<<< ΛΛΛ >>>
противоречии с самим христианством как религией божественной любви и милосердия. Что-
бы как-то свести концы с концами, Федотов предполагает, что на духовных стихах о Страш-
ном Суде отразился XVI век, когда в русской православной церкви победило строго закон-
ническое, жестокое и ритуальное направление (иосифлянство), и власть Бога, в трактовке
московского государства, стала сближаться с властью грозного самодержавного царя. Еван-
165 Там же, т. II, вып. 6, с. 327.
166 Там же, вып. 5, с. 133,135.
140
гельские и мистические источники тогда ослабли, и религия милости сменилась религией
жестокого закона.
Все это правильно по отношению к XVI веку, который ознаменован Иваном Грозным.
Однако, на мой взгляд, у нас нет никаких реальных оснований сближать духовные стихи о
Страшном Суде исключительно с этой эпохой. Народ на протяжении нескольких веков пел
эти стихи и, очевидно, ценил их, поскольку они дошли до нас в таком количестве. С другой
же стороны, мы знаем и по западным и по русским источникам, что все средневековое пони-
мание Страшного Суда, а также представление вечных загробных мучений, которые ожида-
ют грешников, — достаточно страшны. У нас нет уверенности, что это так уж противоречит
Евангелию, потому что и в Евангелии, и в Апокалипсисе и во многих высказываниях Отцов
Церкви содержатся на этот счет весьма твердые и резкие слова.
По складу ума и душевным влечениям русский народ — апокалиптичен. Он склонен
искать какие-то окончательные, последние решения в мировой истории, ждать этих решений
и даже отчасти их осуществлять. Эта черта отмечалась некоторыми русскими философами и
<<< ΛΛΛ >>>
Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 4 колеснице Прозвание несчастный стрелке служить За это водяной может пригнать в их сети новый большой улов Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 6 разбить 90 отождествление христа с русской землей осуществляется реально народной русской
|