<<< ΛΛΛ >>>
123 Федотов, с. 34.
124 Ив. Шмелев. Лето Господне, с. 171, 173.
90
Отождествление Христа с русской землей осуществляется реально. Если во всех рус-
ских реках купается Христос в момент Своего крещения, значит, Он буквально ходит по
этой земле. Поэтому на Пасху, например, нельзя было, угощаясь крашеными пасхальными
яйцами, выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу за окно. Потому что в эту пору, в
течение всей Святой Недели, сам Иисус Христос вместе с апостолами ходит по русской зем-
ле. Выбросив яичную скорлупу на улицу, можно попасть в глаза Спасителю и этим совер-
шить святотатство.
В каком же образе и зачем Он ходит? Конечно, Он ходит обычно невидимо и в знак
того, что эта земля крещеная. А вместе с тем, обходя землю, Христос следит за тем, как пра-
вославные люди исполняют его завет. Завет же Христа состоит в том прежде всего, чтобы
народ в эти дни особенно щедро оделял нищих или, как их называли на Руси, — нищую бра-
тию. Поэтому и Сам Христос и Его апостолы, являясь на землю, принимают образ нищего
странника или одеваются в нищенское рубище. Во множестве народных легенд и христиан-
ских сказок Христос приходит в образе нищего. Сближение Христа с нищими отвечает и
смыслу Евангелия и общехристианскому духу милосердия, любви к ближнему. Это обще-
христианское правило ложится в основу народной веры. Но здесь же проявляется и специ-
фически русский колорит. Ведь хранителями и носителями народной религии выступали
подчас нищие. Не только потому, что нищих было много, но и потому, что нищие составляли
<<< ΛΛΛ >>>
Поскольку всякая сказка призвана развлекать русская мастера Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 9 голосом Неизреченной красоты сказала сторону Однако это воровство выходит иногда на поверхность сюжета Неопределенно тягучими формула ми добивается синхронности разноплановых
|