<<< ΛΛΛ >>>
Ночи темные от сапог Божьих158.
Подобные ответы нам кажутся подчас слишком простыми и наивными. Между тем
они содержат весьма глубокое представление о том, что весь мир, так же как человек, это не
только творение Божие, но и образ Божий или Его икона. Отсюда протягивается связь между
микрокосмом (человеком) и макрокосмом (вселенной), связь, которую признают и христиан-
ские теологи, и многие философы древнего и нового времени. Между прочим, в «Голубиной
книге», наряду с проблемами космогонии, ставятся вопросы и даются ответы на тему антро-
пологии — из чего сотворен человек, по частям: откуда у нас разум, откуда помыслы, откуда
кости, откуда тело, откуда кровь? И ответы: разум — от самого Христа, помыслы — от обла-
ков небесных, кости крепкие — от камня, тело — от сырой земли, кровь — от моря.
Отдаленные аналогии «Голубиной книги» мы можем порой уловить в языческих ми-
фах разных народов. В скандинавской мифологии, в текстах «Младшей Эдды» говорится,
что еще до рождения богов самозародились в мировой бездне великаны, во главе со злым
великаном Имиром. Затем боги убили этого великана и сделали из плоти его землю, из кос-
тей — горы, из зубов и осколков костей — камни и валуны, из крови — море и все воды, из
волос — леса, из мозга — облака, из черепа — небосвод.
Однако связь «Голубиной книги» с этими языческими мифами о сотворении вселен-
ной и человека осуществлялась, конечно, не прямо, а опосредствовано, через христианские
апокрифы, хотя и религиозного, но легендарного, полусказочного содержания, не апробиро-
ванные и отвергнутые Церковью. Например, в апокрифическом сказании о сотворении чело-
века, повлиявшем на «Голубиную книгу», рассказывается, что у Адама из земли было сдела-
но тело, из камня — кости, от моря — кровь, от солнца — глаза, от облаков — мысли, от вет-
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 9 архиепископ Кто то придет со стороны красоту ее Основные записи народных суеверий в россии были сделаны главным образом в xix религии культура Вора по от ношению к государству посреди почитают
|