Единственное, чего нам удалось добиться, это разве что избежать катастрофы. То, что зимой 1918--1919 года дело не дошло до большевизма, что промышленный и банковский крах произошел не в 1921-м, а только в 1931 году, все это в немалой степени можно считать результатом моих усилий. Большего сделать было нельзя. Во всяком случае, я сделать большего не смог". 6. Преподавание в Венском университете. В том же 1918 году Мизес был приглашен на должность экстраординарного профессора Венского университета. Первое время читает лекции, но впоследствии, по причине крайней занятости, он ограничился семинаром, проводимым с периодичностью два часа в неделю, по проблемам экономической теории. "Никакое другое занятие, -- утверждал он, -- не казалось мне более желанным, чем профессия университетского педагога, хотя очень быстро я понял, что либералу вроде меня карьера штатного преподавателя на кафедре любого немецкоязычного университета заказана". Его лекции по политической экономии сопровождались растущим успехом в студенческой среде, что понятно, если мы вспомним о жалком состоянии, в котором находился тогда Венский университет. Действительно, после ухода Визера и переезда во Франкфурт Грюнберга заведовать тремя кафедрами политической экономики стали Отмар Шпанн, Ганс Майер и Фердинанд Дегенфельд-Шенбург. "Шпанн, -- вспоминает Мизес, -- практически не понимал сложившейся ситуации в политической экономической теории. Под названием политической экономии он на самом деле проповедывал "универсализм", который в конце концов оказался национал-социализмом. Дегенфельд в проблемах политической экономии понимал еще меньше. Уровень его преподавания едва ли смог бы удовлетворить запросы какого-нибудь второсортного коммерческого института. Майер бьш любимым учеником Визера, прекрасно знал сочинения своего учителя, а также работы Менгера и Бем-Баверка, все же на индивидуальном уровне был абсолютно лишен способности критически мыслить, потому не произвел на свет ни единой самостоятельной идеи". 7. Преподавание политической экономии и социологии в немецких университетах. В 1919 году Мизес опубликовал работу "Nation, Staat und Wirtschaft", определенную самим автором "научной книгой с политическим рисунком". Это была попытка освободить самосознание немецкого и австрийского народов от национал-социалистической копоти и реконструировать его на основе более высокой либерально-демократической политики. В том же 1919 году Мизеса ввели в научный комитет при Verein fur Sozialpolitik и в середине двадцатых годов избрали членом Deutsche Gesellschaft fiir Soziologie. Однако в 1933 году он покинул обе эти организации. "Впечатление от преподавателей экономических, политических наук и социологии в немецких университетах, -- вспоминает Мизес, -- было далеким от позитивного. Естественно, среди них были подготовленные и наделенные недюжими способностями люди. Все же большинство отнюдь не владели этими качествами... Многие называли себя узкими "специалистами-теоретиками". Готтль и Оппенгеймер страдали манией величия, Диль -- просто тупой невежда, Шпитоф не сумел опубликовать хоть одну книгу". Иными словами, "именно общение с подобными людьми способствовало ясному осознанию невозможности спасения немецкого народа. Факт, что эти слабоумные, ставшие профессорами, в свою очередь, путем отбора из лучших, преподавали в университетах важнейший предмет и должны были формировать слой политически грамотных профессионалов. Им оказывали большие почести, они пользовались вниманием образованных людей и общественности. Страшно было подумать, каким бы сформировалось поколение молодых, имеющих подобных учителей?" 8. Частный семинар Мизеса в Вене. Начиная с 1920 г. Мизес организовал "частный семинар" (Privatseminar). С регулярностью две недели в месяц, с октября по июнь, энтузиасты собирались в офисе Мизеса, находившемся в Торговой палате. "Как правило, -- пишет Мизес, -- наши встречи начинались в семь часов вечера и заканчивались в десять с половиной. На этих собраниях в непринужденной обстановке мы спорили по всем важнейшим проблемам политической экономии, социальной философии, социологии, логики, теории познания и форм человеческой деятельности. Именно в этом кружке родилась молодая австрийская школа политической экономии, а в венской культуре начался один из самых блестящих периодов. Я не был ни руководителем семинара, ни наставником его участников. Я был просто primus inter pares и получал от этих встреч больше, чем мог ожидать. Все участники кружка приходили добровольно, лишь жажда познания руководила всеми нами, так ученики с годами становились друзьями". Среди постоянных участников семинара были Готфрид Хаберлер, Фридрих Август фон Хайек, Феликс Кауфман, Фриц Махлуп, Оскар Моргенштерн, Альфред Шульц, Ричард фон Стригль, Эрих Войгелин. 9. Публикация книг "Социализм", "Либерализм" и "Критика интервентизма". В 1922 году Мизес отдает в печать рукопись книги "Gemeinwirtschaft" ("Социализм"). Ключевым моментом этого сочинения является доказательство невозможности экономического расчета в условиях социалистического общества. По мнению Хайека, "Социализм" -- самая важная работа Мизеса. "Эта книга, -- писал он, -- стала вызовом целому поколению и постепенно изменила мысли многих". Для самого Мизеса эта работа, а также две другие — "Liberalismus" ("Либерализм"), появившаяся в 1927 году, и сборник статей под общим названием "Kritik des Interventionismus" ("Критика интервенционизма") -- "в целом представляют собой некое органичное по форме изложение проблем социальной кооперации, в них я проанализировал все возможные формы человеческого взаимодействия и кооперации с учетом конкретных возможностей". 10. Встреча с будущей госпожой Мизес и поездка в США. В 1925 году в доме своего ученика Феликса Кауфмана Мизес познакомился с актрисой Маргит Герцфельд. Молодая вдова с двумя детьми Гитой и Гвидо через 13 лет, в 1938 году, станет женой Мизеса, а свидетелем на свадьбе будет Ганс Кельзен. В 1925 году Мизес из-за враждебного к нему отношения коллег-социалистов и государственников не получил места в Кильском университете. То же повторилось несколько лет спустя с его ни разу не востребованным запросом работы в Берлине. В 1926 году Мизес совершил вояж в Соединенные Штаты и по возвращении основал Австрийский институт исследований экономических циклов. В 1932 году, получив пенсию от Торговой палаты, Мизес тем не менее отказывается от ухода на пенсию; идеи и учреждение, в котором он работал, нуждались в защите. Тем временем социал-христианская партия готовилась упразднить Торговые палаты и заменить их системой государственного корпоративного устройства. 11. "Хотел стать реформатором, а стал историком декаданса". В 1933 году появилась в свет работа "Grundpropleme der Nazionalokonomie" ("Основные проблемы национальной экономики"), в ней были собраны некоторые наиболее ценные методологические эссе Мизеса. В этой работе нашли отражение основные итоги ис следований, предпринятых Мизесом в Вене. Суммируя изложенные в сборнике идеи, Мизес пишет: "Думаю, что представленные в этих работах теории являются неоспоримыми. Сталкиваясь с определенными проблемами, я разработал новую методологию, незаменимую для проведения научного анализа серьезных политических проблем". И добавляет: "Я продемонстрировал, что теория неминуемости победы социализма или интервентизма совершенно недоказуема. Капитализм не разрушает сам себя силой внутренней логики. Его хотят свергнуть те, кто ищет спасения в социализме и интервентизме. Меня согревает надежда, что написанное мною сможет когда-нибудь послужить практически, эти идеи найдут сочувствие у политиков. Я постоянно ждал признаков перемен в идеологии, хотя и сознавал опасную иллюзорность своих надежд: моя теория смогла бы объяснить причину падения великой цивилизации, но не смогла бы предотвратить само падение. Я желал быть реформатором, а стал историком эпохи декаданса". 12. Преподавание в Женеве. Весной 1934 года совершенно неожиданно Мизес получил приглашение занять профессорскую должность на 1934--1935 академический год на кафедре межнациональных экономических отношений в Высшем интернациональном институте Женевского университета. "Прибыв в Женеву к осени 1934 года, -- вспоминает Мизес, -- я знал, что мое пребывание там продлится один год. Однако я остался в Женеве до конца 1939--1940 учебного года. В Вене меня одолевали заботы политического плана и мелочи пустяковой ежедневной работы в Торговой палате. Наконец-то я смог заняться научными проблемами. Институт возглавляли два директора -- Вильям Э. Раппард и Поль Манто. Преподавательские обязанности были необременительными: часовая лекция и двухчасовой семинар в неделю. Среди преподавателей и учеников царила атмосфера единения и гармонии. Единственную в своем роде школу освящал дух либерализма". 13. Эмиграция в США. В 1940 году при содействии издательского объединения Editions Union Женевы была опубликована работа "Nazionalokonomie. Theorie des Handelns und Wirtschaftens". 2 августа того же года Мизес со своей женой прибыл в Нью-Йорк. "Я уехал из Швейцарии, потому что не мог продолжать жить в стране, которая воспринимала мое присутствие как некое политическое бремя и видела в нем угрозу своей безопасности". В Америке он оказался в обществе своих бывших учеников из Вены, среди которых Феликс Кауфман, Марта Стеффи-Браун, Фриц Махлуп, Альфред Шутц, Ильзе Минтц и Адольф Ридли. К Рождеству до Мизеса дошло приятное известие о выделенной ему из фонда Rockefeller Foundation субсидии, весть о повторном назначении он получил год спустя. В конце сороковых годов Мизес начал работу над своей автобиографией ("Notes and Recollections"). Спустя пять лет после смерти ученого, в 1978 году, мемуары были опубликованы женой Мизеса. Цитируемые отрывки взяты нами из этого издания. С 11 января по 25 февраля 1942 года Мизес по приглашению президента Мексиканского интернационального банка Монтес де Ока организовал в Мексике серию конференций. Возвращение в эту страну еще предстоит Мизесу в 1946-м и в 1949 годах. Между 1942-м и 1943 годами он опубликовал ряд статей в ежедневной газете "The New York Times". Так имя ученого становится все более популярным. Множество конференций в различных американских городах проходит с его участием. 14. Мизес -- один из основателей общества Монт-Пелерин. В 1944 году Мизес опубликовал "Omnipotent Government" ("Всемогущее государство"), а немного спустя "Bureaucracy" ("Бюрократия"). В январе 1945 года Мизеса пригласили преподавать в Graduate School of Business New York University (Высшую школу деловой администрации Нью-Йоркского университета). В 1946 году как Мизес, так и его жена получили американское гражданство. В 1947-м Мизес учреждает общество Монт-Пелерин. В том же году входит в руководящий состав Foundation for Economic Education, только что учрежденного Леонардом Э. Ридом. Среди первых публикаций, осуществленных новым фондом, стала книга Мизеса "Запланированный хаос". 15. Семинар Мизеса при NEW YORK UNIVERSITY. В 1948 году Мизес организовал в New York University свой семинар. На протяжении двадцати одного года каждый четверг, с 7.25 до 9.25 вечера, на этом семинаре собирались его нью-йоркские участники. Среди наиболее преданных членов семинара, принимавших самое горячее участие, следует упомянуть таких, как Роберт Г. Андерсон, Вильям Бурдик, Франк Диерсон, Эдвард Фэйси, Паул Файэ, Ричард Л. Фруин, Бэттина Бин-Грэйвз, Парси Л. Грэйвз, Генри Хазлитт, Рональд Герц, Изодор Ходе, Вайн Холман, Израель Кирцнер, Георг Коэтер, Роберт X. Миллер, Сильвестр Петро, Муррэй Н. Ротбард, Ганс Ф. Сеннхольц, Луи Спадаро. Семинарские собрания продолжались до 1969 года. В течение пяти лет его посещали два иезуита -- профессор экономики при Weston College отец Вильям Маккинс и бывший профессор экономики университета Гонконга отец Майкл Мансфельд. Как с ними, так и с другими священниками Мизес очень любил проводить философские и теологические дискуссии по социальным и экономическим вопросам. 16. Публикация "Human Action" ("Человеческий поступок") в конце сороковых годов. В 1949 году Мизес опубликовал "Human Action". Речь идет о переработанном издании предыдущего, уже упомянутого нами женевского издания 1940 года под названием "Nazional-okonomie", но с некоторыми изменениями, рассчитанными на англоязычного читателя. ""Human Action", -- пишет Х.Ф. Сеннхольц, -- монументальная работа, самый заметный со времен Первой мировой войны обобщающий трактат по экономике. Книга подобна прекрасному строению, воздвигнутому на прочной основе дедуктивной аргументации, это теоретический анализ форм человеческой деятельности. Вне всякого сомнения, эта книга -- одно из самых мощных творений человеческого ума нашей эпохи". 17. На приеме у президента Итальянской республики Луиджи Эйнауди. В 1952 году Мизес сдал в печать сборник статей конференций под названием "Planning for Freedom". Год спустя супруги Мизес приехали в Италию. 24 августа их принял Луиджи Эйнауди, президент Итальянской республики. Обед с президентом, вспоминает жена Маргит, "был неофицальным и неформальным. Как президент, так и Людвиг много говорили о политике и о прошлом". 18. Последние сочинения. В 1956 году вышла в свет работа Мизеса под названием "Антикапиталистическая ментальность". Идея этой книги, по мнению Лоренцо Инфантино, состоит в том, что антикапиталистическая ментальность -- типичная характеристика людей из категории обиженных; неспособные противостоять в условиях рыночной конкуренции, они стремятся к социальному "благоустройству" за счет других, хотят заполучить безконкурентным образом все блага раз и навсегда. В 1957 году Мизес сдал в печать книгу "Theory and History" ("Теория и история"), в ней, по словам X. Ф. Сеннхольца, дано определение "общей эпистемологии, применимой ко всем областям человеческого познания". Пять лет спустя, в 1962 году, опубликована работа "The Ultimate Foundation of Economic Science: An Essays on Method" ("Основания экономической науки: очерки методологии"). В ней Мизес предпринял решительную атаку против неопозитивистских идей и остро проанализировал неизбежные в этом случае катастрофические последствия. К 1969 году относится его последняя книга под названием "The Historical Setting of the Austrian School of Economics".

10 октября 1973 года Людвиг фон Мизес умер в возрасте 92 лет.

БИБЛИОГРАФИЯ

Сочинения Людвига фон Мизеса
Theorie des Geldes und der Umlaufsmittel, Duncker, Humblot, Miinchen-Leipzig, 1912; англ. пер.: The Theory of Money and Credit, Jonathan Cape, London, 1934. Nation, Staat und Wirtschaft, Manzsche Verlag-und Universitats-Buchhandlung, Wien, 1919. Die Wirtschaftsrechnung im sozialistischen Gemeinwesen, in "Archiv fur Sozialwissenschaften", XLVII, 1920, p.86--121. Die Gemeinwirtschaft: Untersuchungen uber den Sozialismus, Gustav Fischer, Jena, 1922; англ. пер.: Socialism: An Economic and Sociological Analiysis, Yale University Press, New Haven, 1951 и последующие издания; русск. пер.: Социализм: Экономический и социологический анализ, М.: Catallaxy, 1994. русск. пер.: Социализм: Экономический и социологический анализ. Вып. I -- Государство и рынок (сост.. Лапшов Б.А.) / "Дайджест-библиотека по современной политике и экономике", т. VIII, ч. I, М.: Лада,1995. Liberalismus, Gustav Fischer, Jena, 1927. Kritik des Interventionismus, Gustav Fischer, Jena, 1929. Grundprobleme der Nationalokonomie, Gustav Fischer, Jena,1933. Nationalokonomie: Theorie des Handelns und Wirtschaftens, Editions Union, Ginevra, 1940; отсюда берет начало: Human Action: A Treatise on Economics, Yale University Press, New Haven, 1949. Notes and Recollections, Libertarian Press, South Holland (ill), 1978. Omnipotent Government: The Rise of the Total State and Total War, Arlington House, New Rochelle-New York, 1969. Bureaucracy, Yale University Press, New Haven, 1944; русск. пер.: Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность, Москва: Дело, 1993. Planning for Freedom, and Sixten Other Essays and Adresses, Libertarian Press, South Holland (ill.), 1980; русск.пер.: Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальностъ, М.:Дело, 1993. The Anti-Capitalistic Mentality, Libertarian Press, South Holland (ill.). 1978; русск. пер.: Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело,1993. Theory and History: An Interpretation of Social and Economic Evolution, Arlington House, New Rochelle -- New York, 1969. Economic Policy: Thoughts for Today and Tomorrow, Regnery Gateway, Chicago 1979. The Ultimate Foundation of Economic Science: An Essay on Method, Sheed Andrews and McMeel, Kansas City 1977.
Тhе Historical Setting of the Austrian School of Economics, Arlington House, New Rochelle -- New York,1969.

N.B.! Подробную библиографию сочинений Людвига фон Мизеса см.: B.Bien-Greaves. The Works of Ludwig von Mises, Foundation for Economic Education, Irvington on Hudson. -- New York, 1969. Сочинения о Людвиге фон Мизесе
Колл. авт., The Marginal Revolution in Economics, при содействии R.D.C. Black, A.W. Coats, C.D.W. Goodwin, Duke University Press, Durham, 1973. Колл. авт., On Freedom and Free Enterprise: Essays in Honor of Ludwig von Mises, при содействии М. Sennholz, D. van Nostrand, Princeton, N.J., 1956. Колл. авт., Towards Liberty: Essays in Honor of Ludwig von Mises on the Occasion of his 90th Birthday, при содействии F.A. von Hayek, Institute for Human Studies, Menlo Park (California), 1971. Колл. авт., The Economics of Ludwig von Mises: Toward a Critical Reappraisal, при содействии L.S. Mass, Sheed and Ward, Kansas City, 1974. Колл. авт., Method, Process, and Austrian Economics. Essays in Honor of Ludwig von Mises, при содействии I.M. Kirzner, D.C. Heath and Company, Lexington, 1982. Колл. авт., Homage to Mises: The First Hundred Years, при содействии J.K. Andrews, Hillsdale College Press, Hillsdale (Mich.), 1981. Колл. авт., The Foundations of Modern Austrian Economics, при содействии E.D. Dolan, Sheed Andrews and McMeel, Kansas City, 1983. E. Butler, Ludwig von Mises, Gower Publishing Company, Aldershot, 1988. R. Cubeddu, Il liberalismo della Scuola austriaca: Menger, Mises, Hayek, Morano, Napoli, 1992. R. Cubeddu, Tra Scuola austriaca e Popper, Napoli, 1996. L. Infantino, Individualism in Modern Thought, Routledge, London,1998. L. Infantino, Mises e la societa' aperta. LUISS, Roma, 1992. P. Barrotta, Gli argomenti dell' economia, Milano, 1992. R. Nozick. On Austrian Methodology, in "Synthesis", 36,1997. M.N. Rothbard, The Essential Mises, Oakley R. Bramble Publisher, Lausing (Mich.), 1973. M.N. Rothbard, Individualism and the Philosophy of the Social Sciences, Cato Institute, San Francisco, 1979. B.J. Caldwell, Praxeology and its Critics: An Appraisal, in "History of Political Economy", XVI, 3, 1984. W. Mayer, Ludwig von Mises und das subjektivistische Programm, in "Wirtschaftpolitische Blatter", IV, 1987. M. von Mises, My Years with Ludwig von Mises, Arlington House, New Rochelle -- New York, 1976.
D. Antiseri--L. Pellicani, L'individualismo metodologico. Una polemica sul mestiere dello scienziato sociale. F.Angeli, Milano, 1992.

Человеческий поступок всегда рационален по определению.

Любой рациональный поступок является экономическим.

Чисто экономическая сфера есть
не что иное, как сфера, в которой
возможны расчеты в денежных
единицах и монетарных терминах.

1.1. Человеческая деятельность, в отличие от набора реакций животного, является волевой и сознательной

[L. Von Mises. The Human Action, p. 10--14, 16--17, 18, 25--26]

Человеческое действие есть волевое поведение. Точнее: действие есть преобразованная в поступок воля, а ее цели и направленность есть осмысленный ответ на стимулы и условия среды. В этом проявляется сознательная адаптация человека к состоянию определяющего его жизнь универсума. Подобное толкование страхует нас от возможных ошибочных интерпретаций, однако дефиниция адекватна сама себе и не требует долгих комментариев.

Сознательное, т.е. волевое, поведение прямо противоположно бессознательному поведению, рефлексивным и непроизвольным ответам на раздражение нервных клеток человеческого тела. Многие из нас предрасположены верить, что границы между сознательным и неосознаваемым сложно определить даже в рамках человеческого тела. Это верно лишь в том смысле, что иногда конкретное поведение усложняет задачу определения меры осознанности действия. Тем не менее граница существует, и ее можно совершенно четко определить.

Бессознательная реакция органов и клеток тела как данность для действующего Я ничем не отличается от влияния любого другого внешнего факта. Действующий субъект должен осознавать все происходящее внутри собственного тела так же, как, например, время или привычки своих близких. Конечно, способность к нейтрализации влияний телесных факторов небезгранична, но все же внутри определенных границ контроль над телом возможен и необходим. Силой воли можно преодолеть болезнь, компенсировать врожденные или приобретенные физические дефекты, подавить рефлексивные импульсы. Насколько далеко контроль распространяется, зависит также от намерений, интенциональных действий. Если, к примеру, человек воздерживается от контроля за действиями своих нервных центров, хотя и в состоянии это сделать, то, с нашей точки зрения, его поведение сознательно.

Область нашего рассмотрения -- праксеология -- не производные психологические события, а человеческие действия. Именно это отличает общую теорию действия от психологии, изучающей внутренние движения, приуготавливающие определенное действие. Тема праксеологии -- действие как таковое. Речь идет не только о предпочтениях. Человек обнаруживает предпочтения и тогда, когда ситуация или события неизбежны, либо когда все думают, что они неизбежны. Так, мы предпочитаем солнце дождю, надеясь, что солнце появится и развеет тучи. Склонные к надеждам и ожиданиям не расположены к активному вмешательству в ход событий. Хозяин собственной судьбы -- человек действующий, он умеет добиваться поставленных целей. Из двух несовместимых вещей от выбирает одну и отвергает другую. Именно действие требует умения как приобретать, так и отвергать.

Выражение желаний и надежд, намерение определенного действия могут иметь форму акции постольку, поскольку содержат в самих себе реализацию определенной цели. Но их нельзя смешивать с действиями, к которым они относятся. В отличие от акций провозглашения, советов, действие -- вещь реальная. Важно общее поведение человека, а не разговоры о планировавшихся, но нереализованных актах. С другой стороны, акцию-поступок следует четко отделять от аппликаций служебного плана. Поступок означает применение всех средств для достижения цели. Как правило, среди задействованных средств есть и работа действующего человека, но не всегда. В некоторых ситуациях необходимо одно только слово. Тот, кто отдает распоряжения, может действовать и без особых трудовых затрат. Говорить или молчать, улыбаться или оставаться серьезным -- все это может быть акцией. Потреблять и наслаждаться или воздерживаться от того и другого -- действия не так различны.

Следовательно, праксеология не делит людей на активных, энергичных и пассивных и бездеятельных. Сильный и предприимчивый человек, ведущий борьбу за улучшение, -- не хуже и не лучше того, кто летаргически принимает вещи такими, как они есть. Безделие и праздность -- тоже действия, они по-своему определяют ход событий. Везде, где есть условия для вмешательства человека, есть действующий человек, при этом не так важен способ вмешательства. Тот, кто терпит нечто нетерпимое, что можно было бы изменить, действует не менее того, кто активно вмешивается, добиваясь другой цели. Значит, поступок заключен не только в действии, но и в противодействии тому, что должно было быть сделано.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Понимание неясных пока условий будущего бросает вызов любому правилу систематизации
Главный управляющий сравнивает издержки на производство таких деталей расчета факторов
Человек свободен
Как из действий индивида возникает общество

сайт копирайтеров Евгений