<<< ΛΛΛ >>>
ее любуются, и простояли на одном месте с утра до позднего вечера»9.
Сказка со знанием дела излагает такого рода сеансы, в которых красота играет роль
колдовства. По ее вине человек делается «не свой», «и ест — не заест, и пьет — не запьет,
все она представляется!» «Ничего, — говорит королевич о своей безрукой возлюбленной, —
ведь ей не работать; я красоту ее и сплю — в глазах вижу!»10
8 Там же, с. 446.
9 Там же, с. 130.
10 Там же, с. 373.
7
Отвести глаза от сказочной дивы тем более невозможно, что лицо у нее, подобно
прожектору, излучает ослепительный свет. Для этого иногда во лбу устанавливается солнце,
месяц или что-нибудь подобное, и мы еще толком не знаем, что это такое, и не третий ли это
глаз горит у героев во лбу, совмещая магию света с энергией зрения?..
Красота в сказках имеет обыкновение не только приковывать взгляд, но и много ви-
деть. В сущности, это взаимосвязанные процессы: светить — смотреть. Поэтому свет к кра-
соте относится и во втором употреблении слова: весь свет; все, что мы видим. Глаз, как мы
знаем хотя бы из домыслов Гете, устроен по образу солнца, и если оно светит, то оно же и
смотрит. В Древнем Египте изображалось Око Солнца — божественный, проницательный
глаз. Полнолуние — чтимый праздник в Египте — именовалось «полнотою глаз». Илья Му-
ромец, собираясь в дорогу на четыре стороны света, куда глаза глядят, осенял себя благода-
тью Всевидящего Глаза.
А тут ли стал Илья да на резвы ноги,
<<< ΛΛΛ >>>
Каменистых пустынь на руси поблизости Каторый царь над царями царь главных предметы Свернутая кольцом бесконечность содержание Говорит мастер климке Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 4 стрелок
|