Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В размещении разрезов и буфов каждый руководствовался собственным вкусом, равно как и в отделке платья дорогими бордюрами и вышивками. Чаще всего вышивали символические фигуры и различные изречения, украшая ими даже штаны. Некоторые щеголи носили кафтаны без грудной выемки и в этом случае нередко высоко подбивали грудь, как это раньше уже было в моде.
Штаны носили по-прежнему в обтяжку и вскоре переняли французскую моду разделять их повыше колена и связывать обе части завязками или же надевать короткие штаны поверх штанов, обычно отличающиеся от первых по цвету и украшениям (рис. 87, а, б, в). Вместе с этим изменялся и плащ, постепенно уменьшаясь в объеме настолько, что часто напоминал четырехугольный лоскут, едва закрывавший туловище до бед е р (рис. 86, в; ср. а, б). Так н а з ы в а е м ы е глоки, т. е. н е р а с п а ш н ы е плащи, которые все еще использовались, тоже значительно укоротились и сузились (рис. 87, в).
Вместе с этим костюмом некоторые щеголи, а также состоятельные люди, следившие за модой, носили широкую верхнюю одежду; одни — в виде короткого подпоясанного или без пояса распашного камзола с широкими и длинными или короткими и узкими рукавами (рис. 87, г); у других этот камзол наглухо застегивался на пуговицы, часто плотно пришитые одна возле другой (рис. 88, б); у третьих он был весь в складках и напоминал блузу (рис. 89, б) или широкое короткое пальто с воротником и т. д.
89


Г. Вейс. История культуры народов мира


Рис.  86
Цвет этой одежды был чрезвычайно разнообразен и отличался пестротой. Рукава обычно делались не длиннее кисти, но нередко встречались рукава, доходившие до земли, поэтому нужно было их сначала отвернуть, чтобы потом высвободить из-под них руку (рис. 89, а, б).
Кроме того, рукава, доходившие до кисти, толсто простегивались по всей длине или только до своей верхней части, от плеча до локтя. В этом случае в них делались разрезы (рис. 87, ж; рис. 88, а, б) или пришивался отдельный разрезной рукав (рис. 88, а). Существовали также другие фасоны, на разные лады повторявшие удвоение рукавов.
Между тем наглухо закрытый тапперт стал популярным среди небогатых горожан и ремесленников. У них он сохранился, не изменяя своего покроя, до начала следующего столетия (рис. 90, а, б), тогда как высшие сословия уже в середине века заменили его роскошной шаубе (рис. 90, в; рис. 91; ср. рис. 45).
Эти одежды в свою очередь разнообразно видоизменялись: иногда они делались без рукавов, только с проймами для рук (рис. 90, в), иногда с длинными или короткими, широкими или узкими рукавами различных фасонов.
К концу столетия вместе с мешкообразными в моду вошли длинные и широкие рукава, у которых, кроме обычного отверстия на конце, делалась одна или несколько боковых пройм по длине рукава или полностью разрезные рукава с застежками.
90


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Шаубе спереди не застегивались, а на груди отворачивались так, что отороченная часть в виде воротника окружала шею (рис. 90, в; рис. 91, б). Она делалась из материи различного качества и цвета, и ее обычно подбивали мехом или хотя бы опушали им края и отвороты (рис. 90, в; рис. 91,6).
Поскольку зажиточные горожане почти все носили шаубе не длиннее, чем до середины икр, у знати, подражавшей французской придворной моде, она закрывала всю ступню.
Некоторые знатные щеголи выдумали нечто среднее между тап-пертом и шаубе: это было подобие чехла с разрезами по бокам, продольными складками спереди и сзади, меховой опушкой по нижнему краю и иногда с широким меховым воротником.
Было изобретено немало и других фасонов, но все они были лишь искажением, утрированием общепринятых форм, вследствие чего последние казались более странными и смешными, чем были на самом деле. Так было с полосатыми тканями, фалбалой, погремушками и длинноносой обувью — все это доводилось до крайности, переходившей  в шутовство.
Прежде «ми-парти» ограничивали только панталонами (одна половина штанов была одного цвета, другая — другого), теперь же она распространилась и на остальные части одежды, а позднее — даже на головные уборы и обувь. Самым простым видом «ми-парти» была одежда, составленная из двух разноцветных половинок таким образом, что спереди и сзади она была, например, наполовину голубая, наполовину красная, одновременно с одного бока — вся красная, с другого — вся голубая.

91

Иногда носили только двухцветные штаны, иногда только двухцветный камзол, но гораздо чаще и то, и другое. П р и этом цвета располагали так, что правая половина кафтана была одного цвета с левой половиной панталон, а левая половина кафтана  — с правой


Г. Вейс. История культуры народов мира


 

половиной панталон. Однако такое соответствие цветов соблюдалось не всегда, бывало, что и все четыре половины делались разного цвета.
Иногда к двум цветам прибавляли третий, разделяя их цветными полосами. Так, в 1473 г. аугсбургские рыцари носили трехцветную одежду, в которой главные цвета — белый и красный — по длине были разделены полосами зеленого цвета.
Разнополосность иногда усиливали тем, что половинки одежды делались не только разного цвета, но и из разной ткани.
Другой вид половинчатости, который   можно   назвать   разнофасоннос-тью, не распространялся далее рукавов,   по   крайней   мере   вначале,   и заключался   в   том,   что   один   рукав кроился очень широкий, а другой  — в обтяжку. Только в самом конце столетия таким же образом стали разнообразить покрой коротких штанов. По поводу ссоры, возникшей  в   1408  г.  во  Фридберге  между  хлебниками, башмачниками  и портными  из-за  того, что  последние  начали  носить   разноцветную обувь (один башмак черный, другой  —  белый), Франкфуртский городской совет постановил, что  «портные не имели никакого права носить такой обуви, но пусть носят, пока это не поведет к нарушению спокойствия».
Половинчатость и узкий покрой в обтяжку перешли и в следующее столетие, вместе с модой на фалбалу и высечку, достигшей своего пика. Длинные и висячие рукава отделывали по краям и проймам фалбалой в несколько рядов (иногда до 12), а также по всей длине обшивали ею рукавные швы, нашивали ее по всему платью, где только это было возможно, и даже на головные повязки. Этим украшением были обременены не только узкие платья, но и широкие, причем в еще большей степени.
Например, широкие наглухо закрытые накидки, так называемые глоки, и большие лежачие воротники некоторых видов верхней одежды так густо отделывали по краям фалбалой, что те и другие казались сшитыми из вырезанных городками лоскутков. Вскоре пришел конец и этой моде.
Это, конечно, произошло не сразу, а тянулось, постепенно ослабевая, почти до 1470 г. С тех пор сравнительно умеренная отделка фалбалой и высечкой стала исключительной принадлежностью наряда шутов и паяцев. В общепринятом костюме от нее остались только очень упрощенные зубчатые обшивки на нижнем крае платья, на обшлагах рукавов и на задних рукавных швах.
92


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
Погремушки обычно носили на поясе и перевязи (рис. 93). Некоторые прибавляли к ним повязку с погремушками в виде шейной ленты; погремушки пришивали к носкам обуви, к зубчатой оторочке платья или по большим праздникам (например, на призовых бегах в Нюрнберге) нашивали их вдоль панталон по наружному шву. Вместе с высечкой погремушки с 1470 г. перешли к шутам и стали отличительным признаком присвоенного им костюма, а в связи с этим и их звания.
Гораздо дольше держалась мода на длинноносую обувь (рис. 85, 86). Несмотря на все постановления, п р и н я т ы е против нее, она просуществовала в Германии и во Франции почти до конца столетия, постепенно уступив место полностью противоположному тупоносому широкому фасону.
Уже около 1460 г. постановлением городского совета в Нюрнберге была определена мера длины носков, а в 1470 г. Бернский совет запрещал под угрозой штрафа в три фунта носить носки длиннее нижнего сустава пальцев  рук.


Вслед за этим (1473 г.) по особому ходатайству бамбергского епископа длинноносая обувь была окончательно запрещена в Нюрнберге. Однако, несмотря на эти меры, включая папскую буллу, появившуюся в 1480 г. и тоже запрещавшую эту моду, Регенс-бургский городской совет в 1485 г. был вынужден пойти на некоторые уступки, постановив, что «носки обуви могут быть длиной в два пальцевых сустава, но не больше.
Иностранцам разрешается носить их и большей длины, но только до тех пор, пока они донашивают привезенную с собой обувь. Носки женской обуви не должны быть длинней одного пальцевого сустава». Даже после окончательного исчезновения этой моды (ок. 1501 г.) в Штутгарте посчитали необходимым включить в школьный устав запрещение ученикам носить длинноносую обувь.
Вместе с длинноносыми башмаками были постепенно забыты и деревянные остроконечные подбашмаки (рис. 86, б; рис. 90, а), замененные подвязными подошвами из твердой кожи.
Головных уборов различных фасонов стало значительно больше. Шляпы делали по личному желанию то выше, то ниже, но всегда с полями, которые иногда заворачивали кверху с той или другой стороны (рис. 86, б, в; рис. 90, б).
Шапкам часто придавали самые странные формы: были простые, плотно   охватывающие   голову   высокие   и   низкие   цилиндрические
93


Г. Вейс. История культуры народов мира


колпаки (рис. 85; рис. 87, в —е), шапки с чалмообразной верхушкой (рис. 87, а, б; рис. 91, б), плоские, окруженные валиком береты (рис. 87, г).
Также носили высокие круглые шапки с широким околышем, разрезанным на боках так, что его можно было опускать или весь, или только переднюю половину или заднюю (рис. 90, в).
Дополнением к этим головным уборам служила зендельбинде в виде повязки или покрывала, остававшаяся в моде до начала следующего столетия, вплоть до того, как плоский берет стал почти везде любимым головным убором. Разнообразие головных уборов, к которому следует прибавить не забытый до сих пор гугель (рис. 91, а), еще сильнее увеличивалось их отделкой.
Шапки и даже шляпы иногда делали полосатыми или половинчатыми из тканей различного цвета (рис. 87, в, е), обвешивали разноцветными шнурками, обкладывали галуном, вышитыми каймами, бахромой или кистями (рис. 85), а в конце столетия украшали пучком пестрых перьев (рис. 86, а; рис. 91,6), по французской моде. Щеголи носили на голове золотые обручи, венки и пр., очень часто украшенные цветными перьями (рис. 86; рис. 93).
Модной прической в это время считались длинные волосы, распущенные по плечам. Щеголи и в этом, как и во всем прочем, дошли до крайности (рис. 85, 86), пользуясь при недостатке собственных волос  фальшивыми.
Некоторые носили не очень длинные волосы, которые завивали, припекали и умащивали маслами. Степенные люди тоже носили волосы распущенными, но у них они были умеренной длины, чаще всего подстриженные на лбу прямой скобой. Бороду брили все, за очень редким исключением.
Под влиянием бургундско-французской моды стали популярны кожаные и шелковые перчатки с вышивками, обшивками и прочей
94


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


отделкой. Поясные сумки и поясные ножи по-прежнему носили те, кому это было разрешено (рис. 86, а, б; рис. 90, а; рис. 91, а).
Знатные дамы, которым прощалось многое, не удовлетворились дозволенными им в 1482 г. Эрнстом и Георгом Саксонским шлейфами в два локтя длины, а носили верхнюю одежду со шлейфом в четыре локтя и длиннее.
Такие шлейфы, разумеется, затрудняли ходьбу, и потому их несли за ними (рис. 94 — 97). П р и меньшей д л и н е достаточно было приподнять платье с одной стороны (рис. 95, а).


В том и другом случае было видно нижнее платье, потому его стали отделывать как можно наряднее: то широкой обшивкой из бархата или другой дорогой ткани, то вышивками и п р . (рис. 94; р и с . 9 5 , а, б).
Появившаяся позже подобная отделка верхнего платья делалась все богаче и иногда доходила до крайности. Дальнейшее сужение обеих одежд в талии и вокруг бедер сделало пояс совершенно бесполезным. Его или не носили вовсе, или надевали только в качестве  украшения.
Такие пояса были, как правило, металлическими и имели богатую отделку (ср. рис. 95 и сл.).


Дошедшее до крайности обнажение шеи и груди продолжалось и усиливалось. Не ограничиваясь существовавшим прежде значительным вырезом на груди, его еще больше стали расширять спереди, сзади и от середины к плечам, вырезая глубоким четырехугольником, порой оставляя плечи полностью обнаженными (рис. 9 5 , б; рис. 97, в).
Обычно перед лифа, доходивший несколько ниже талии, с середины груди собирали несколькими продольными складками (рис. 95, б, в) или делали на нем широкий и глубокий вырез, стянутый шнурами соответствующей длины (рис. 97, в).
Почти одновременно с таким обнажением груди и плеч эти части стали прикрывать кусками очень тонкой и прозрачной материи, которым
95


Г. Вейс. История культуры народов мира


придавали форму простого воротника или нагрудника, отделанного шитьем.
Рубашки были особого покроя, поддерживающего грудь. Пояса носили по-прежнему, т. е. как можно выше (рис. 94; рис. 96). Только к концу столетия начали, как и во Франции, отделять лиф от юбки и считать их самостоятельными частями костюма.
Одновременно стала распространяться верхняя одежда с коротким воротником, спереди закрывающаяся доверху. Эта одежда существовала и раньше, а в почтенных бюргерских семействах носилась постоянно как протест против неприличия господствовавшей моды. Ее носили то с поясом, то без (рис. 96, а, б). Такая же верхняя одежда, только распашная во всю длину, использовалась как накидка или плащ (рис. 95, в).
Из различных фасонов рукавов предпочтение отдавалось узким. В общем же фасон рукавов менялся беспрестанно. Их пришивали то лишь к одной из двух одежд — верхней или нижней, то к обеим. В этом случае они были различных фасонов.
У верхнего платья рукава кроились преимущественно длинные и узкие (рис. 94; рис. 95, б, в; рис. 97, в), а иногда — широкие висячие (рис. 95, а; рис. 96, б; рис. 98, а, б).
То же самое можно сказать и о нижнем платье. Если оно имело рукава, то верхнее платье оставляли или совсем без рукавов (рис. 95, а), или же пришивали к нему, в зависимости от длины нижних рукавов, то широкие, то узкие, то длинные, то короткие, глухие или разрезные   рукава.
Узкие рукава, какому бы платью они ни принадлежали, иногда стали разрезать по всей задней стороне, у локтя и т. д., и подбивать буфами (рис. 95, б; рис. 97, б). Широкие висячие рукава, цельные или  разрезные спереди, в  основном  последние, делали такой не-
96


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия


померной ширины и длины, что они волочились по земле. Иногда их края отделывали глубокими вырезками (рис. 96, в; рис. 97, б; р и с . 98, б).
Цельные рукава тоже носили такой длины, что они спускались гораздо ниже кистей рук (рис. 98, а). Благодаря разрезным рукавам нижнего платья у тщеславных молодых и кокетливых женщин к концу столетия вошло в моду обнажать руки, начиная от локтя. Это привело к тому, что руки стали украшать различными драгоценностями.
В связи с широким распространением роскошно отделанных двойных платьев и распашных верхних одежд плащ практически вышел из употребления (рис. 95, в). Его надевали только для защиты от холода или плохой погоды, поэтому его отделка была довольно простой.


 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Особенно из среднего сословия
Металлическое вооружение было относительно легким
На всю германию
До формирования упомянутых полков состав германского войска был таким же франции главным

сайт копирайтеров Евгений